С боярами они так никогда и не встали. Замены не произошло, таран оказался слишком слабым.
Предложенная Покровским схема не работает, и ее методологическая несостоятельность полностью распространяется и на среднее звено в цепи эволюции — «демократию мелких торговцев и мелких самостоятельных производителей». В истории Новгорода не было и такой фазы. Влияние бояр ни на житьих, ни на черных людей никогда в истории Новгородской республики не было серьезно поколеблено и могло лишь временно ослабляться при стихийных народных бунтах. Советские исследователи подчеркивали в первую очередь эксплуататорскую, феодальную природу Новгородской республики. «Народоправство» как социально-политическая характеристика оказалось для них совершенно неприемлемо. Но в рамках феодального типа государства находила и находит приверженцев, особенно применительно к XI — XII векам, оценка вечевой формы (не только в Новгороде) как демократической. Как орган «своеобразной феодальной демократии» рассматривает вече В. В. Мавродин. Проявлением «феодальной демократии» считают вечевые порядки В. Т. Пашуто, П. Т. Толочко и др. Очень удачна формула, предложенная В. Л. Яниным в «Новгородских посадниках»: «Новгородский вечевой строй является образцом феодальной демократии в ее русском боярском варианте» (правда, далее речь идет о перерождении демократии в олигархию)1. Немалое распространение получила и оценка Новгорода как аристократической республики. М. Н. Тихомиров видит в новгородском устройстве «типичные черты средневековой аристократической республики с преобладанием власти бояр-землевладельцев и верхушки купечества». А. В. Арциховский полагает, что Новгород был аристократической республикой, ибо вече, несмотря на свой демократический 'состав, избирало на должности посадников и тысяцких представителей немногочисленных боярских семей. «Философский энциклопеди- 1 См.: Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971. С. 103; Пашуто В. Т. Черты политического строя Древней Руси//Древне-русское государство и его международное значение. М., 1965. С. 34; Толочко П. П. Вече и народные движения в Киеве — «Исследования по истории славянских и балканских народов». М., 1972. С. 142; Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 4. - —— ____________ 269 _______________ ческий словарь» приводит Новгород как пример аристократической республики1. Интересны соображения В. Л. Янина о том, что «новгородская государственность времен республики пережила закономерную эволюцию от показных форм феодальной демократии к откровенной олигархии»2. Постановка вопроса чем-то напоминает позицию М. Н. Покровского, с той только разницей, что последний не считал новгородскую демократию фиктивной. «В XIV веке и особенно в XV веке новгородское боярское государство быстро двигалось к олигархической форме правления и политическому краху,-—пишет Янин. — Узурпация сотенной системы, приобщение к власти всего сословия бояр, последовательное внедрение в церковную и монастырскую систему — все это разные проявления одного процесса практической ликвидации древних вечевых порядков, которые (особенно в низших звеньях вечевой системы) создавали поначалу хотя бы видимость представительного участия других сословий в политической жизни государства»3. Под узурпацией сотенной системы понимается монополизация боярами должности тысяц-кого, которая, по мнению Янина, до XIV века замещалась житьими людьми, под приобщением к власти всего боярства — расширение числа посадников, т. е. реформа второго десятилетия XV века, о вероятности которой речь шла выше. Эта реформа, полагает Янин, была важнейшим этапом на пути утверждения олигархической формы правления: после нее вечевое собрание «не могло не приобрести фиктивный характер», вечевой строй практически ликвидируется. Важнейшими признаками олигархической власти Янин считает ее кастовость и приобщение к власти касты в целом, которое и было достигнуто рез'ким расширением числа посадников в результате реформы 1410-х годов4. Эту 'концепцию разделяет А. С. Хорошев, который говорит об эпохе расцвета олигархической феодальной государственности, начавшейся с 30-х годов XIV века, и о «моральной смерти республиканской государственности» в результате реформ первой четверти XV века5. 1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.33. 2 Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 4. 3 Янин В. Л. Очерки... С. 236—237. 4 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 338, 340 и др. 5 См.: Хорошев А. С. Церковь... С. 56, 87. __________________ 270 ___________________ Отметим, что подчеркивание олигархических тенденций не мешает Янину признавать, что политический строй Новгорода создавал значительно лучшие условия для участия масс в государственной жизни, чем самодержавный режим в княжествах. В книге «Я послал тебе бересту...» он вообще дает более позитивную оценку новгородской государственности в последние два века ее существования: «Именно к концу XIII — первой половине XV века относится эпоха расцвета «великой русской республики средневековья». Вечевой строй, который использовался боярами как орудие их власти над остальным населением, все же больше способствовал активности народных масс в политической и культурной жизни, чем княжеское самовластие в других средневековых русских центрах. И не случайно расцвет культуры в Новгороде совпадает с эпохой расцвета республиканского строя»1. О возникновении боярской олигархии, в которую врастали наиболее богатые купеческие семьи, пишут и западногерманские исследователи, причем они относят начало этого процесса ко второй половине XIII века и не подчеркивают, что речь идет о форме правления2. Б. Дмитришин считает Новгород демократической республикой3. Дж. Вернадский отмечал, что эта демократия была в определенной степени ограничена интересами высших классов4. М. Шефтель подчеркивал, что благодаря сосредоточению правительственной деятельности в совете господ, хотя теоретически он и являлся орудием веча, «в последние два века своей независимости... Новгородское государство стало олигархией нескольких патрицианских семей, прикрывающейся фиктивными формами демократической республики»5. Это важный нюанс. Что по мере развития феодализ- | ма, роста богатства землевладельцев возрастало и их I влияние на политический строй, что по мере укрепле- / ния республиканских устоев боярство отдалялось от/ простой чади, с которой оно выступало заодно в борьбе с княжеской властью, становилось более спесивым1 и властным и стремилось решать все важные вопросы в 1 Янин В. Л. Я послал тебе бересту. С. 43. 2 См., например: Goehrke С. Die Sozialstruktur... S. 361; Leusch-ner J. Novgorod. S. 40. 3 Dmytryshin B. A History... P. 94. 4 Vernadsky G. A History... P. 51. 5 Szeftel M. Russian institutions... P. IX. 626. ________________ 271 ________________ своей среде, что это нашло выражение в формировании «господы», в монополизации всех ключевых должностей, не подлежит никакому сомнению. Процессы эти быстро нарастали. Незыблемость власти бояр обеспечивалась богатством, влиянием в улицах, концах, близостью к церкви, а также массой обычаев и многими формами зависимости простого населения от «отцов города». Говорить о боярской олигархии в социально-политическом смысле есть все основания, хотя заметим, что с самого основания республики и даже раньше никогда во главе города не стояли выходцы из молодших людей. Но решение вопроса о форме государства требует юридических, а не социально-политических критериев. Олигархия буквально означает «господство немногих». Что имеется в виду.— фактическое или формальное, юридическое положение? Когда речь идет о форме правления, учитываются именно правовые моменты организации власти, а не ее классовый смысл, не то, в чьих руках она реально находится. Конечно, форма связана с содержанием, но связь эта не так прямолинейна. «Свободы ради дым стоит столбом, а попросту дерется раб с рабом», — говорится в «Фаусте» Гёте об античной демократии. Олигархия понималась античными мыслителями (и Платоном, и Аристотелем, и Полибием) как извращенная форма аристократии. При аристократии власть принадлежит лучшим, достойным и служит общему благу, при олигархическом.правлении богатство вытесняет достоинство. Но и в том и в другом случае квалифицирующим признаком служит весьма существенное неравенство в правах, существенное сужение круга полноправных граждан. Характерно, что незначительное ограничение политической правоспособности, введение невысокого имущественного ценза для занятия должностей Аристотель не считал отрицанием демократии, для него это был один из видов демократического правления1. Все исторические примеры олигархии свидетельствуют о юридическом, а не только фактическом, неполноправии. В Афинах олигархический переворот 411 года ограничил число граждан, обладавших активным и пассивным избирательным правом до 5000 человек, 1 См. об этом: Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С. 201. _____________ 272 ________________ уменьшилось количество оплачиваемых должностей, вытеснялась из политической жизни жеребьевка. В Венеции в 1297 году был затруднен, а в 1315 гопу вообще закрыт доступ в Большой совет представителям неаристократических семей. Глава исполнительной власти в Венеции и Генуе избирался пожизненно. В крупных английских городах времен Елизаветы простые граждане устранялись от участия в тесных советах, пополнявших свой состав путем кооптации. Ничего подобного не знала история Новгорода. Если признать, вслед за М. X. Алешковским и^В. Л. Яниным, что в вече участвовали только феодалы, то можно говорить об олигархии. Но эта версия не подтверждается, к тому же авторы не связывали ее с XIV—XV веками, а распространяли на весь республиканский период. Если допустить, что после расширения посадничества степенный посадник избирался не на вече, а в коллегии посадников, как заметил где-то Янин, то можно было бы говорить о возникновении олигархии. Но, кажется, и сам Янин на этом не настаивает, и источники не содержат никаких намеков на столь серьезную перемену в политическом строе. Если бы совет господ провозгласил себя! верховной властью и его постановления не нуждались бы больше в одобрении веча, следовало бы говорить об олигархическом перевороте. Но этого не произошло, и в последние годы вольности вопрос, об отношениях с Москвой и Литвой, т. е. судьба республики, решался не главами боярских родов в палатах владыки, а всем народом на вече. При определении формы государства в Новгороде никак не обойтись без четкого разграничения между формально-юридической и фактической, или более широкой социальной постановкой вопроса. К сожалению, это не всегда делалось. Уже упоминалось, что Б. Д. Греков в 30-х годах называл Новгород республикой в кавычках1. Тот же взгляд проводился в «Истории СССР» 1938 года. В своем первом учебнике истории государства и права СССР С. В. Юшков вообще не определяет политический строй Новгорода как республиканский, за что его критиковал С. А. Покровский2. В последующих изданиях Юшков учел эти заме- 1 См.: Историк-марксист. 1936. Кн. 4. С. 159. 2 Советское государство и право. 1941. № 7; см. также: Советская историко-правовая наука. М., 1978. С. 90.
|