Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этические проблемы генетических исследований





Новые этические вопросы порождаются стремительным развитием генетики человека:

– Может ли геном быть критерием оценки личности?

– Может ли реальность биогенетического неравенства (способности, здоровье) стать основанием социального неравенства и дискриминации?

– Не станет ли генетическое тестирование населения основанием стигматизации и классификации групп населения (в частности, поводом для ограничения свобод «неблагополучных» людей)?

– Должно ли генетическое обследование стать доступным каждому и охватывать всю популяцию?

– Должно ли генетическое тестирование стать обязательным, особенно для людей, вступающих в брак или при беременности?

– Может ли неблагоприятный прогноз при пренатальной генетической диагностике быть основанием для аборта?

Даже такое безобидное нововведение, как генетическая паспортизация требует этической экспертизы, ибо вызывает возможность вмешательства в личную жизнь граждан и опасность генетической дискриминации по состоянию здоровья. Новые очертания обретает при проведении генетического анализа, в частности генетического тестирования (ГТ), проблема сохранения врачебной тайны, поскольку объектом «этической заботы», соблюдения принципа конфиденциальности и сохранения врачебной тайны становится не только пациент и его родственники, но даже еще не родившиеся дети.

Всегда ли следует сообщать результаты ГТ самому пациенту? Например, в случае выявления предрасположенности к заболеванию, которое обязательно проявится, но в далеком будущем (болезнь Альцгеймера)? Надо ли обрекать человека долгое время, до старости, жить с грузом этой информации и страхом перед будущим?

Как быть с информацией о возможной опасности заболевания, которое может проявиться или не проявиться – у самого пациента или у его потомства? Здесь встает вопрос не столько о сообщении информации (она должна быть сообщена, пациент имеет право знать ее), сколько о ее объективности и достоверности.

Этично ли сообщать человеку об имеющейся у него предрасположенности к тому или иному заболеванию, если медицина не может еще предотвратить его развитие?

Вправе ли человек выбирать: знать или не знать о результатах ГТ и можно ли информировать его об этом в принудительном порядке?

Должны ли родственники знать результаты ГТ: ведь это может осложнить им жизнь, нанести определенный ущерб?

Должна ли быть субъектом информирования общественность? Не станут ли данные «генетической паспортизации» использоваться страховыми компаниями и работодателями?

Не приведет ли ГТ к дискриминации людей по генетическим признакам: при приеме на работу, вступлении в брак, планировании потомства?

Как гарантировать и обеспечить конфиденциальность материалов ГТ?

Наконец, не станет ли ГТ основой новой евгеники? Не приведет ли прогресс в области генетики к возрождению евгенических концепций, направленных на увеличение воспроизводства индивидов с признаками, способствующими процветанию общества и ограничение воспроизводства лиц с отягощенной наследственностью?

Еще более острые этические проблемы порождаются непосредственным генно-инженерным вмешательством. А ведь сегодня становятся реальными: направленное изменение генетического материала; идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клонирование); создание химер из наследственного материала разных видов (ксенотрансплантация). При этом некоторые ученые считают, что их деятельность ни в чем не должна быть ограничена: то, что они хотят, они также и могут делать. Вместе с тем:

Должна ли наука ограничиться расшифровкой патологических генов или она должна пойти дальше – к поиску генов, ответственных за поведение человека?

Можно ли «улучшать» или «гармонизировать» человека и род человеческий путем предоставления рекомендаций при вступлении в брак на основании медико-генетического тестирования?

Какова перспектива того, что человек (генетик-исследователь, политик) может стать «соавтором» биологической эволюции?

Может ли и должно ли государство и общество регулировать процесс научных исследований, и если «да», то как?

Несмотря на все опасения и страхи, современная наука, например, клонирование органов и тканей может предоставить огромные терапевтические возможности в решении важнейших задач трансплантологии, травматологии и других областях медицины и ветеринарии. При пересадке клонированного органа не надо будет думать о подавлении реакции отторжения и возможных последствиях в виде рака, развившегося на фоне иммунодефицита. Клонированные органы – альтернатива для людей, попавших в автомобильные аварии или иные катастрофы; для людей, которым нужна радикальная помощь из-за заболеваний пожилого возраста (изношенное сердце, больная печень и т.д.)







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 812. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия