Высокие степени для верующих.
وَمَنْ يَأْتِهِ مُؤْمِناً قَدْ عَمِلَ الصَّالِحَاتِ فَأُوْلَئِكَ لَهُمُ الدَّرَجَاتُ الْعُلَى «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (Сура Та Ха, аят 75) Поистине, Всевышний Аллах Он Высокий, Он Тот, Кто поднимает и принижает, и никто не может возвыситься, кроме как через подчинение Ему. И высокое положение людей у Аллаха имеет причины: Первое: Вера и знание, как сказал Всевышний: يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура аль-Муджадила, аят 11) Всевышний по причине знаний поднимает даже раба и сажает его на места королей, как пришло в достоверном хадисе, что однажды Нафиъ бин аль-Харис пришел к Умару бин Аль-Хаттабу в Асфан. Умар поставил его над жителями Мекки. И Умар спросил у него: Кого ты поставил главным над жителями этой долины? Он ответил: «Ибн Абзу». Тогда Умар спросил: А кто такой этот ибн Абза? На что тот ответил: Один из наших вольноотпущенников. Тогда Умар сказал: Ты ставишь править ими бывшего раба? На что тот сказал: Он чтец Корана и знает науку о наследстве. Тогда Умар сказал: «Поистине ваш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине Аллах поднимает этой книгой одних людей и принижает других». Ибрахим Аль-Харби рассказывал: Атаъ бин Рабах был чернокожим рабом, которого родила одна из женщин Мекки. Его нос был подобен бобу. И однажды пришел амир правоверных Сулейман бин Абдульмалик к Ата с двумя сыновьями. Они сели рядом с ним, когда он молился. Когда он закончил свою молитву они начали задавать ему вопросы про обряды хаджа и затем Ата просто отвернулся от них. И Сулейман сказал своим сыновьям: Вставайте, и они встали. Затем он им сказал: «О сыновья мои, не будьте халатными в требовании знаний, поистине я никогда не забуду как мы находились в униженном положении перед этим чернокожим рабом» Также Аль-Харби рассказывал: «Мухаммад бин Абдуррахман имел короткую шею, и то она заходила к нему в тело, а плечи его торчали. И однажды его мать сказала ему: О сынок мой, если ты будешь находиться среди людей они засмеют тебя и будут над тобой издеваться. Поэтому требуй знания, они тебя поднимут. После этого он был управлял мекканским судом в течении 20 лет, и когда к нему кто-то приходил и садился перед ним, дрожал от страха пока не покидал его» Суфьян бин Уяйна говорил: «Самое высокое положение из людей занимают те, кто является посредником между Аллахом и Его рабами, а это пророки и ученые». Второе: Чтение Корана, его заучивание и жизнь в соответствии с ним. Умар бин Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине Аллах поднимает этой книгой одних людей и принижает других». И это действительно так. Всевышний поднимает чтеца Корана в этой и той жизни. Что касается этой жизни, то это баракат в годах, широта средств пропитания и любовь людей. Что касается той жизни, то Всевышний поднимет чтеца Корана в Раю, и он будет подниматься до самого последнего аята который был им прочитан. Абдуллах бин Амр, да будет доволен им Аллах, передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Знавшему Коран будет сказано: «Читай, восходи и отчётливо произноси слова (раттиль), как делал ты это в земной жизни, и поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочтённому тобою аяту. Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что посланник Аллах, да благословит его Алалх и приветствует, говорил: Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, (уготована) двойная награда» Третье: Скромность. Всевышний Аллах говорит: تِلْكَ الدَّارُ الآخِرَةُ نَجْعَلُهَا لِلَّذِينَ لاَ يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِي الأَرْضِ وَلاَ فَسَادًا وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных». (Сура аль-Къасас, аят 83) Также, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не убавляется имущество раба от милостыни, и Аллах обязательно возвеличит раба, если тот будет прощать, и тот, кто проявит скромность Аллах обязательно его возвысит» Абдуллах бин Аббас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого из детей Адама есть уздечка, концы которой в руках ангела. И если он проявляет смирение, то ангелу приказывается: подними уздечку, а если он проявляет высокомерие, то ангелу приказывается отпустить уздечку». Амр бин Шуйаб передал от своего отца, а тот от своего деда, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день высокомерные будут воскрешены в виде людей, но размером с маленькую букашку. Всякая вещь будет возвышаться над ними из-за их маленького размера, и это пока они не войдут в тюрьму ада, имя которой баулас, накроет их сильнейший огонь и их будут поить тынат аль-хабаль, соком обитателей ада» Четвертое: Шахада на пути Аллаха. Ведь шахид умирает ради того, чтобы слово Аллаха было превыше всего. И соответственно вознаграждение ему будет подобное. Всевышний возвысит его, поднимет его степень в раю.
|