Всеобъемлющий, Обладающий мощью
Языковое значение: Аль-Джухари сказал: Слова الوُسْعُ والسَّعة значат сила, мощь. Как сказал Всевышний:لِيُنْفِقْ ذُو سَعَةٍ مِنْ سَعَتِهِ Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. (Сура ат-Талак, аят 7) Т.е. в соответствии с тем богатством, которым он обладает. Арабы говорят: أوسع الرجل т.е. если он становится обладателем богатства и мощи. Аль-Асбахани говорил: Ас-са'а, используется как в местах и положениях, так и в действиях. Как слово мощь или щедрость. Что касатеся места, то Всевышний сказал: »أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُوا فِيهَا « «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней» (Сура ан-Ниса, аят 97) Что касается положения, то Всевышний сказал: وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, (Сура аль-Бакара, аят 236) Или как в словах Всевышнего: لِيُنْفِقْ ذُو سَعَةٍ مِنْ سَعَتِهِ Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. (Сура ат-Талак, аят 7) Что касается мощи, то Всевышний сказал: لاَ يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. (Сура аль-Бакара, аят 286) Что же касатеся слов: وَسِعَ رَبُّنَا كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا Охватил наш Господь каждую вещь знанием. (Сура аль-Араф, аят 89) То они подобно словам: أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا Он объемлет знанием всякую вещь. Также что касатеся слов Всевышнего: وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ Аллах – Объемлющий, Знающий. (Сура аль-Маида, аят 54) В нем говорится о широте Его мощи, знания, милости и щедрости, подобно словам Аллаха: ورحمتي وسعت كل شيء Моя милость объемлет всякую вещь. (Сура аль-Араф, аят 156) Это имя в Коране: Это имя пришло в Коране восемь раз. إِنْ يَكُونُوا فُقَرَاءَ يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий. (Сура ан-Нур, аят 32) وَاللَّهُ يُؤْتِي مُلْكَهُ مَنْ يَشَاءُ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ Аллах дарует Свое царство, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий». (Сура аль-Бакара, аят 247) وَاللَّهُ يَعِدُكُمْ مَغْفِرَةً مِنْهُ وَفَضْلًا وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий. (Сура аль-Бакара, аят 268) وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَنْ يَشَاءُ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий. (Сура аль-Бакара, аят 261) فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий. (Сура аль-Бакара, аят 115) Смысл этого имени в отношении Всевышнего Аллаха: Аль-Халими, да смилуется над ним Аллах, говорил: Аль-Уасиъ, т.е. Тот, Кто имеет безграничные возможности, безграничные знания, Его милость и щедрость распространены везде, в этом имени, указание на очищение от всякого недостатка и изъяна, признание перед Ним в том, что нет ничего такого, что было бы Ему не по силам, и что ничто не скрыто от Него, и что Его милость охватила всякую вещь. Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, говорил по поводу слов Аллаха: وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ Аллах – Объемлющий, Знающий. (Сура ан-Нур, аят 32) То есть Он имеет ввиду под словами Уасиъ, что Он охватил все Свои создания тем, в чем они испытывают нужды, Своей щедростью, управлением и милостями. В книге «Аль-Макъсад аль-Асна» сказано: «Аль-Уасиъ – однокоренное слово со словом са'а широта. И широта иногда добавляется к знанию, если говорится о Его широте и том, что было охвачено Им многое. Иногда же широта добавляется к Его милостям и широте Его благодяения. И как бы не было, абсолютным описанием широты и мощи обладает только Аллах. Так как если посмотреть на Его знания, то им нет границы, что даже если всю морскую воду превратить в чернила их недостаточно для Его слов. И если посмотреть на Его милости, то никто не может их сосчитать. И какой бы широты не существовало в этом бытие, оно все равно имеет границы. А Тот, у Кого нет границ это Аллах, имя которого Аль-Уасиъ. Ведь все что названо широким то, оно являтся широким до тех пор пока, его не сравнят с тем, что шире него, и тогда оно уже не будет широким. Также любая широта у которой есть граница, можно предположить то, что к ней можно что-то добавить. И невозможно представить добавку к тому, что не имеет границ». Следы веры в это прекрасное имя: Сказал шейх Ас-Са'ди: «Широк в Своих атрибутах и качествах и в том, что связано с этим. Таким образом, что никто не может должным образом воздать Ему хвалу, как говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: لا أحصى ثناءً عليك Я не в силах воздать Тебе должную хвалу. Он такой, как Сам Себя похвалил. Широк в Своем величии, Своей власти и Своем царстве. Широк в Своих милостях и благоволении. Широк в щедрости и благодеяниях. Из проявлений широты в именах Аллаха и Его атрибутах:
|