Во-первых - Он является Создателем этих даров.
Кто бы из созданий Аллаха не дарил кому-то что-то, он нуждается в созданной вещи, чтобы ее подарить. А все дары без исключения являются созданиями Аллаха. Поэтому люди делают друг другу подарки из даров созданных Аллахом. Всевышний сказал:
اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ Аллах создатель каждой вещи. (Сура аз-Зумар, аят 62) Во-вторых – Он дарит просто так, не взамен на что-то. Каждый кто делает подарок кому-то делает по какой-то причине, надеясь на что-то взамен, или преследуя какую-то цель. И если бы не было этой цели, то не было бы подарков среди людей. Человек делает подарок своему ребенку, которого он родил. Или жене, которую он любит и с которой он живет, или любимому другу. И если представить что этих связей бы не было, то не было бы даров. Если ребенок непослушный, или жена разведенная, вышла замуж за другого, или друг, который предал, разве будут в таких случаях дары? Даже дары беднякам и нуждающимся, тем от кого нечего ждать, даются по той причине, что это может помочь в Судный День. Как сказал Всевышний: إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لاَ نُرِيدُ مِنْكُمْ جَزَاءً وَلاَ شُكُورًا «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! (Сура аль-Инсан, аят 9) Что же касается Аллаха, то Он дарит не взамен на что-то и не преследет каких-то целей. Он дарит просто так, из благочестия, добра, милости с Его стороны. Всевышний дарит Своим рабам имущество, чтобы оно помогало им поклоняться Ему, и затем Он воздаст им за это поклонение Раем. Абу Уакъид аль-Лайси, да будет доволен им Аллах, сообщил о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах, сказал: «Мы ниспослали имущество для того, чтобы люди совершали молитву и давали закят» В-третьих – Его дары огромны и многочисленны. Люди, что бы не дарили друг другу, их дары ограничены, слабы. Человек дарит другому имущество или что-то вроде этого, а может ли он подарить другому лечение от болезни, или может ли он подарить бесплодному ребенка? На это мощен только Один Аллах, как сказал Всевышний: وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلاَّ عِندَنَا خَزَائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلاَّ بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере. (Сура аль-Хиджр, аят 21) В-четвертых – Аллах Он и есть Дарующий по-настоящему. Те люди, которые делают подарки делают их не в полной мере. Так как они не могут сделать дара никому, пока этого не пожелает Аллах. Поэтому Дарующим по-настоящему является Аллах. И Он создал для этого причины. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знай, что если вся община соберется для того, чтобы принести тебе пользу, не смогут они сделать ничего, кроме того, что предписал Аллах» Когда Джибриль пришел к Марьям, мир ей, он сказал ей: إِنَّمَا أَنَا رَسُولُ رَبِّكِ لِأَهَبَ لَكِ غُلاَمًا زَكِيًّا
«Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». (Сура Марйам, аят 19) То есть Дарующим по-настоящему является Аллах. А Джибриль же является тем, чьими руками передается этот подарок. В-пятых – Всеобщность Его подарков и охватывание ими всех созданий. Раб если кому-то что-то дарит, его подарок предназначен определенному лицу или определенной группе. Что же касается Аллаха, то Он дарит всем Своим созданиям, будь они благочестивыми или нечестивцами, верующими или неверующими. Любое из созданий тонет в милостях Аллаха, наслаждается Его подарками: قَالَ رَبُّنَا الَّذِي أَعْطَى كُلَّ شَيْءٍ خَلْقَهُ ثُمَّ هَدَى Господь наш – Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь». (Сура Та Ха, аят 50) В-шестых – Мудрость в дарах Люди могут дарить тому, кто недостоин или тому, кому навредит этот подарок, этим самым навредив тому, кому желали пользы. Что же касается Аллаха, то Он Мудрый в том, что дарит. Знает тех, кто достоин, знает принесет ли им это пользу или наоборот навредит. Поэтому дарами и пользой от них владеет только Аллаха. Поэтому Он и говорит в Коране: لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий Видящий. (Сура аш-Шура, аят 11) * * *
Имена «аль-’Алий», «аль-А’ля», «аль-Мута’ааль» العلي - الأعلى - المتعال; Возвышенный, Всевышний, Превознесшийся Языковое значение: Все эти имена имеют один корень, а это слово «Аль-'улюю». Слово «аль-'улюю» в арабском языке имеет четыре значения: Высота. Победа и подчинение. Величие положения. Как сказал Аллах в Коране: وَالسَّمَوَاتِ الْعُلَى Высокие небеса. (Сура Та Ха, аят 4) То есть самые почетные, самые лучшие.
|