Эмоциональная сфера: горе в контексте привязанности и разлуки
Л.Яроу и его коллеги заметили, что когда дети в возрасте от 6 до 16 месяцев разлучались со своими приемными матерями, то сначала у них нарушался аппетит, сон и настроение. Но когда детей исследовали в 10-месячном возрасте, то отмечали, что ситуация почти полностью приходила в норму. Поведение приемных детей в возрасте до 6 месяцев и детей от 6 до 16 месяцев было похожим. Большинство детей в возрасте 1 года формируют привязанность без заметных издержек [29, 148]. По К.Изарду горе и скорбь включают в себя не только печаль, но и другие эмоции, а также образы, воспоминания и мысли. Переживание горя возникает в результате взаимодействия печали с другими аффектами. Чем крепче и глубже узы, связывавшие людей, чем больше переживаний – хороших и плохих – делили эти люди в прошлом, тем больше вероятность того, что доминирующей составляющей горя будет печаль. Несмотря на то что исходной эмоцией в горе является печаль, нет ничего удивительного в том, что человек, переживая горе, может испытывать гнев и враждебные чувства. Томкинс считает, что продолжительная печаль является внутренним активатором гнева, а всем нам известно, что в горе человек довольно долго переживает печаль. Индивид может также испытать гнев, обвиняя усопшего за то, что тот навсегда покинул его, или обвиняя в этом кого-то другого [18, с.216]. Утрата может стать чрезвычайно фрустрирующим событием: она означает для индивида утрату эмоционально значимых отношений, неосуществимость задуманных планов и желаний, исполнение которых в той или иной мере зависело от ушедшего человека. Резкое изменение жизненного стереотипа, крушение надежд и ожиданий могут вызывать у человека гневные чувства. Переживание горя еще более усложняется тогда, когда в горе помимо печали и гнева задействованы другие эмоции, объяснить которые бывает довольно сложно и которые плохо поддаются контролю. Если отношения с усопшим были конфликтными и существовавшие противоречия остались неразрешенными, то человек начинает терзаться чувством вины и стыда. В данном случае он направляет свой гнев на самого себя. В сущности, он обвиняет себя в смерти любимого, даже в том случае, если он был не в силах предотвратить ее. Его стыд еще более усугубляется, если окружающие дают ему понять, что он плохо заботился о близком ему человеке, был недостаточно внимателен к нему. Именно эта одновременность переживания печали, вины, стыда и гнева, особенно гнева, направленного на самого себя, характерна для тяжелой депрессии, которой нередко сопровождается переживание горя. Итак, наиболее глубокое, всеобъемлющее переживание горя возникает вследствие утраты любимого, дорогого человека. Перец выделил три других разновидности утраты [18, с.217]. Одна из них – это утрата тех или иных привлекательных качеств в самом себе, утрата отдельных сенсорных, моторных или интеллектуальных способностей или, если говорить кратко, утрата позитивного отношения к себе, утрата самоуважения. Второй разновидностью утраты является потеря материальных ценностей – денег, вещей, родины. Третья разновидность утраты – это неизбежные потери, которыми сопровождается процесс роста и развития (например, утрата ребенком кормящей его материнской груди, потеря молочных зубов, частичная утрата родительского внимания). Перец подчеркивает, что всякая утрата является одновременно и реальным, и перцептивным (или психологическим) событием, так как имеет символическое, личностное значение для индивида. Так, реальная утрата в сознании индивида может символизировать утрату чести, достоинства, доброго имени. Перец также отмечает, что серьезные, значительные утраты представляют угрозу для человека, так как часто влекут за собой дополнительные потери [18, с.217]. Утрата. Существуют две категории утраты: физическая утрата и символическая утрата. Физическая утрата – это утрата осязаемого объекта, очевидного и понятного окружающим. Такая утрата чаще всего признается окружающими. Напротив, символическая утрата – это потеря чего–то неосязаемого, но символически значимого для человека (развод, выход на пенсию, развитие хронического заболевания, рухнувшие надежды), и зачастую не признается окружающими как утрата, вызывающая чувства, требующие переживания в течение некоторого времени [3]. Горе. Горе относится к процессу переживания психологической, поведенческой, социальной и физической реакции на утрату. Это процесс, растянутый во времени, включающий в себя множество изменений. Это естественная реакция, и ее отсутствие может быть отклонением от нормы и признаком патологии. Это реакция на любой вид утраты, а не только смерть. Она зависит от индивидуального восприятия человеком утраты и не требует социального признания или оценки окружающих. В основе психологических причин горя лежит один общий фактор: ощущение потери ценного и любимого. Горе тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объекту [3]. Траур. Траур – это культурно–обусловленная или публичная демонстрация горя через поведение индивида и осуществление принятых в культуре ритуалов. Это процесс, благодаря которому может быть структурирован и завершен цикл переживания горя [3]. В некотором смысле можно сказать, что процесс траура представляет собой медленное ослабление связи с умершим. Это не означает забвения. Умерший человек уже предстает не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир [69]. Скорбь. Скорбь – это весь комплекс эмоциональных, соматических и социальных процессов, вызванный смертью близкого человека; переживание потери [3]. Само понятие «переживание» имеет два уровня – на уровне бытия – это восстановление возможности реализации внутренних необходимостей жизни, а на уровне сознания – обретение осмысленности, смысловое принятие бытия [9, с.27]. Индивидуальные переживания сильного горя в связи со смертью близкого человека различаются по своим проявлениям. Интенсивность боли, которую испытывает человек, зависит от его личных особенностей, отношений с покойным, причин смерти (произошла ли она естественным путем, в результате убийства, суицида, была ли кончина мирной или человек испытывал предсмертные мучения) и от той социальной ситуации, в которой находится скорбящий человек, особенно от того, в какой степени ему оказывают поддержку другие люди [24, с. 198]. Важны, в частности, такие экзистенциальные конструкты как отношение к смерти и жизни, свободе и судьбе, природу которых изучает иное направление психологии, кардинально отличающееся от психоаналитического – гуманистическая и экзистенциальная психология – психология третьей силы. 1.5. Новый взгляд на развитие личности в психологии Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму [59, с.479]. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мэй [59, с.480]. Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в- мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть) [59, с.483]. Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма». Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики – гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия [59, с.484]. В рамках гуманистической психологии и феноменологического направления были развиты идеи Я-концепции личности.
|