Студопедия — ГЛАВА VI. О чем обменялся мнениями Дон Кихот со своею племянницею и ключницею, иэто одна из самых важных глав во всей истории Пока Санчо Панса и его супруга Тереса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА VI. О чем обменялся мнениями Дон Кихот со своею племянницею и ключницею, иэто одна из самых важных глав во всей истории Пока Санчо Панса и его супруга Тереса






О чем обменялся мнениями Дон Кихот со своею племянницею и ключницею, иэто одна из самых важных глав во всей истории Пока Санчо Панса и его супруга Тереса Каскахо вели между собойвышеприведенный бестолковый разговор, племянница и ключница Дон Кихота такжене оставались праздными: по многим признакам догадавшись, что дядя их игосподин, томимый жаждой рыцарских, как они полагали, заблуждений, а непохождений, намерен в третий раз от них вырваться, они всеми возможнымиспособами пытались отвлечь его от столь вредной мысли, но они только вопиялив пустыне и ковали холодное железо. Со всем тем ключница, ведшая с ДонКихотом долгие препирательства, между прочим сказала ему: - Право, государь мой, если вы не усидите на месте и опять начнетескитаться по горам и долам, словно неприкаянный, и искать этих самых, как ихназывают, облегчений, а я их называю огорчениями, то я пожалуюсь богу икоролю и буду кричать на крик и не своим голосом, чтобы они вам непозволили. Дон Кихот же ей на это сказал: - Ключница! Мне неизвестно, что господь бог ответит на твои жалобы, какнеизвестно мне и то, что ответит его величество, знаю только, что, будь якоролем, я бы не стал отвечать на всю эту уйму нелепых прошений, ежедневнона имя короля поступающих, ибо из всех обременительных обязанностей, которыележат на его величестве, самая тяжелая - это всех выслушивать и всемотвечать, вот почему мне бы не хотелось, чтобы ему надоедали с моими делами. Ключница же на это сказала: - А что, сеньор, при дворе его величества есть рыцари? - Есть, - отвечал Дон Кихот,- и даже много, и на то есть причина, ибоони служат блестящим украшением двора и усугубляют величие королевскогопрестола. - Так почему бы и вам, ваша милость, не послужить королю, своемугосподину, сидя смирно при дворе? - Вот что, дорогая моя, - отвечал Дон Кихот, - не все рыцари могут бытьпридворными, как не все придворные могут и долженствуют быть странствующимирыцарями: в жизни бывают нужны и те и другие. И хоть и все мы - рыцари,однако ж есть между нами огромная разница, ибо придворные, не выходя изсвоих покоев и не переступая порога дворца, разгуливают по всему свету,глядя на карту, и это им не стоит ни гроша, и они не терпят ни зноя, нистужи, ни голода, ни жажды, тогда как мы, рыцари странствующие в полномсмысле этого слова, в жар, в холод, в бурю, в непогоду, ночью и днем, пешиеи конные из конца в конец самолично обходим дозором землю, и мы знаем враговне только по картинкам, но и на деле, и при каждой встрече и при первомслучае мы на них нападаем, не считаясь с правилами поединка и со всякимипустяками, например: не короче ли у одного из противников копье или шпага, ичто у недруга спрятано на груди - реликвия или же это какой-нибудь скрытыйподвох, и как поделить между собой солнечный свет {1}, и прочими томуподобными церемониями, которые обыкновенно соблюдаются при единоборствах икоторые ты не знаешь, а я знаю. И еще тебе надобно знать вот что: добрыйстранствующий рыцарь при виде хотя бы и десяти великанов, чьи головы нетолько касаются облаков, но и скрываются за ними, и у каждого из которыхвместо ног две преогромные башни, руки напоминают мачты крупных и мощныхсудов, а глаза как мельничные жернова и горят, как стеклоплавильные печи,отнюдь не устрашается, - напротив того, приосанившись, с душою, полноюотваги, он бросается на них, бьется с ними, а буде окажется возможным, то вмгновение ока одолевает и разбивает наголову, хотя бы они были облачены вчешую какой-то особенной рыбы - чешую, говорят, будто бы тверже алмаза, - авместо шпаг вооружены острыми дамасской стали саблями или железными палицамис наконечниками также из стали, каковые палицы мне лично приходилось видетьне однажды. Все это, любезная моя ключница, я говорю для того, чтобы тыуяснила себе разницу между теми и другими рыцарями. И по справедливостигосудари должны были бы больше ценить второй, вернее первый, разряд - разрядрыцарей странствующих, среди коих, гласит история, мы встречаем и таких,которые спасали не одно, а множество королевств. - Ах, сеньор! - воскликнула тут племянница. - Да поймите же вы наконец,ваша милость: все, что рассказывают о странствующих рыцарях, это сплошныевраки и побасенки, а книги про них следовало бы сжечь или уж, по крайности,накинуть на них санбенито {2}, а еще можно ставить на них особые знаки, чтобвсем было ясно, что это бессовестные смутьяны и бунтовщики. - Клянусь создателем, - воскликнул Дон Кихот, - что, не будь ты моеюродною племянницей, то есть дочерью единоутробной моей сестры, я бы так тебяпроучил за кощунственные твои слова, что слух о том прошел бы по всемусвету. Возможно ли, чтобы девчонка, которая и с коклюшками-то еще не умееткак должно обращаться, осмеливалась трепать языком и бранить книги остранствующих рыцарях? Что сказал бы сеньор Амадис, если б он это услышал?Впрочем, он, конечно, простил бы тебя, ибо то был самый кроткий и учтивыйрыцарь своего времени и к тому же еще великий покровитель девиц, но если буслышал кто-нибудь другой, то тебе пришлось бы худо, ибо не все рыцари равноучтивы и обходительны, есть среди них невежи и грубияны. Ведь не всеименующие себя рыцарями являются таковыми в полной мере: иные сделаны изнастоящего золота, иные - из поддельного. С виду все как будто бы рыцари,однако ж не все выдерживают испытание пробным камнем истины. Есть людинизкого звания, которые из кожи вон лезут, чтобы сойти за рыцарей, есть иродовитые рыцари, которые готовы наизнанку вывернуться, чтобы сойти запростолюдинов: первые стремятся вверх то ли из честолюбия, то ли из добрыхпобуждений, вторые стремятся вниз то ли по слабости, то ли по своейпорочности, и нужно обладать тонким умом, дабы различать эти два родарыцарей, столь сходных по названию и столь разных по образу действий. - Боже ты мой! - воскликнула племянница. - Вы так много знаете,дядюшка, что в случае нужды могли бы взойти на кафедру и проповедовать гдеугодно, и со всем тем слепота ваша столь велика и затмение столь очевидно,что вы уверены в своей удали, будучи на самом деле старым, в своей силе -будучи хилым, что вы выпрямляете кривду, меж тем как сами вы согнулись подбременем лет, а главное в том, что вы - рыцарь и кавальеро, на самом деле небудучи таковым, ибо хотя идальго и могут стать кавальеро, но ведь не бедныеже!.. - В твоих словах, племянница, есть большая доля правды, - заметил ДонКихот, - касательно же родословных я мог бы рассказать тебе такие вещи, чтоты далась бы диву, но, дабы не мешать божеского с человеческим, я обойду ихмолчанием. Вот что, дорогие мои: все существующие в мире родословные можносвести (слушайте меня со вниманием) к четырем видам, а именно: есть роды, укоторых начало было скромное, но мало-помалу они ширятся и распространяютсяи, наконец, достигают величия наивысшего; у других начало было высокое, иони его блюли неукоснительно, и продолжают блюсти, и удерживаются и понынена той высоте, с которой начали; у третьих начало было столь же высокое,однако же впоследствии они сузились наподобие пирамиды, - они постепеннооскудевали, впадали в ничтожество, а затем и вовсе сходили на нет, подобновершине пирамиды, ибо по отношению к своему фундаменту, или же основанию,она есть ничто; и есть роды (таких, должно заметить, большинство), которыене могут похвалиться ни счастливым началом, ни приличной серединой, и конецих будет столь же бесславен, - это конец всех плебеев и людей обыкновенных.Примером первого вида, то есть скромного начала и неуклонного возвышения,служит Дом Оттоманов {3}: основание ему положил скромный, простой пастух, аныне мы видим, какой высоты достигла эта династия. Примером второго вида, тоесть высокого начала и сохранения его без приумножения, могут служить многиегосудари, к которым престол перешел по наследству и которые свято охраняютего, не расширяя, но и не уменьшая своих владений и по миролюбию своемуоставаясь в раз навсегда установленных пределах. Примеры высокого начала ипостепенного оскудевания суть многочисленны, ибо все фараоны и Птолемеиегипетские, цезари римские и вся прорва (если можно так выразиться)бесчисленных государей, монархов и владетельных князей мидийских,ассирийских, персидских, греческих и варварских, все эти царские и княжескиероды впали в ничтожество и сошли на нет - как сами эти роды, так иродоначальники, - потомков их ныне сыскать уже невозможно, а если кого исыщешь, так тот, уж верно, пребывает в низком и жалком состоянии. О родахплебейских я могу сказать одно: единственное их назначение - увеличиватьсобою число живущих на свете, и многочисленность их не стоит ни славы, нипохвал. Из всего сказанного, дурочки вы мои, вам надлежит сделать тот вывод,что с этими родами путаницы не оберешься и что только те роды истинно великии славны, коих представители доказывают это своими добродетелями, богатствомсвоим и щедростью. Говорю: добродетелями, богатством и щедростью, ибозлочестивый властитель - это все равно что властительный злочестивец, анещедрый богач - это все равно что нищий скупец: ведь счастье обладателябогатств заключается не в том, чтобы владеть ими, а в том, чтобырасходовать, и расходовать с толком, а не как попало. Бедному же рыцарюостается только один путь, на котором он может показать, что он рыцарь, тоесть путь добродетели, а для того ему надлежит быть приветливым,благовоспитанным, учтивым, обходительным и услужливым, не высокомерным, незаносчивым и не клеветником, главное же - ему надлежит быть сострадательным,ибо, с веселым сердцем подав бедному два мараведи, он обнаружит щедрость неменьшую, нежели тот, который о своем благодеянии раззванивает во всеколокола, и коли он будет всеми перечисленными добродетелями украшен, то,кто бы с ним ни столкнулся, всякий, даже не имея о нем никаких сведений,признает и почтет его за человека благородного происхождения, а коли непризнает, то это будет в высшей степени странно, ибо похвала служитнеизменною наградою добродетели, и люди добродетельные не могут не бытьхвалимы. На свете есть, дети мои, два пути, которые ведут к богатству ипочету: один из них - поприще ученое, другой - военное. Я человек скореевоенный, нежели ученый, и, судя по моей склонности к военному искусству,должно полагать, родился под знаком Марса, так что я уже как бы понеобходимости следую этим путем и буду им идти, даже если бы весь свет наменя ополчился, и убеждать меня, чтобы я не желал того, чего возжелало самонебо, что велит судьба, чего требует разум и, главное, к чему устремленасобственная моя воля, это с вашей стороны напрасный труд, ибо хотя мнедоподлинно известны неисчислимые трудности, с подвигом странствующегорыцарства сопряженные, однако ж мне известны и безмерные блага, которыечерез него достаются; и еще я знаю, что стезя добродетели весьма узка, астезя порока широка и просторна, и знаю также, что цели их и пределыразличны, ибо путь порока, широко раскинувшийся и просторный, кончаетсясмертью, путь же добродетели, тесный и утомительный, кончается жизнью, но нетою жизнью, которая сама рано или поздно кончается, а тою, которой не будетконца; и еще я знаю, что, по выражению знаменитого нашего кастильскогостихотворца {4}: По этим скалам можешь ты взойти К обители бессмертия высокой, Куда иного не сыскать пути. - Что же я за несчастная! - воскликнула племянница. - Мой дядя кдовершению всего еще и поэт! Все-то вы знаете, все-то вы постигли, -ручаюсь, что, пожелай вы только стать каменщиком, вам так же легко было быпостроить дом, как другому смастерить клетку. - Уверяю тебя, племянница, - сказал Дон Кихот, - что когда бы помыслы орыцарстве не владели всеми моими чувствами, то не было бы ничего такого,чего бы я не сумел сделать, и не было бы такой затейливой вещицы, к которойя не приложил бы руку, как, например, клетки или зубочистки {5}. В это время послышался стук в дверь, и на вопрос, кто там, Санчо Пансаответил, что это он; и, узнав его по голосу, ключница в ту же минутубросилась вон из комнаты, только чтобы его не видеть, - так он был ейнесносен. Дверь Санчо Пансе отворила племянница, сеньор Дон Кихот принял егос распростертыми объятиями, потом они заперлись, и тут у них началосьсобеседование ничуть не хуже предыдущего. 1...как поделить между собой солнечный свет... - то есть указатьдуэлянтам такие места, чтобы солнечный свет не бил им в глаза. 2 Санбенито - наплечная повязка или накидка желтого цвета с алымкрестом, которую надевали на тех, кого инквизиция приговаривала к публичномупокаянию. 3 Дом Оттоманов. - Отман (или Осман I) - основатель Турецкой(Оттоманской) империи и родоначальник династии Осмаили (1259-1326) прежде,по преданию, был атаманом разбойничьей шайки. 4 Знаменитый кастильский стихотворец. - Имеется в виду крупныйиспанский поэт Гарсиласо де ла Вега (1503-1536). Сервантес приводит строкииз его элегии на смерть одного вельможи. 5...клетки или зубочистки. - Лицам дворянского происхождениявозбранялось занятие ремеслами, за исключением нескольких, которые несчитались "позорными". К их числу относилось, в частности, производствоклеток и зубочисток.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 354. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия