Немецкая и франц концепции СП.
Германия. СП в 20 в. не отделялось от изучения иностр права. Впервые в мире в Германии (1829-1853) был основан компаративистский журнал «Критический журнал юр науки и законод-ва за рубежом», который рассматривал проблемы сравнения зарубеж законод-ва. Первоначально идеи СП зародились в сравнительно-правовой плоскости, развивались в историч исследованиях и воспринимались как всеобщ история права. Причина – были сильны позиции истор школы права, которая рассматривала эволюцию разных прав систем путем их сопоставления, и утверждалось, что прав развитие народов идет различными, непохожими друг на друга путями. Это была цель скорее противопоставления, чем сравнения: надо было доказать, что прав развитие, порожденное франц революцией, вовсе не обязат-но для др стран. Обращаясь к конкрет путям истор развития права Германии, представители истор школы, сосредоточили свое внимание на рецепции римск права, германск права и соотношении этих двух систем. В завис-ти от того, как понималось это соотношение, выделились 2 течения: романистов и германистов. Такое видение истории не способствовало развитию СП, поскольку исследователи, поддерживавшие эти идеи, исходили из понимания истории не только как знания прошлого, а как изучения настоящего. Кроме того, они приступили к изучению истории права всех народов (а не только римского и германского права). Развитию СП способствовали и др науки, которые стали обращаться к сравнит анализу. Решающ возд-е на становление СП оказывала сама истор действительность, т.е. интернационализац экономики, развитие межд отношений, торг связей. Становление и развитие СП в Германии было связано с именами ученых, дея-ть которых развивалась одновременно в трех направлениях: - науч дея-ть на широкой сравнит основе и создание философско-истор концепций сравнит права; - практич дея-ть по подготовке проектов новых законодат реформ; - дея-ть, направленная на информирование юристов о состоянии права и реформах за рубежом. В это время интерес к зарубеж праву усиливается, и в нем обознач-ся 2 направления: с 1-ой стороны, подчеркиваются общность и сходство национ прав систем, с другой – все большее внимание удел-ся различиям между ними. А.Фейербах первым осуществил сравнение современ ему прав систем в целях совершентсвования законодат политики. Он занимался сравнением как в практич, так и в теоретич плане, пытался создать науку сравнит права. Уделял большое внимание изучению на сравнит основе иност прав систем, в частности, исламск угол права, старого русского права, права азиатских народов. Теоретич концепция – утверждал, что только сравнение различ прав систем даст возмож-ть превратить юриспруденцию в подлин науку. Э. Ганс одним из первых обратился к изучению истории права всех народов, с тем, чтобы получен рез-ты сравнения данные затем свести воедино. Для него история права кажд нации – опр стадия в общем, универсал развитии права. => История права – наука сравнительная по методу и универсал по целям. Основ его труд – 4-х-томное исследование «Наследствен право во всемирно-историч развитии» - первый и оч важный вклад в сравнит всеобщ историю права. В 1894 г. в Германии была основана Межд ассоциация СП и науки народ хоз-ва. Действовала до 1926 г., когда она слилась с Институтом иностр и межд частн права (издавал «Журнал иностр и межд част права»). Франция. Если в 1-ой пол 19 в. центром СП была Германия, то во 2-ой пол 19 в. он переместился во Францию. Меняется направленность СП – с исторической на практико-прикладную с целью совершенствования национ законодат-ва. Причина – того требовала проводившаяся в то время франц кодификация. У франц компаративистов СП выступало в виде сравнит законодат-ва – изучение иностр з-в и кодексов. В 1834 г. во Франции начал издаваться «Журнал иностр законод-ва». 1869 г. – созд-ся в Париже франц Общ-во сравнит законод-ва – принцип – сравнит исследования должны не только сопоставлять и противопоставлять различ прав институты, но и создать философ права, позволяющую обосновать принципы национал законод-ва. Появление этого общества способствовало осмыслению прав явлений вне рамок нац права и законодат-ва, что обуславливало прав аккультуризацию, т.е. заимствование прав положений у разн прав систем. Историческая школа права, напротив, препятствовала развитию сравнительного правоведения. право — результат развития народного духа. Савиньи и его школа ограничили сферу своих научных исследований лишь римским и германским правом, отказавшись от изучения права других стран. И именно в резко отрицательном отношении исторической школы права к различным естественно-правовым теориям следует искать объяснение неприятия ею сравнительного правоведения.
|