Типов зданий и сооружений
В 19 в. промышленные и инженерные сооружения сыграли особую роль в развитии архитектуры. Они были той отраслью, где сформировалась новая профессия инженера-строителя, куда широко внедрялись и где обрабатывались новые конструкции и строительные материалы, а также областью, куда раньше других проникли научные методы разработки проекта (математический расчет, достижения прикладных наук и т.п.). Именно в этих сооружениях с самого начала господствовал рационалистический подход к функциональному решению и широко применялась механизация строительства. Новая строительная техника не могла развиваться в недрах классицизма, но с другой стороны, его художественно-композиционные приёмы в большинстве случаев не противоречили основе возводимых сооружений. Разделение труда в строительстве привело как бы к выделению из архитектуры области инженерного строительства, точнее к разделу всего строительства на гражданское, где ведущим специалистом был архитектор, и инженерно-промышленное, в котором господствовал инженер (специалист с высшим техническим образованием). Возник вопрос о том, какую роль в строительстве должен играть архитектор. Должен ли инженер отвечать только за конструктивно-технологическую сторону сооружения, или также и за его функциональную сторону, оставив архитектору лишь художественные вопросы. Это часто и делалось, превращая архитектора в декоратора, чему в значительной мере способствовала и система подготовки архитекторов, которых учили, в первую очередь, уметь проектировать в различных стилях. Однако, в творчестве архитекторов конца 19 - начала 20 в. стали преобладать рациональные тенденции, что было связано не только с НТ-достижениями, но и с изменениями роли самой архитектуры, которая была ответственна за решение социальных вопросов, за соответствие возводимых зданий запросам каждого конкретного заказчика, включавших в себя и функциональные и художественные стороны. По своему темпу развития инженерное и промышленное строительство в этот период обгоняло другие виды строительства: строились мосты, порты, сооружались фабрики и заводы, элеваторы и дороги. Особое значение приобрели такие инженерные сооружения, как мосты. Их влияние на развитие строительной техники особенно увеличилось в сер. 19 в., в связи с широким распространением железных дорог, которым потребовалось создание мостов особенно большого протяжения, и рассчитанных на большую динамическую нагрузку. Мосты, в строительстве которых широко применяется метал, стали экспериментальной площадкой, на которой испытывались различные большепролётные конструкции (арки, висячие системы и. т.д.), которые позже стали использоваться для перекрытия больших внутренних пространств. Ажурные металлические мосты поражали людей 19 в. своей технической целесообразностью, легкостью и смелостью своей конструкции. Почти весь рассматриваемый период инженерными конструкциями гордились, но их воспринимали исключительно как рациональное и утилитарное сооружение, и не воспринимали как архитектурное. Показателен в этом плане пример Эйфелевой башни. Однако, такие сооружения как Хрусталь ный дворец (1851), Галлерея машин (1878), Дворец машин (1889) показали, какие огромные возможности таятся в металлических конструкциях при создании больших залитых светом сооружений. Новые металлические конструкции были применены в перекрытиях интерьера различных промышленных, торговых и общественных зданий, но это совершенно не отражалось на их экстерьере. Так, например, вокзалы, раскидывавшие над перронами и путями огромные крытые металлические конструкции и арки, со стороны города обязательно возводились в виде традиционного палаццо. Быстрое развитие производительных сил привело к резкому увеличению доли производственных зданий в общем объеме строительства. В начале 20 в. предприниматели стали уделять всё большее внимание модернизации и усовершенствованию промышленных сооружений. Цеха проектировались более рационально, получали продуманную планировку, чтобы рабочий тратил меньше времени на ненужные перемещения, улучшилось освещение. Это было связано не только с борьбой рабочих за улучшение условий труда, т.к. раньше производственные помещения были очень тёмными и грязными, а зачастую и без окон, но и со стремлением предпринимателей получить большую прибыль за счёт эффективного использования рабочего времени. Наиболее характерным примером рационализации было строительство американского предпринимателя Г.Форда, который в 1912 г. возвёл на своём заводе первую поточную линию (конвейер). На его предприятиях большое внимание уделялось организации производства, строились вентиляция, более светлые и чистые производственные помещения. Это снизило затраты, а соответственно увеличило производительность труда и конкурентоспособность производимой продукции. Т.о. именно в промышленном строительстве значительно раньше чем в других областях стали широко применяться механизация и стандартизация, новые строительные материалы и конструкции, сборные элементы, рациональная планировка, которые оказали влияние на всё дальнейшее развитие мировой архитектуры. Научно-технический прогресс и рыночное развитие общества привели к появлению в 19 в. новых зданий и сооружений, не имевших аналогий ранее в архитектуре. Это здания крытых рынков, бирж, вокзалов, выставок, универсальных магазинов, ангаров, больших железных мостов и др., порожденные новыми требованиями, предъявляемыми к застройке в большом городе. » Крытые рынки. Один из ранних образцов крытых рынков - рынок Мадлен (1824, Париж). Он являлся одной из первых попыток архитекторов разработать новые методы конструирования, при которых возможно было бы совмещать изящество здания с экономией материала. Поэтому легкость его конструкции не нарушалась никакими декоративными формами. Хангерфордский рыбный рынок (1835, Лондон) - из санитарных соображений в нём было запрещено применять дерево. Поэтому при возведении рынка вместо дерева применили чугун. Пролёт перекрытия составлял 10 м., крыша имела угол ската внутрь и отвод воды проходил через полые чугунные колонны. Большой крытый рынок (1855, Париж) - был запроектирован как часть большой реконструкции города при префекте Османе. Первый кирпичный проект архитектора Бальтазара был разобран, а вместо него был возведен новый из стекла и железа. Новый рынок объединял 2 группы павильонов соединенных крытыми пассажами. Универсальные магазины. Появление универсальных магазинов - результат развития массового индустриального производства, утраты непосредственного контакта между производителем и потребителем. Также они явились результатом роста числа населения, ускорения темпов жизни и увеличения потребности в дешёвых товарах. Первоначально УМ назывались «дом товаров». Первые УМ появились в Париже в 1860-х гг. и представляли собой места складирования больших количеств товаров для розничной торговли. Поэтому в них нужно было обеспечить беспрепятственный обзор товаров, максимальную освещенность и большое пространство для перемещения покупателей. Когда УМ появились в США точно не известно, но еще в 1840-х гг. в Нью-Йорке, Бостоне, Вашингтоне были построены «коммерческие здания»,в которых несколько торговых точек (от 2-3 до нескольких десятков) были объединены под одной крышей. Владелец сдавал эти помещения в аренду. Это пример типичного УМ, той стадии развития. Для этих же целей часто использовали пакгаузы на набережных. В 1840-х гг. в Бостоне существовал один из крупнейших магазинов по продаже готовой одежды - «Дубовый зал»,с годовым оборотом в 500.000 $. В Чикаго в 1880-х гг. были построены огромные здания типа пакгаузов, с ничем не разгороженными внутри торговыми залами (здание фирмы «Лейтер» (1889) и здание фирмы «Фейр» (1891)). Магазин «Бон Марше» в Париже (1876) считается 1 в мире современным УМ (инженер Г.Эйфель и архитектор П.Буало). Он был построен из стекла и металла, в основе его тектонического решения - обнажённая металлическая конструкция опор и перекрытий, что представляло собой противоположность пакгаузному типу магазина. Магазин имел площадь 2 700 м2, которая была разделена на ряд помещений со стеклянной кровлей, которая обеспечивала огромное количество света. В создании вокзалов активно применялись новые металлические конструкции в перекрытиях интерьера, но это совершенно не отражалось на их экстерьере. Центральное положение в объёме вокзала занимал вестибюль, который представлял собой большой крытый двор, освещенный рядами крытых окон на 2 этаже. По периметру к вестибюлю примыкали залы ожидания для пассажиров 1 и 2 классов, служебные помещения. Однако вокзалы, раскидывавшие над перронами и путями огромные крытые металлические конструкции и арки, со стороны города обязательно возводились в виде традиционного палаццо. Аналогичные тенденции прослеживаются не только в архитектуре зданий вокзалов, но и бирж, ангаров и т.п.
|