Тема 7. Градостроительные концепции конца 19 - начала 20 в.
Начиная с 1870-х гг. происходил непрерывный рост больших городов, сопровождавшийся ростом больших проблем (КАКИХ?). Как результат в 1883 г «Общество изящных искусств» предложило большую премию в 1.200 фунтов-стерлингов за лучшее проектное предложение по реконструкции центра Лондона. Первые проекты реконструкции городов были попыткой решить их проблемы, с учётом того положения, которое уже сложилось к концу 19 в. Но в этих проектах не учитывались социально-экономические причины проблем городов, которые связывали, как правило, только с величиной города и численностью населения. Градостроители уходили от реальной жизни в надуманные идеалы, не понимая ни характера, ни масштаба современного развития. В 1889 г. планировщик Вены Камилло Зитте (1843-1903), предложил при строительстве городов вернуться к методам средневекового периода - точнее к органическому росту средневекового города. К этой мысли он пришёл на основе изучения европейских средневековых и барочных городов, способов решения их внешнего пространства, при которых улицы органично вливались в площади. Он определил, что художественные проблемы города, не менее важны, чем технические. Соответственно он предлагал определенные меры по избавлению городов от монотонности и эстетической безликости, типичных для конца 19 в. В частности он предлагал освободить центр города, разбивать сады во дворах жилых кварталов, а не в деловых общественных зонах, строить высокие стены, чтобы изолировать общественные парки от шума улиц. Но это всё были лишь поверхностные реформы, показывающие в свою очередь, насколько планировщики городов потеряли связь со своим временем. Отто Вагнер (1841-1918) в своем проекте «Большого города» понял, что при планировке города следует учитывать потребности различных слоев населения и создавать здоровые условия для «среднего жителя». Он предлагал обобществление всех земель, необходимых для обеспечения дальнейшего роста городов, что дало бы возможность регулировать цены на землю и контролировать развитие города (в Амстердаме эта система была осуществлена). Через 30 лет, в 1933 г., на конгрессе в Афинах были выдвинуты требования, чтобы «каждый город создавал генеральный план развития и распоряжения, обеспечивающие его реализацию», о чем в своё время говорил Вагнер. Т.к. причины всех проблем городов воспринимались только как результат их величины и численности населения, то соответственно для решения этих проблем в конце 19 - нач. 20 в. предлагали создавать в качестве основного типа поселения небольшие города с численностью жителей 30-50 тыс. чел. Такая величина города обосновывалась целым рядом аргументов. Считалось, что такой размер города позволит всем слоям населения найти себе подходящее общество, но в тоже время не обезличит человека, как это происходит в крупном городе. Также считалось, что размеры территории такого города сделают одинаково доступными его жителям как район общественного центра, так и пригородную зону. Первые градостроительные концепции о создании небольших городов фактически были попыткой ввести в регулируемые градостроительные рамки процесс создания пригородных поселков, населённых состоятельными горожанами. Новые малые города предполагались как города-спутники существующих крупных городов. Один из первых проектов такого небольшого «пригородного» города на 30 тыс. жителей был создан в 1882 г. испанским архитектором Сориа-и-Мата. Предполагалось построить вдоль магистрали «Город-линию»,соединяющую 2 небольших существующих города. В скромных масштабах эту идею он осуществил в предместье Мадрида. Известный английский социолог Эбенизер Говард в конце 19 в. выдвинул идею идеального «Города-сада». В её основе лежало стремление разрешить существующие в городе социальные противоречия. Суть идеи в том, что городская община должна взять на себя контроль над землёй, стать её владельцем и все доходы от роста цен должны поступать в распоряжение общины. Он предлагал переселить население из промышленных районов в сельскую местность и планомерно заселить территорию всей страны. «Город-сад» должен был сочетать преимущества города и деревни, и быть свободным от их недостатков. По мнению Говорда, можно было сделать, ограничив численность населения 32 тыс. чел. Сам «город-сад» представлял собой ряд концентрических кругов, в которых центральный должен был состоять из общественных зданий вокруг площади, а самый крайний круг представлял собой сельскохозяйственный пояс. Была предусмотрена и стоящая в стороне зона для промышленных зданий. Идея такой планировки в значительной мере была предложена ещё во времена Возрождения. Как и «Линейный город» Сориа-и-Мата, «город-сад» Говорда, хоть и должен был иметь свою промышленность, но рассматривался в качестве спутника крупного города, в зоне обслуживания кото-рого он размещался. Группа «городов-садов» должна была состоять из центрального города (на 58 тыс. чел.) и окружающих его нескольких «типовых» городов-садов (по 32 тыс. жителей каждый). Градостроительная теория, ориентированная на разработку типа малого города (несмотря на ряд попыток претворить эти идеи в жизнь) не могла оказать и не оказала существенного влияния на процесс формирования и развития крупных городов. Они не только продолжали расти, но их рост значительно обгонял увеличение городского населения в целом. Поэтому в начале 20 в. многие архитекторы начали искать решение проблем большого города уже с учётом продолжающегося интенсивного процесса урбанизации. С оригинальной градостроительной концепцией выступил в проекте реконструкции Хельсинки финский архитектор Элиел Сааринен. Он предложил застроить окраины этого города полуавтономными жилыми районами, окруженными зелеными массивами, но хорошо связанные с центром. Сааринен фактически предлагал объединить в единый организм урбанизированный центральный район крупного города и его предместья, трактованные как «города-сады». Еще дальше по пути признания закономерности всё ускоряющихся процессов урбанизации, изменения темпов жизни крупного города и влияния технического прогресса на его планировочную структуру и застройку пошел итальянский архитектор Сант'Элия. В своем проекте «Города будуще го» он предложил вертикальное зонирование городского движения (в углублениях-выемках - железная дорога, выше - автомобильный транспорт, а над ним - пешеходное движение). Также он предложил относительно плотную застройку многоэтажными зданиями с террасами в различных уровнях, которые должны были вернуть человеку пространство города, занятое под застройку и транспорт. Эти идеи способствовали становлению градостроительной науки, но не отразились на практике. Созданный в 1901 г. французским архитектором Тони Гарнье «Промышленный город» был следующим этапом развития градостроительной концепции малого города (опубликован только в 1917 г.). Его проект - это шаг вперёд, т.к. он проектировал город в целом, не путаясь в массе деталей, не концентрируясь на какой-то одной специфической проблеме (уличного движения, проблеме жилого дома и т.п.). Он добивался органической связи между всеми функциями города. «Промышленный город» задуман как вполне самостоятельный город с населением 35 тыс., в котором последовательно проведено зонирование территории и чётко разделены различные функции города - труд, жильё, отдых, транспорт. Также уделено большое внимание проблемам жилья, транспорта, гигиены, обучения и т.д. Промышленные сооружения отделены от жилой застройки зеленым поясом. Средняя часть города была предназначена для центра со школами и спортивными сооружениями. Город разделён на узкие участки вытянутые с востока на запад, что помогало ориентировать жилые комнаты и решительно порывало с центрической структурой городов эпохи Возрождения. На крышах зданий планировалось разместить сады. Для своих сооружений Тони Гарнье планировал использовать железобетон, т.к. этот материал наиболее точно мог осуществить его замыслы, придать соответствующие объёмы промышленным и общественным зданиям. Планировочная структура «Промышленного города» содержала зародыш современных методов градостроительства и оказала большое влияние на последующие поколения архитекторов.
|