Ретроспективные стили и причины заката эпохи историзма.
Одним из ранних проявлений эклектики стало появление «псевдоготики» - стиля основанного на воспроизведении основных форм готики, в которой видели органическое единство жизни и художественного творчества людей средневековья. В духе романтизма, люди стремились спастись от настоящего в средние века, в мистицизме средневековья и поэтому окружали себя вещами и обстановкой того времени. Ещё со 2/половины 18 в. в Англии получило распространение возведение построек в готических формах, а в 1830-50-е гг. «псевдоготика» пережила свой расцвет по всей Европе. Одной из причин широкого распространения псевдоготики в Англии была большая гибкость её композиционных приёмов, живописность общего облика готических зданий, хорошо увязывавшаяся со средневековой застройкой английских городов. Свободная живописность готических замков стала восприниматься заказчиками более интересной и удобной в противопоставление холодной регулярности классицизма. Во внешнем облике зданий и особняков стали использовать мотивы поздней «перпендикулярной» (Тюдоровской) готики (Британский Парламент в Лондоне,1840-1860-е гг.). Большим успехом пользовались архитектурные формы жилых зданий той эпохи. Щипцовые крыши с большим навесом, высокие кирпичные трубы, простота и суровость каменных стен, прорезанность небольшими окнами возродились во многих особняках 19 в. (дом-особняк в Лейзевуде,1869, арх. Норманн Шоу). Псевдоготика была популярна в церковном католическом строительстве. В Германии постепенно закрепилось использование за отдельными типами зданий того или иного стиля и псевдоготика закрепилась за культовыми постройками (церковь Христа в Ганновере,1859, арх. Конрад Хазэ). Псевдоготика в силу местных исторических традиций также была характерна для Нюрнберга (замок Нойш-ванштайн в Баварии,1867-1886, арх. Ридель). Некоторые архитекторы пытались соединить псевдоготику и новейшие материалы - готические очертания приданы металлостеклянным конструкциям крытого двора Музея естественной истории в Оксфорде (1885-1890, арх. Дип и Рудворд). Со 2 половины 18 в, а особенно в 1830-40-х гг. на основе обращений и копирования приёмов и форм архитектуры античной Греции возник псевдогреческий стиль («помпеянский» или стиль «неогрек»). Самой ранней попыткой возродить греческую архитектуру был павильон в парке Хегли (1758, Хорчестершир, Англия), где Дж.Стюарт воспроизвел торцовый фасад храма Тезея в Афинах. Учитывая то обстоятельство, что греческий храм не имел доступного людям внутреннего пространства, в рамках классицизма «греческое» соединяли с «римским». В 1830-е гг. подражание древнегреческой классике становится популярным в США. Дома-усадьбы имеют облик греческих храмов с пристроенными к основному объему боковыми корпусами (например, дом Ли в Арлингтоне,шт. Виргиния). Зданию казначейства в Нью-Йорке,спроектированному архитекторами Тауном и Девисом. придан вид амфипростиля, к которому ведет широкая лестница (тип храма, имеющего портики с колоннами на торцовых фасадах). Пропорции элементов дорического ордера в этой постройке соответствуют значениям пропорций Парфенона. Почти точную копию Парфенона представляет собой Валгалла,построенная в 1830-42 гг. арх. Лео фон Кленце в Регенсбурге (Германия). Псевдогреческий стиль был фактически последней волной увлечения далёкой античностью. Существование псевдороманского стиля приходится примерно на 1813-1910 гг. Стиль основан на использовании декоративных элементов и приёмов архитектуры раннехристианского и романского западного средневековья. Широкое развитие получил во многих станах Европы и США, особенно в тех, которые не имели своего романского наследия. Первоначально (~до 1850-х гг.) псевдороманский стиль особенно активно использовался в церковном строительстве, часто в сочетании с другими направлениями историзма. Центрами распространения были Бавария, Нижняя Саксония. В Пруссии подражание древнехристианским базиликам в протестанских храмах противопоставлялось католической неоготике (Фриденскирхе в Потсдаме,1845-1848, арх. Персиус). Псевдороманский стиль здесь, в Пруссии, получил официальный статус аналогичный русско-византийскому стилю в Российской империи. Во второй трети 19 в. возник стиль «псевдореннесанс»,основанный на использовании свободных комбинаций ордерно-арочной системы, филёнок, рустов и рельефов эпохи Ренессанса в зданиях с новыми функциями и конструкциями - здание Королевской академии строительства в Берлине,(1832-1836, арх. Шипнер). Здание Клуба Путешествий в Лондоне (1837-1840, арх. Чарлз Барри) похоже на флорентийский полаццо Пандольфини. Отсылки к Ренессансу связывались с мифологизацией прошлого буржуазии, ставшей господствующим классом, и её ценностями. Косвенно это подтверждается тем обстоятельством, что в это же время в Германии закрепилась традиция возведения ратуш в неоренессанском стиле. Крупнейший представитель неоренессанса - арх. Земпер,построивший здание Придворного театра в Дрездене (1838-1841). В конце 19 века неоренессанс уступает популярность необарокко и эклектизму допускавшему сочетание в одном здании различных стилей. В стиле переходном от неоренессанса к необароко построен Рейхстаг в Берлине (1894-1894, арх. Пауль Валло). Псевдобарокко»возникло около 1840-х гг на основе форм барокко и стремлении аристократии и крупной буржуазии к демонстративной расточительности и представительности. Ранними постройками в духе Растрелли являются дворцы в СПБ - Белосельских-Белозерских на Невском проспекте(1840-1841, арх. Штакеншнейдер)и Юсуповой на Литейном проспекте(1852-1858, арх. Бонштедт). Вершиной необарокко является Гранд Опера в Париже (национальная академия музыки) построенная в 1861-1874 гг. арх. Шарль Гарнье. Её пышно декорированные фасады и всё внутреннее убранство приближены к декоративным формам зрелого европейского барокко 17 в. Всюду изобилие орнаментации, фойе и зрительный зал богато оформлены с использованием цветных мраморов и бронзы. В этот же период (середина 19 в) ещё продолжает свое существование и поздний классицизм,получивший в Австрии и Германии название «бидермайер»,ставший символом бюргерского благополучия и уюта. Во Франции же это стилистическое направление распространилось как «стиль Луи-Филиппа» или «стиль 3 Империи». Простые и уютные здания этого стиля, вызывающие ощущение интимности и замкнутости пространства, сменились к 1850-м годам роскошным и блистательным псевдорококо,придавшим лоск и пышность особнякам высших слоев современного общества - состоятельной буржуазии. Этот пышный электический стиль, получил также название «второй рококо»,или «выставочный стиль». Все перечисленные сооружения в функционально-планировочном отношении вполне удовлетворяли современным требованиям, в них были применены новейшие современные конструкции, лучшие облицовочные материалы, но в художественно-образном отношении они всё же в той или иной мере были обращены к прошлому. Около 1870-х годов в архитектуре возникает особое рационалистическое течение,получившее название «кирпичный стиль». Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Х.П. Берлаге (1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов - кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный приём в архитектуре северных стран). Биржа в Амстердаме,построенная по проекту Берлаге в 1897-1903 гг., близка по стилю «кирпичной готике», а последователи архитектора создали амстердамскую школу архитектуры нового рационалистического направления. Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода историзма и эклектики второй половины 19 в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре модерна. В фасадах зданий этого направления произвольно сочетались мотивы разностильного декора, частично восходящие к романским, готическим, византийским или народным прототипам. С помощью глазурированного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило и закрепило за этим явлением такое странное название -«кирпичный стиль». С одной стороны, особый интерес в 19 в. к истории, археологическим открытиям и новейшим исследованиям в области истории архитектуры обеспечивали большую популярность ретроспективных стилей. Но с другой стороны, одновременно с попыткой мастеров как можно глубже понять сущность того или иного стиля, относящегося к ушедшим эпохам, появляется и стремление к тиражированию созданных ими произведений искусства посредствам применения машин, техники. Таким образом, эпоха пытается поставить исключительное на конвейер общедоступного. Изысканные предметы, доступные ранее лишь людям с хорошим вкусом и большим достатком, заполнявшие прежде богатые комнаты и блистательные салоны, тиражируются, получая жизнь в «топорных» копиях, которые заполняют скромные квартиры. Теперь настоящие произведения искусства, выполненные мастерами в стиле той или иной эпохи, соседствуют с грубыми подделками. Именно это и привело стиль «историзм» к своему логическому завершению, что в последствии случится и с таким самобытным стилем, как модерн. Но не только индустриальная революция послужила причиной угасания стиля историзм. Вероятно, усталость от постоянно повторяющегося использования старых форм послужила решающим толчком к созданию нового, ни на что не похожего стиля - модерна. Характерно, однако, что именно этот архитектурный и оформительский эклектизм с его «свободой выбора» архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля «модерн». На последнюю четверть 19 в. припадает расцвет буржуазной архитектуры. На последнее десятилетие 19 в. приходится активный поиск нового стиля и его нахождение. Это был европейский модерн, который в основном завершил этап эклектики и открыл этап новых, уже не только стилистических, поисков. В начале 20 в. от модерна произошёл переход к современной архитектуре.
|