Тема 11. Зарождение эклектики в архитектуре России в первой половине 19 в. «Готический» стиль.
К началу 19 века в Российской империи складывается единый общероссийский рынок, страна активно втягивается в капиталистические отношения, особенно через торговлю с Западной Европой. На 1830-40-е гг. приходится начало промышленного переворота в России, который завершившился к 1870-80-гг. Изменения в экономике постепенно затронули и все остальные сферы жизни общества, в том числе и архитектуру. Первые признаки эклектики в России, кроме копирования античности в архитектуре собственно классицизма, проявились ещё в конце 18 в. в увлечении английской «готикой». Ярким примером такой «готики» является дворцовый ансамбль в Царицыно в Москве,который был сооружен по проекту арх. Баженова в 1775-78 гг. 1820-30-е гг. это с одной стороны - время расцвета псевдоготики и создания русско-византийского стиля, а с другой - это ещё и время сооружения ярких ансамблей Карла Росси. Как и по всей Европе, правда с некоторым запозданием, в это время в архитектуре России классицизм начинает усиленно вытесняться эклектикой. К концу 19 в. российская архитектура проходит путь развития от романтизма на начальном этапе к идеям и принципам реализма в конце века, являясь их объёмно-пространственным воплощением (от псевдоготики и эклектики к кирпичному стилю и модерну). Победа в войне 1812 г. вызвала всенародный подъём, проявившийся в романтизме, в увлечении отечественной историей. В то же время, подавление в 1825 г. восстания декабристов и последовавшая вслед за этим реакция показали всю нежизнеспособность классицистического представления о гармонии интересов государства и личности, о просвещённом государе. Т.о. утратив высокое идейное звучание, классицизм в Российской империи превратился в сумму мёртвых догм, в казарменный стиль. Замену ему стали искать в увлечении европейской готикой, отражавшей представления о более романтичном и благородном периоде истории. Крупнейшими представителями «псевдоготики» в основном были архитекторы Быковский, Бенуа, Брюллов. Все трое воспитывались в традициях классицизма, однако сохранив ясность архитектурного образа своих произведений смогли придать им иную эмоциональную направленность. Их творчеству принадлежат лучшие памятники России эпохи романтизма. Творчеству Быковского (Михаил Дормедонтович) принадлежит усадьба графини Паниной в Марфино под Москвой (1837-39). Романтическое восприятие Быковского накладывает отпечаток на характер пространственных особенностей ансамбля. Здесь исчезает заданность осевых построений классицизма с обязательным преобладанием главной оси. Основные сооружения усадьбы (дворец, мостик и церковь) обрамляют вытянутое вдоль них пространство заросших прудов. Они организуют пейзаж, подчиняясь его же законам. Работе Бенуа принадлежат вокзал, императорские конюшни, аптека, кавалерийские дома в Петергофе (1847-51). Его творчество более монументально, оперирует крупными объёмами и осевыми построениями. Однако функция осевых построений полностью переосмыслена - они подчёркивают не регулярность, а живописность, соседствуют с ассиметричными построениями. Чёткость геометрических объёмов и гладких плоскостей в постройках сочетается с разнообразием картин, открывающихся с новых точек зрения. Брюллов проявил себя в основном как мастер романтического интерьера, соединив лёгкость летящих линий готики с парадным пространством классицизма в интерьерах Зимнего и Мраморного дворцов (1837-1839). Его же работе принадлежит Лютеранская церковь св.Петра на Невском проспекте в Петербурге,построенная в 1832-38 гг. Но все эти архитекторы проектировали и в других стилях. Например, Быковский много построил храмов в «русско-византийском» стиле. Его интерес к новым железо-стеклянным конструкциям демонстрируют пассаж Голицына (1841-42) и Купеческая биржа на Ильинке в Москве (1836-38). Быковский, как и все другие архитекторы его времени, исходил из глубокой убеждённости, что стиль сооружения выбирается в соответствии с его назначением.
|