Тема 15. Неоклассицизм.
Как реакция на разнообразие модерна возникло направление «неоклассицизм». Неоклассицизм был явлением сугубо русским, в западной архитектуре он не имел места. Это направление ставило своей целью возродить традиции русского классицизма второй половины 18 в. - первой трети 19 в. Мастера неоклассицизма создали много выдающихся сооружений, отличающихся гармоничностью композиции, изысканностью превосходно обработанных деталей. Неоклассицизм был подготовлен обстановкой создавшей и модерн, но толчком к его распространению послужила революция 1905-1907 гг. Часть общества охватила боязнь новой революции и страх перед народным бунтом, а также одновременное осознание невозможности сохранения существующего положения вещей. Всё это заставляет часть архитекторов обратить внимание в эпохи, культура которых связана с просвещённым абсолютизмом, с меценатством дворян и т.д. В эпоху, когда художественные течения сменяют друг друга с огромной быстротой, растёт тоска по стабильному, вечному и общезначимому в архитектуре, и ордер становится таким зримым символом вечных ценностей. В отличие от модерна, стремящегося преодолеть буржуазность действительность средствами красоты во всём и для всех, неоклассицизм пытается уйти от неё, заставить забыть о ней, создать иллюзию возврата в прошлое, путём воссоздания обстановки ассоциировавшейся с эпохой и любимыми героями. Происходит поэтизация наследия русского классицизма, отвергавшегося несколькими поколениями архитекторов. В связи с этим, искусствоведы проводят выставки, публикуют материалы о дворянском быте послепетровской России, что в значительной мере способствовало исследованию и популяризации достижений русского классицизма. В отличие от «русского стиля», для неоклассицизма Пётр 1 являлся олицетворением воли и энергии, он был обновителем, преобразователем и европеизато-ром России. В отличие от мастеров второй половины 18 - первой трети 19 вв. представители неоклассицизма не занимались чисто внешним воспроизведением декоративно-орнаментальных мотивов прошлого, а стремились выявить художественное «настроение» архитектуры того времени, свойственный ей общий композиционный и пластический характер. И всё же неоклассицизм являл собой разновидность ретроспективизма, хотя и в его высшей, облагороженной форме. Какими бы не были попытки возродить художественную культуру прошлого, они не могли изменить общей направленности развития современной архитектуры. Архитектура неоклассицизма соответствует всем правилам классицизма - осевым построениям и т.п., но поражает переизбыточностью ордерных форм, переуплотнённостью ими композиций, при том, что в собственно классицизме колонна и коллонада применялись в исключительных случаях, поэтому их воздействие оказывалось таким сильным и впечатляющим. Крайне трудным было согласование ордерной схемы с пространственной структурой любого из новых типов зданий - магазинов, доходных домов, вокзалов и т.д., из-за необходимости остекления больших поверхностей, неравномерного чередования остеклённых и глухих стен и т.д. Поэтому архитекторы прибегают к определённой гипертрофии форм. Эта «гигантомания» была вызвана чисто механическими причинами. В многоэтажных современных зданиях требовалось воспроизвести классические архитектурные композиции, которые изначально рассчитывались на канонических, отработанных веками пропорциях и размерах построек античности и Ренессанса. Это приводило к тому, что размеры деталей возросли соответственно размерам сооружения. Классические формы, ранее соразмерные человеку, теперь разбухали и раздувались. Не рассчитанные на такое увеличение, колонны, кронштейны, балясины, карнизы, наличники и другие архитектурные элементы, а в результате и всё здание в целом, теряют значительную долю убедительности и внутренней мощи. Стремление к навязыванию неоклассицизма воспринималась как попытка установления обязательных единых правил и норм, как проявление правительственного давления. Поэтому в провинции модерн оставался господствующим стилем вплоть до революции 1917 г.
|