Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 14. Архитектура русского модерна





В 1890-1900-х годах на общем ретроспективно-эклектическом фоне в российской архитектуре возникает стиль модерн. В России он принципиально не отличался от западноевропейского. Основное, что было характерно для русского модерна - это тенденция к смешению модерна с историческими сти­лями, особенно с древнерусскими архитектурными формами. Средством подчеркнуть самостоятель­ную роль отдельного здания в архитектурно-пространственной среде являлась декоративная переизбы­точность.

В русском модерне, особенно в архитектуре и прикладных видах творчества, можно проследить несколько течений, иногда сменявших друг друга, но часто сосуществовавших одновременно - собст­венно модерн (местные исполнения общеевропейского стиля), неорусский стиль и неоклассицизм.

Ведущим и определяющим течением в русском модерне, особенно в архитектуре, оказался не­орусский стиль. Его появление было связано с наследием Абрамцевского кружка, у участников кото­рого эстетика народного творчества стала частью собственного поэтического мироощущения. Поиски нового отношения к художественной и архитектурной форме сочетались с обращением к националь­ному наследию, что стало одной из отличительных черт русского модерна - т.е. поиски нового стиля велись в границах русского стиля. Такой подход исходил как из общих закономерностей мировоззре­ния 2/пол. 19 в. с присущим ему историзмом художественного мышления, так и из отличительных осо­бенностей русской культуры того времени, когда опору для обновления архитектурных средств искали в прошлом опыте народного национального искусства и древнерусского зодчества. Таким образом, в неорусском направлении сочетались объёмно-пространственные, живописно-пластические и линейно-графические поиски общеевропейского стиля «ар нуво» с национальными формами древнерусской ар­хитектуры и произведений народного искусства, которые подчёркнуто гипертрофировались. Даже в натурных зарисовках крестьянской утвари, орнаментов росписи и деревянной резьбы это направление далеко уходит от традиционной «археологической» фиксации подробностей, создавая лаконичный, яркий обобщённый образ архитектурных сооружений.

Впервые архитектурные черты «неорусского» стиля были синтезированы при создании Кус­тарного павильона на Всемирной выставке 1900 года. Яркий пример соединения модерна и неорус­ского стиля - Ярославский вокзал (1902-1903, арх. Ф.Шехтель), дом Перцова в Лесном пер. (1905, арх. Малютин) в Москве и др.

В России выделяются два центра модерна, в архитектуре которых ярко выражены некоторые отличия - Москва и Петербург.

В Москве,по традиции, ведущим архитектурным сооружением остался частный особняк, кото­рый стремились свободно разместить на участке. Московские особняки словно синтезировали черты, присущие различным течениям модерна. Наиболее полно эти черты проявились в знаменитом особня­ке Рябушинского - шедевре русского модерна, построенном Ф.Шехтелем в 1900-1902 гг. на М.Никитской улице.

В столичном Петербурге одним из распространённых типов архитектуры модерна был доходный дом, что во многом определило характер застройки центральных улиц. Наиболее значительными мастерами модерна в СПБ являлись Ф.Лидваль и М.Лялевич. Лидваль построил такие крупные сооружения, как гостинница «Асто-рия» и Азовско-Донской банк на ул.Герцена и др. Творчеству МЛялевича принадлежит зданиие торговой фирмы «Мертенс» на Невском пр.

В модерне Петербурга (как и в финском) большую роль в отделке домов играет натуральный камень, преимущественно серый гранит, определяющий и особый колорит фасадов, и обобщённый характер декоратив­ной скульптуры, и сдержанную цветовую гамму, гармонирующую с бледным северным небом. Расчёт на суровый петербургский климат и скупое северное солнце привёл к широкому применению светлого изразца и облицовоч­ного кирпича, выявляющих чёткие грани геометрических объёмов. Разнообразие фактур в отделке фасадов соче­талось с графической сухостью в прорисовке деталей и строгостью очертаний.

В строгом Петербурге, подчиняясь регламентации застройки, здания модерна вписываются в историче­ски сложившиеся улицы и проспекты, лишь иногда вырываясь из общего ряда резким диссонансом. Архитекто­ры, неизменно подчёркивая своеобразие облика каждой постройки, вместе с тем намечают совершенно отчётли­вое градостроительное решение протяжённого проспекта, основанное на чередовании перспектив и определён­ных градостроительных «пауз» - на доминирующих в рядовой застройке угловых башнях.

Присущие петербургскому модерну черты рациональности проявились и в архитектуре особняков. В от­личие от московских особняков эпохи модерна, с их подчёркнутой пластичностью декоративных форм и архи­тектурных объёмов, с их мягкой лепкой живописных масс, особняки петербургского модерна более геометричны и графичны по рисунку. В их облике причудливо сочетались натуральный камень и облицовочный кирпич, кова­ный металл и стекло, керамика и штукатурка.

Наиболее известный особняк Петербурга, своего рода аналог и антипод московского особняка Рябушин­ского - особняк балерины Кшесинской (арх. Гоген,1904-1906), являющийся эталоном петербургского особня­ка 1900-х гг.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 657. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия