Окончил дворянскую гимназию при Московском университете. Служил в коллегии иностранных дел. С 1769 г. — один из секретарей графа Н. И. Панина
Писал комедии, в которых высмеивал дворянство. Когда одной из дворянок захотелось высечь свою дворню, кто - то ей заметил, что никто не волен тиранствовать. Тогда прозвучала знаменательная' фраза: "Не волен! Дворянин захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан указ о вольности дворянства?" Одна из комедий имеет самое непосредственное отношение к учебе.
Отзывы
А. С. Пушкин, поэт:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал..., друг свободы...
В. О. Ключевский, историк: "Эта комедия — бесподобное зеркало".
92. Военачальник
Родился в семье фельдшера-молдаванина. Учился в политехническом институте.
За покушение на урядника приговорен к смертной казни, замененной шестью годами каторги и пожизненной ссылкой.
Участник Октябрьской революции и гражданской войны. Командовал армией, фронтом. Был заместителем председателя и председателем РВС СССР, заместителем наркома и наркомом по военным и морским делам, одновременно начальником штаба РККА.
Инициатор и организатор военной реформы. Выступал против раскулачивания середняка, пролетаризации русской культуры, политических интриг в государственной верхушке.
Читал и писал на четырех языках. Любил историю, философию, литературу.
Ошибочно оценивал перспективы мировой революции.
Умер после операции на 40-м году жизни. Сын — летчик, Герой Советского Союза, погиб в 1942 г.
93. Деятель кино
Потомственный дворянин Войска Донского, подъесаул. Создатель первой русской исторической картины "Песнь о купце Калашникове". Организатор системы проката кино в России.
Режиссер первой в мире полномасштабной кинонокартины "Оборона Севастополя". (Снята по высочайшему волению Николая П.)
В фирме режиссера первой звездой русского кино стала Вера Холодная. Здесь работали Ф. Ф. Комиссаржевский и В.Э. Мейерхольд.
Жил в Германии. В 1923 г. вернулся в Советский Союз. В 192б г арестовывался органами ОГПУ Обвинен как «крупнейший капиталист мирного времени, бывший есаул, зарекомендовавший себя при подавлении восстания в Персии» и осужден на 6 месяцев тюрьмы.
Умер в 1945 г.
Оценки
Журнал "Русское слово": "Его Императорское Величество изволил осчастливить.... милостивыми расспросами".
А. В. Луначарский, государственный деятель: "Сердечно присоединяюсь к чествованию тов....., как замечательного деятеля русской кинематографии. Рад, что он вернулся, чтобы помочь Советской власти наладить кинодело".
94. Композитор
Из семьи горного инженера. Окончил училище правоведеняя начал, службу в министерстве юстиции.
С 5 лет занимался музыкой. Но посвятить себя любимому занятию решился, уже будучи чиновником.
Обучался в музыкальных классах, стал в них преподавателем. В 26 лет - профессор Московской консерватории.
Совершил концертные поездки в Германию, Англию, Францию, США, член парижской академии изящных искусств, почетный доктор Кембриджского университета.
Жил в Швейцарии и Италии.
Главные произведения: оперы "Евгений Онегин", "Мазепа", "Пиковая дама"; балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"; шесть симфоний, ряд увертюр, множество других произведений.
Оценки
А. П. Чехов, писатель: "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет...., — до такой степени я уважаю его".
С. И. Танеев, композитор: "Музыкальная, выдающаяся личность... человек необычайной нравственной чистоты и высокой честности".
С. В. Рахманинов, композитор: "Он был скромен, как все действительно великие люди, и прост, как очень немногие".
95. Певец
Выходец из крестьянской семьи. Испытал много лишений, прежде чем занялся любимым делом. Им восхищались В.В. Стасов и М. Горький, Н.А. Римский - Корсаков и С.В. Рахманинов, С.И. Мамонтов и В. А. Серов...
Солист оперы Его Императорского Величества. Горячо приветствовал революцию.
Первый народный артист Советской республики. Эмигрант с 1922 года. (Тогда же за границу были высланы Н.А. Бердяев, А.А. Кизеветтер, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков и др.
В 1927 г. лишен звания народного артиста, был глубоко оскорблен этим. "Я прошу всех моих соотечественников — монархистов, социалистов, коммунистов и анархистов, — писал он,— раз и навсегда оставить меня в покое. Я не большевик, не социал-демократ, не реакционер. Я певец...".
Его голос называли непревзойденным.
Умер в 1938 г. в Париже. Прах певца перезахоронен в России.
Оценки
С. В. Рахманинов, композитор: "... никогда не умрет. Умереть он не может. Ибо он, этот чудо - артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем...... - богатырь".
П. Монте, французский дирижер: "О, это был гениальный артист, непревзойденный по дарованию художник оперной сцены. Во всех своих ролях был неповторим, оригинален и грандиозен! Да, именно грандиозен!".
М. Горький, писатель: ".... - это огромное, изумительное и русское ".
96. Генералиссимус
Воевода в Тобольске, Курске, в крымских и азовских походах. Главнокомандующий сухопутными войсками русской армии во втором Азовском походе. Во время заграничных поездок царя - главнокомандующий русской армией. Возглавлял Пушкарский, Иноземный и Рейтарский приказы.
Строил Таганрог. Руководил подавлением стрелецкого бунта. Побеждал турок, крымцев и калмыков.
Царь очень ценил военачальника, удостоив чести собственноручно отрезать ему и Ромодановскому бороду. Однако царь считал, что, карая стрельцов, тот не раскрыл всех связей с его врагами.
Смерть прошла малозамеченной. На довольно пышном надгробии в Троице-Сергиевой лавре слово, обозначающее высшее воинское звание, отсутствует.
97. Писатель
Обучался в церковно - приходской школе, гимназии. Участник гражданской войны. Продовольственный инспектор, учитель, грузчик, чернорабочий, делопроизводитель, сотрудник газет и журналов в Москве. Писал романы, рассказы и повести.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. работал военным корреспондентом.
Академик Академии наук СССР, лауреат Ленинской и Нобелевской премий, Герой Социалистического Труда.
Штрихи к портрету
"...Надо на густые решета взять всех, вплоть до Калинина, всех, кто лицемерно, по - фарисейски вопит о союзе с середняком и одновременно душит этого середняка» (1925 г.) ".
"Все мы — сыны нашей Великой Коммунистической партии. Партия, родная наша мать, ты ведешь нас в жизни по единственно верному пути" (1956 г.).
Оценки
А. С. Серафимович, писатель: "Как степной цветок, живым пятном встают рассказы..... Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь - перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество".
Н. С. Хрущев, государственный деятель: "....- великий советский писатель, выдающийся художник слова, посвятивший свой могучий талант служению великому делу построения коммунизма".
98. Скульптор
Земляк М. В. Ломоносова. Рыбачил и занимался резьбой по дереву.
По протекции М. В. Ломоносова стал истопником в царском дворце, затем поступил в Академию художеств. Окончил курс с золотой медалью за программу "Убийство Аскольда и Дира" и направлен для обучения за границу. Через 6 лет возвратился в Россию.
Работал в Императорской академии художеств. Создал галерею выразительных скульптурных портретов — Н. А. Демидова, И. И. Шувалова, 3. Г. Чернышева, А. М. Голицына, И.Г. Орлова, М. Р. Паниной, А. А. Безбородко, Павла I и автопортрет. Выполнил работы для Мраморного и Чесменского дворцов, Исаакиевского собора и Александро - Невской лавры..
Академик, адъюнкт - ректор академии. Эпитафия на могиле скульптора: "...и под его рукою мрамор душит".
Оценки
И. И. Шувалов, государственный деятель: "...Истопник.... своей работой в резьбе по кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным мастером".
В. И. Григорович, славист: "Его бюсты живы, тело в них есть совершенное тело".
99. Актер
Из семьи крепостных. Освобожден из крепостного положения Д. Н. Бантыш - Каменскям в возрасте 33 лет.
Дебютировал в Москве в комедии "Провинциал в столице". Выступал по 3—5 раз в неделю. За два года сыграл 68 ролей.
В репертуаре записано 575 произведений. Наиболее блестящие роли Фамусова в "Горе от ума" и городничего в "Ревизоре". Играл в семи пьесах Мольера, в шекспировских "Гамлете", "Шейлоке", "Ромео и Джульетте". В возрасте 74 лет сыграл последнюю роль Кузовкина в тургеневском "Нахлебнике".
Как артист драматической группы получал высший оклад — 400 руб. и «ежегодный бенефис».
На могильном камне надпись: "Артисту и человеку".
Оценки
С. Т. Аксаков, писатель: "Жить для.... значило играть в театре; играть - значило жить. Много раз.... выходил на сцену больной, а сходил с нее совершенно здоровый".
В. Г. Белинский, критик: "К числуего недостатков принадлежит излишество чувства и страсти, которое иногда мешает ему вполне владеть своею ролью".
100. Князь
Управлял Ростовом, Новгородом, Киевом. Конфликтовал с отцом, воевал с братом. С под своей властью почти русские земли (кроме Полоцка). Ходил походами на литовцев, ятвягов, мазовшан и емь.
Был грамотен. Учредил школу для 33 детей. Боролся против язычества. При нем на Руси митрополитом впервые стал русский монах.
Семнадцать статей сборника древних законов " Русская Правда " принадлежат князю.
Находился в родственных связях с царствующими домами Англии, Франции, Германии, Польши, Скандинавии, Венгрии и Византии.