Институты изучения культуры и культурологические концепции 1920-30-х гг.
Опыт постижения культуры в русской культурологии первой трети XX столетия. Проблематизация идеи культуры на рубеже XIX – XX вв. Историко-культурологическая школа русской медиевистики (И.Гревс, Л.Карсавин, Н.Анцыферов, О.Добиаш-Рождественская). Культурология русского символизма: А.Белый, А.Ф.Лосев, Вяч.Иванов, П.Флоренский. Ф.Зелинский. Культурология В.Розанова. “Афины” и “Иерусалим” в философско-культурологическом подходе Л.Шестова. Культурологические идеи Н.А.Бердяева. “Исход к Востоку” в евразийской культурологии (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский) Теоретическое обоснование евразийской культурософии Л.Карсавиным и концепция симфонической личности. П.Бицилли как культуролог. 1920-е гг. – «pars pro toto» ХХ века. Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК) в Петрограде, история ее возникновения. Роль Н.Я.Марра. Марр и марризм. Вт.пол. 1920-х гг. первые опыты коллективных целенаправленных теоретико-культурных исследований в России научного коллектива секции генетики культуры ГАИМК под руководством акад. Н.Я.Марра. Советская лингвистика 20-х-30-х гг. и исследования культуры. Становление русской семиотики. Семасиологические исследования И.Г.Франк-Каменецкого и О.М.Фрейденберг. Теория метафоры, проблема «античных понятий» у Фрейденберг. Историко-этнографическое направление изучения духовной культуры в работах Д.К.Зеленина. Магическая функция волшебной сказки в концепции Зеленина. В.Я.Пропп, его фольклористические исследования, и их значение для формирования структурализма. Структурное и историческое изучение волшебной сказки. Пропп и Леви-Стросс. 1920-е – нач. 1930-х гг. «формальная школа» в теоретическом литературоведении: теоретики и историки литературы (В.Б.Шкловский, Б.М.Эйхенбаум, Ю.Н.Тынянов) лингвисты (Р.О.Якобсон, Е.Д.Поливанов, Л.П.Якубинский) и др. Психологические исследования культуры. История психоанализа и психоаналитические концепции культуры в России 1920-х гг. Фрейдомарксизм. Культурно-историческое направление в психологии (Л.С.Выготский и А.Р.Лурия). Тема «культура и мышление» в культурно-психологических исследованиях А.Р.Лурии в конце 20-х – начале 30-х гг. Работа «Об историческом развитии познавательных процессов». Институты искусствоведческого профиля. ВХУТЕМАС, его место и роль в формировании теоретико-художественных подходов культурологического профиля. П.А.Флоренский во ВХУТЕМАСе и его культурфилософские идеи. В.А.Фаворский как теоретик искусства и культуры. Теория художественных пространств Фаворского-Флоренского. Н.М.Тарабукин как теоретик искусства и культуры («Философия культуры», «Проблема пространства в живописи»). Семиотика театрального пространства. Н.Тарабукин и А.Лосев. Работа Тарабукина в ГИТИСе Теоретико-искусствоведческие поиски Л.Жегина, их значение для семиотики искусства и культуры 1960-х. Работа Л.Жегина «Язык живописного произведения». Государственная академия художественных наук (ГАХН), история ее функционирования и гибели. А.Г.Габричевский как теоретик искусства и культуры. Проект «онтологии художественного». Морфология искусства А.Габричевского. Габричевский и Г.Шпет. Феноменология культуры Г.Шпета. Исследования в ИНХУКе (В.В.Кандинский) Философия культуры Я.Э.Голосовкера: культура как “имагинативный абсолют”. Концепция античной культуры Я.Э.Голосовкера: логика античного мифа; культура как «имагинативный абсолют». «Имагинативная эстетика» Голосовкера. Исследования В.П.Зубова в 1920-30-х гг. В.П.Зубов в ГАХН, участие в проекте символария П.Флоренского. Работы, посвященные метафоре (метафорология). Исследования языка науки и философии. Культурологическая теория в литературоведении 1920-х гг. М.Бахтин и его исследования поэтики Достоевского. Формы времени и хронотопа в романе. Понятие хронотопа. Эпос и роман. Культурологические работы авторов «круга Бахтина» (Пумпянский, Волошинов, Медведев). Работа Бахтина о Франсуа Рабле (1940-е гг.). Концепция телесности – гротескный реализм. М.Бахтин и современная культурология. 1929-1930 гг. – «Великий перелом»: тотальная насильственная марксизация российской науки. После конца. Концепции русского зарубежья. Н.С.Трубецкой, его вклад в формирование культурологии евразийства. Трубецкой и Якобсон. Пражская лингвистическая школа. Культурфилософия евразийства: Л.П.Карсавин и П.Н.Савицкий. Критики евразийской концепции (Флоровский, Бердяев). Реактуализация и развитие евразийской концепции в работах Л.Гумилева (в 1950-80-е гг.). Основные понятия.
|