Истоки и основные вехи развития культурологии как науки
Специфика осмысления феномена культуры в прошлом. Открытие идеи культуры в европейской философии XVII-XVIII вв. Эволюция понятия «культура» в эпоху Нового времени. Джамбаттиста Вико как один из основоположников культурософии. Рефлексии культуры в Германии в конце XVIII – первой половине XIX в. Kultur как понятие немецкого философско-исторического лексикона. Противопоставление “цивилизации” и “культуры”, “культуры” и “природы” в немецкой культурологии. Вклад И.Г. Гердера в разработку культурософии и философское осмысление истории культуры. Философия культуры неокантианства: от «наук о духе» к «наукам о культуре» (В. Дильтей Г. Риккерт). Формирование культурологизма в контексте неокантианской Kulturphilosophy. Изучение культуры в социальной и культурной антропологии конца XIX – первой пол. XX вв. Зарождение социальной и культурной антропологии, этнографии и этнологии. Позитивизм. Американская школа исторической этнологии и культурной антропологии (Ф. Боас, А.Л. Крёбер и др.). Обзор основных направлений и концепций в культурологии XX века. Предпосылки для возникновения идеи культурологии: внутринаучные, историко-культурные, субъективные и др. Истоки культурологии. Экскурс в историю термина “культурология” (Kulturologie, culturology). Рождение идеи культурологии в концепции В.Ф. Оствальда. Книга «Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaft» (1909 г.): идея культурологии (Kulturologie) как науки о специфических способах человеческой деятельности; отграничение Kulturologie от Kulturwissenschaften и Kulturphilosophie; специфика Kulturologie по сравнению с социологией и психологией. Идея «Kulturologie» как научного, а не философского или частно-дисциплинарного изучения мира культуры. 1930-60-е гг. – «культурологический проект» Л.Э.Уайта: стремление перейти от частно-дисциплинарного к целостному исследованию культуры. Принятие идеи культурологии Оствальда. Культурология как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Основные принципы культурологии Л.Э. Уайта. Два взгляда на специфику культурологии в концепциях В.Ф. Оствальда и Л.Э. Уайта. Русский философский культурлексикон и русская культурософия XIX в. Опыт постижения культуры в России в первой трети XX столетия. Культурософская система А. Белого как интуитивно-целостный способ постижения культуры и критика им аналитико-логицистского проекта построения культурологии. 1920-е гг. – «pars pro toto» ХХ века. 1919-1929-е гг. – Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК) в Петрограде: первые опыты коллективных целенаправленных теоретико-культурных исследований в России (научный коллектив секции генетики культуры ГАИМК под руководством акад. Н.Я. Марра). Советизация и догматизация отечественной науки. Репрессии: прерыв научных традиций. «После конца»: культурфилософские концепции русского зарубежья. Н.С.Трубецкой, его вклад в формирование культурософии евразийства. Трубецкой и Якобсон. Пражская лингвистическая школа. Культурософские концепции Л.П. Карсавина и П.Н. Савицкого. Критики евразийской концепции (Флоровский, Бердяев). Реактуализация и развитие евразийской концепции в работах Л.Н. Гумилёва (в 1950-80-е гг.). Возрождение российских исследований культуры: культурологические концепции 1960-конца 1980-х гг. Сер. 1960-х гг. – Э.С. Маркарян: разработка основ культурологии как самостоятельной интегративной дисциплины, обладающей особым статусом в структуре социально-гуманитарных наук. 1960-80-е годы: направления, осознающие себя в качестве культурологических. Основные центры и школы культурологии в СССР: вехи развития. Советская марксистская теория и философия культуры: Э.С. Маркарян, А.И. Арнольдов, М.А. Лифшиц, Э.В Ильенков, В.М. Межуев, Ю.Н. Давыдов, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, З.И. Файнбург, М.С. Каган, Н.С. Злобин, М.Я. Ковальзон, В.Ж. Келле и др. 1960-80-е гг. – Разработки в области философии культуры: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.С. Аверинцев, Г.Д. Гачев и др. Дискуссия о междисциплинарности и культурологическом подходе (Л. Баткин, С.Великовский). Культурологические подходы в востоковедении, в исследованиях античности, медиевистике, в исследованиях русской культуры и др. Тартуско-московская семиотическая школа (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс. Иванов, Б.А. Успенский, С.Ю. Неклюдов, В.Н. Топоров и др.). Развитие культурологии в СССР и на постсоветском пространстве. 1990-е гг. – институциализация российской культурологии. Культурология в перечне научных специальностей ВАКа. ВУЗовская культурология и споры о ее необходимости во второй пол. 1990-х. Факультеты и кафедры культурологии, кафедры истории и теории культуры, истории мировой культуры в ведущих российских ВУЗах. Учебная литература по культурологии (учебники, тесты, словари), и практики ее исследования. Обзор основных направлений и концепций в современной культурологии. Объединительные тенденции в российском культурологическом сообществе. Основные отечественные культурологические школы. Плюрализм культурологических концепций как стимулирующий фактор развития культурологии. Перспективы и основные векторы развития культурологии.
|