Студопедия — Наука как социальный институт.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наука как социальный институт.






Формирование науки как социального института — исторический процесс. Это относится и к науке в целом, и к каждому ее структурному подразделению (комплексу научных знаний).

Структура науки: м етодологические и общетеоретические проблемы науки; специализированные теории; прикладные науки

Методологические и общетеоретические проблемы науки. Данный «этаж» представляет собой стык науки с философией, хотя это и не философия в собственном смысле слова. Дело в том, что каждый комплекс научного знания, подпитывая философию своими открытиями и выводами, в то же время берет на вооружение определенную методологию и мировоззрение, специфически преломляя их применительно к своим проблемам. Так, общефилософская проблема времени трансформируется в различных науках в их внутренние методологические проблемы «физического времени», «биологического времени», «исторического времени» и т.д. Кроме того, рассматриваемый уровень включает в себя и так называемые общетеоретические проблемы данной науки (например, проблемы типологии, систематизации и классификации объектов, изучаемых данной наукой). Можно согласиться с мнением, что этот «этаж» есть обобщенная характеристика предмета исследования, включающая в себя представления: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих особенностях их взаимодействия, 4) о пространственно-временной структуре реальности. Эти представления выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины.

Прикладные науки — это те ее отрасли, которые прямо и непосредственно выходят на практику (агрономия, зоотехния, медицина в биологическом комплексе, техническом).

 

17. Понятие истины. Проблема критериев истины.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, и как писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя знания и составляют отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Аристотель: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом признаков. Научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания.

Истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий.

Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.Заблуждение – следствие ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным.

Обратимся к вопросу - что является критерием истины?

1) Так Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.

2) Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Так мы часто пытаемся решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

3) Прагматический подход - истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной.

4) Практика, как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.

 

15. Индивидуальное и общественнрое сознание. Формы общественного сознания.

Общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность индивидуальных сознаний. Структура общественного сознания включает уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественной психологии и идеологии, а также формы политического и правового, нравственного и религиозного, научного, эстетического и философского сознания. Определенным образом упорядоченная структура общественного сознания обеспечивает отражение природы и общественного бытия людей, материальной и духовной жизни общества в идеях, представлениях, концепциях, теориях.

Общественное сознание выполняет свое социальное назначение - является способом "совмещения" отношений людей и предметного мира их деятельности, оказывает непосредственное влияние на индивидуальные сознания.

Индивид, как общественное существо, участвует в актах человеческой деятельности, преследуя свои интересы. Его индивидуальность обусловлена не только сущностью конкретного человека, но и его существованием, его личным бытием.

Личное бытие человека органически включает в себя и бытие общества, и в этом смысле человек общества, или общественный человек, одновременно выступает носителем индивидуального и общественного сознания.

Общественное и индивидуальное сознание неотрывны друг от друга. Все содержание общественного сознания черпается из саморазвития индивидуального сознания, которое само вполне самодостаточно в общественном смысле.

Формы общественного сознания — различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. Ф. о. с. различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и общества. Различные Ф. о. с. отражают различные области и стороны действительности (напр., политические идеи отражают отношения между классами, нациями, государствами; в науке познаются конкретные законы природы и об-ва; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих над ними природных, а затем и социальных сил и т. д.). Все Ф. о. с. связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. Влияние исторически определенного способа производства на развитие различных

 

27. Культура и цивилизация.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения её достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, кино, картины, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.

Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, манеры общения (этикет) и способы проявления своих чувств и приемы, а также уровень мышления.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант. Ранее под культурой понимали все созданное человеком. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие её идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Кант определил культуру как-то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Исходя из своего понимания сути культуры, Кант со всей четкостью противопоставил «культуре умения» «культуру воспитания», а чисто внешний, «технический» тип культуры он назвал цивилизацией. Кант провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества и влияют на другие цивилизации (шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская). Локальные (национальные) цивилизации: американская, германская, русская и т.д. По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

- творческого меньшинства;

- инертного большинства.

Первое ведет за собой второе, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Каждая цивилизация проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтефация, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Культура, по Шпенглеру, - совокупность религии, традиции, материальной и духовной жизни. Культура - автономная, самодовлеющая, замкнутая реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, но «цивилизация» у Шпенглера имеет иное значение. Цивилизация - высший уровень развития культуры. Завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Шпенглер выделил восемькультур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры.

31. Проблема субстанции (первоначала) в античной философии

Первоначало как огонь. Гераклит увидел в огне фундаментальное начало всего сущего. Пламя, пепел и дух испарений – все это символизирует вечную нужду и насыщение. С огнем связаны гром и молния. Молния – правительница сущего. Гераклит разумное понимание, логос, рационально постижимый закон связал с озаряющей силой молнии.

Число как первоначало. Открытие математической регулярности всего сущего изменило стратегию познающего разума и ход развития всей западной культуры. Оказалось, что числовым соотношением можно представить решительно все. Так принцип работы музыкальных инструментов – все это объяснимо соотношением длин струн и веса молоточков, ударяющих по струнам. Числовые закономерности года, сезона, дней и месяцев, инкубационные периоды созревания зародышей, циклы биологического развития были описаны пифагорейцами. Некоторые из них справедливость отождествляли с числом 4 или 9, квадратом 2 и квадратом 3, четного и нечетного. Науку и разум обозначали единицей, а изменчивое мнение – двойкой.

Вплоть до Аристотеля философы не отделяли число от реальности, для пифагорейцев число было физисом всего сущего.

Пифагор первым, как свидетельствуют античные источники, назвал определенный порядок всего мирского космосом. Небо, земля, боги и люди соседствуют друг с другом не как попало, а согласно некоему закону. По этой причине целостность сущего называется космосом, то есть порядком. Пифагорейцы выдвинули идею, что небеса вращаются согласно числовой гармонии. Все известные вещи имеют число, говорили они, без него ничто нельзя ни помыслить, ни узнать. Только ложь никогда не уложиться в число.

36. Теоцентризм философии средневековья: проблема соотношения веры и разума

Проблема взаимоотношений знания и веры активно обсуждалась в средневековой философии. Так, Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: "Верую, потому что абсурдно". Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Средневековая культура несла в себе христианство потому, что была ориентирована на истину откровения. Погружаясь в свою логико-грамматическую структуру, она искала и находила все новые логические инструменты для лучшего понимания библейских текстов и учений. Христианские истины не являются деформациями мысли и не противоречат устоям человеческого разума, напротив, именно в них разум находит свою полную реализацию.

Так, например Иоанн Скот Эриугена говорил о том, что любое разведение философии и религии немыслимо. «Истинная философия не что иное, как религия, а подлинная религия – это правдивая философия».

Ансельм д¢Аоста: «Вера взывает к пониманию» и «Верю, чтобы понимать».

Альберт Великий говорил о следующих различиях философии и теологии: 1) философским путем мы следуем только при свете разума; путь веры дальше и выше разума; 2) Философия отталкивается от предпосылок непосредственно очевидных, веру же сопровождает свет, осеняющий разум и открывающий ему горизонты в ином ракурсе невидимые; 3) философия в своем опыте следует от сотворенного, в то время как вера – от Бога, явленного в Откровении; 4) разум не вникает, что есть Бог, но вера знает об этом; 5) философия являет собой теоретический процесс, ясно, что вера интуитивно эмоциональна, поскольку размещает человеческое бытие в пространстве любви к Богу.

Фома Аквинский – ученик Альберта Великого. Верно, что в автономии своей философия имеет определенную конфигурацию, но познавательные ее возможности не следует преувеличивать. Надлежит интегрировать ее в область сакрального. И философия, и теология обе говорят о Боге, человеке, мире, но первая дает знание несовершенное о том, о чем теология в состоянии говорить более внятно, ведя к спасению. Проблема номинализма и реализма в средневековой философии В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

Номиналистические идеи Иоанна Росцелина касались различения Божественных Персон (три Божественные ипостаси есть только слова; имя “Бог” есть имя субстанции, а не ипостаси, то есть оно изобретено для обозначения природы субстанции, а не Лица).

Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гильберт Порретанский определяли универсалии через тождество субстанции: различные между собой по форме вещи в основе своей имеют одну и ту же субстанцию.

Гильом из Шампо определял универсалии как тождество субстанции в силу ее статуса, хотя единичные вещи различаются между собой не только формами, но личностной сущностью, что делает субстанции тождественными не по сущности, а в силу безразличия.

Петр Абеляр полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречивая вещь.

8. социальная практика семья этнос нация класс

В социологии понятие социальная структура тесно связано с понятием социальная система.

Социальная структу­ра — часть социальной системы и объеди­няет два компонента — социальный со­став и социальные связи. Социальный состав — набор элементов, составляющих социальную структуру, а социальные связи — набор связей социальных слоев, классов и т. п. Конечно же, понятие социальная структура включает совокупность различных типов со­циальных общностей, внутри общества и социальные связи всех социальных общностей различающихся по широте распространения их действия, по их значению и характеристике социальной струк­туры на определенной ступени развития.

Социальная структура — устойчивая связь элементов в социаль­ной системе общества, означает субъективное деление общества на отдельные социальные общности, слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков, придающих им не­повторимое своеобразие, и различаемых по их общественному положению, по месту и роли в системе экономических отношений. Основой социальной структуры есть социальная общность пред­ставляющая реально существующую совокупность индивидов и от­личающаяся социальными связями и относительной целостностью. Объединение индивидов в социальные общности происходит на основе различных характеристик и признаков, поэтому-то и правомерно выделение социально-классовых, демографических, этнических, территориальных, политических и других общностей, составляющих различные структурные элементы, звенья социальной структуры общества. Социальные общности бывают формальные и не­формальные, спонтанные и институализированные, исторические и преходящие и т. п. Самые распространенные социальные общно­сти: род, племя, народность, нация, народ, класс и т. п.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами (в том числе расовыми), стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других образований (самосозна­ний). Признаками, определяющими системные свойства этноса, есть: язык, искусство, обычаи и обряды, нормы поведения, привычки и т. п. В совокупности они образуют определенную этническую культуру. Формирование этноса обычно происходит на основе един­ства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории (к при­меру, украинцы, русские, белоруссы и другие живут во многих странах мира). Современные же нации — это по существу продукт восходящего капитализма. Но понятие нация, народность, нацио­нальность возникли задолго до образования современных наций и первоначально обозначали племена, народности, имеющие общую культуру, язык, психологию, да и определенную территорию. Этни­ческие особенности — язык, культура, психология, территория — отличали одни общности людей от других исторических общно­стей людей. Социальные общности — племя, народность - предшествовали нации.


Племя — форма общности людей, свойственная первобытно-об­щинному строю. В основе племя лежат родовые отношения, опре­деляющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Племя объединяло два или несколько родов и имело свой язык, территорию, нравы и обычаи.Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечи­вала ему определенную долю производственного продукта, право участия в общественной жизни. С развитием производственных и социальных отношений происходит процесс укрупнения племен, образуются союзы племен. Кровнородственные связи постепенно перестают быть основой этнических общностей, все сильнее стано­вятся связи социальные. Вытеснение родовых отношений товарными и приводило к распаду племен и к объединению их в народности.

Народность — форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладе­ния и феодализма, предшествует с распадом феодализма образова­нию наций. Народность не просто объединение племен, а качествен­но новая общинная организация людей, основанная на территориаль­ных и экономических связях людей, при наличии частной собствен­ности и непримиримых антагонистических социальных общностей — классов (имущих и неимущих). Им присущи единый язык, куль­тура, территория, экономические связи и сознание этнической при­надлежности. Народности (а в известной мере и другие донацио-нальные общности) существуют и ныне и не только в развивающихся странах, но и в некоторых развитых индустриально государствах (в Великобритании живут уэльсцы, нормандцы, галлы, во Фран­ции — бретанцы и корсиканцы), в Российской Федерации в Сибири и на Севере, Дальнем Востоке — эвенки, юкагиры, нивхи и др. Наиболее крупные народности могут консолидироваться в нации.

Что же такое нация? Зарождение и развитие капиталистиче­ских отношений привело к появлению наций. Нации - неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи капиталистиче­ского развития.Нации образуются путем объединения различных народностей на базе преодоления феодальной раздробленности, формирования капиталистического производства, требующего глу­бокого разделения труда, широких и прочных экономических связей, обширного и единого рынка и т. д. Слияние в единое нацио­нальное целое разрозненных при феодализме земель в России XVII в. связано с усиливающимся обменом между регионами, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Ввиду того, что хозяевами процесса объединения местных рынков в один всерос­сийский рынок выступали богатые предприниматели, купцы, то создание национальных связей стало ни чем иным, как созданием связей капиталистических. Ввиду того, что зарождение и развитие капиталистических отношений в различных странах мира отличается большой неравномерностью, то и процесс формирования наций происходит тоже неравномерно. Если в Европе процесс склады­вания наций в основном завершился еще в XIX в., то во многих колониальных или освободившихся из колониальной зависимости странах Азии, Африки и Латинской Америки процесс формиро­вания наций серьезно задержался и происходит вплоть и ныне в ходе освободительного движения молодых независимых госу­дарств.

Естественно, нация — социально-историческое явление возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капи­талистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными регионами, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации нации играет государство, хотя наличие государственности не обязательный признак нации. Нация — исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна, прежде всего, общность условий жизни, т. е. экономических, общность территории, общность языка, известных черт психологии (сознание, интересы, национальный менталитет и т. п.), национальный склад характера, проявляющийся в особенностях своеобразия культуры и быта. При­надлежность к одной нации объединяет людей. Однако националь­ная общность не устраняет социальных различий внутри наций. Ввиду того, что силой, содействующей возникновению наций тогда выступает буржуазия, это накладывает определенный отпечаток на их социально-политический и духовный облик. С развитием наций внутри их все более обостряются социальные противоречия, про­является противоположность социальных общностей, что даже в каждой нации буржуазного общества есть две нации — нация эксплуататорских классов, капиталистов и помещиков, т. е. нация угнетателей, и нация трудящихся и эксплуатируемых масс, рабочих, крестьян, средних слоев, т. е. нация угнетаемых, а в каждой нацио­нальной культуре есть соответственно две национальные культуры. Стремясь заглушить противоречия, буржуазия разжигает межнацио­нальные антагонизмы, проповедует идеологию национализма и на­ционального эгоизма.

Чем же характеризуется нация как историческая общность? Развитие экономических связей и отношений обусловливает, во-первых, стремление общности людей к внутренней консолидации и, во-вторых, активным взаимодействием одной общности людей с другими национальными общностями, в-третьих, общность людей, их социальное и этническое, т. е. общественное племенное образо­вание преодолевает замкнутость, вступает в активные отношения с иными социально-этническими общностями людей. Нации присущи те признаки, которые обеспечивают и исторически обусловливают целостность народа, его экономические, культурные интересы, его коммуникативность, т. е. его интересы, внутреннюю связь. Способ­ность вступать в контакт с иными народностями при феодализме и в более ранние времена в основном осуществлялось с помощью соизмерения военной силы. Связи между народностями приобретали экономический характер с развитием обмена товаров и других экономических связей, образованием национальных государств, тер­риториальные границы которых становились все более отчетливее.

Народ — социальная общность, включающая на различных эта­пах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивно­го развития общества.На всех ступенях общественного развития основа народа, его большинство — трудовые массы, главная произво­дительная сила общества, а также те социальные общности и слои населения с весьма различными и даже противоречивыми, противо­положными интересами, которые по своему объективному положе­нию способны вместе с ними участвовать в решении прогрессивных социальных задач. Правда, в истории общества имели место случаи, когда народ, включая реакционные силы и социальные слои, под­чинялся их власти, шел за ними и служил реализации чуждых ему целей (Вандея, фашизм). Вследствие чего возникали репрес­сивные процессы, происходило движение вспять. В современ­ных условиях за судьбы человечества, за предотвращение ядерной катастрофы возлагается большая ответственность. Народ — в обыч­ном смысле — население государства, страны, в строго научном смысле — исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, социальные классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в осуществлении программ и задач прогрессивного, революцион­ного развития страны в определенный исторический период.

В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование.

1. Социальные общности и группы — это необходимый способ существования людей, их взаимосвязи и взаимодействия между собой и с обществом в целом. Ведь именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, которые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы.

2. Социальные общности и группы сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. Ведь от характера социальных групп зависит многое: и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают все эти институты и какую в конечном итоге они дают продукцию.

3. В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они находятся друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими идеологии и практических действий во многом зависит тип государства, его общественно-политическое устройство.

Перечисленное выше позволяет также понять, почему для социологии так важно изучать социальные общности и социальные группы

Рассмотрим, какие существуют определения понятия «социальная общность». В «Кратком социологическом словаре» (М., 1989) социальная общность трактуется как «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения»

В «Энциклопедическом социологическом словаре» (М., 1995) указано, что социальная общность — это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития»

В «Социологическом энциклопедическом словаре» (М., 1998) приводится следующее определение социальной общности: «Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность»

Ян Щепаньский под социальной общностью (в широком смысле) понимал все объединения людей, в которых создается и утверждается, хотя бы на очень короткий период, определенная социальная связь, Т.е. всякие устойчивые формы совместной жизни

Как видно из определений социальной общности, это не плод фантазий, не умозрительные абстракции ученых, придуманные ими для анализа общественной жизни. Они существуют реально, и их можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент. Также следует подчеркнуть, что социальные общности не являются простой суммой индивидов, социальных групп, это уже определенная целостность всех ее составляющих элементов, для которой свойственны все характеристики целостной системы.

Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например:

- по количеству людей это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение;

- по времени продолжительности существования — временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы);

- по плотности связи — как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной команды «Спартак» и т.д.).

Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).

Таким образом, социальная общность - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство "мы". Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, "класса в себе" в "класс для себя".). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).

Социально-этнические общности.

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

К общностям социально-этнического типа







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 681. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия