Введение. Познание является процессом идеального освоения мира
Специфика методов физического познания
Познание является процессом идеального освоения мира. Любое наше познание начинается с опыта. Иммануил Кант Вопрос о природе и сущности человеческого познания, его возможности, уровни, формы, признаки достоверности знания на протяжении почти всей истории философии были ее органической составной частью. Без определенных в решений познавательной проблематики вряд ли возможны оправданы, обоснованы философские учения и исследования. Кроме того, философские проблемы познания служат ориентирами для научных изысканий, а так же для жизненного человеческого самоутверждения. Проблемы познания исследует раздел философии (или философская наука) под названием \"гносеология'' (греч\" гносис»- познание,\" логос \"- учение, наука). Гносеология была более характерной для времен классической философии, поскольку рассматривала познания с позиции отстраненного наблюдения. Первым вопросом гносеологии является определение природы познания: что есть познание, что толкает человека к познанию? Субъект познания - это человек, который встает исходным пунктом жизненной и познавательной активности, приобретает знания, выстраивает теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям объект познания - фрагмент (часть) всякой реальности (природной, социальной, субъективной, умственной, душевной). Чаще познания отождествляется именно с процессом выработки знания, но нетрудно увидеть в человеческой любознательности, в познавательном вдохновенные, в стремлении что-то узнать и понять желание проникнуть ты в сокровенные глубины вещей, над ними, влиять на них. Этот момент познании делает его живым, энергично напряженным, эмоциональным, слитым с волей и желанием. Познание нельзя рассматривать односторонне; в реальном выявлении познания - это органический элемент человеческой жизнедеятельности, развивается от незнания к знанию, от неполного и неопределенного знания-до полного и надежного, от видения туманного, омраченного - до проясненного.
Научным познанием можно считать процесс развития системы знания. Он включает в себя следующие уровни познания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический (от гр еmреиrиа - опыт) уровень знания - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений объекта познается Он всегда является основой, базой для теоретического уровня знания. Теоретический уровень - это знание, полученное путем абстрактного мышления. Человек начинает процесс познания объекта с внешней его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны. Затем углубляется в содержание объекта, раскрывает законы, которым он подлежит, переходит к пояснению свойств объекта, объединяет знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему, а полученное при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и является теорией, имеющий определенную внутреннюю логическую структуру. В мире все необходимо, поэтому эмпирическое знание представляет собой начальный, а теоретическое — завершающий этапы познания. Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно влияем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и делаем вывод. Но получение отдельных ЭМП первичных фактов и законов еще не позволяет построить систему законов. Для того чтобы познать сущность, необходимо обязательно перейти к теоретическом уровне научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания всегда неразрывно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Эмпирическое исследование, выявляя новые факты, новые данные наблюдения и экспериментов, стимулирует развитие теоретического уровня, ставит перед ним новые проблемы и задачи. Теоретическое исследование, рассматривая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы, объяснения и предсказания фактов и этим ориентирует и направляет эмпирическое знание. Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями весьма условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная. Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится эмпирически доступным В любой сфере научного познания, на всех уровнях наблюдается диалектическое единство теоретического и эмпирического Ведущая роль в этом единстве зависимости от предмета, условий и уже имеющихся, полученных научных результатов принадлежит то эмпирическом, то теоретическом. Основой единства эмпирического и теоретического уровней научного познания выступает единство научной теории и научно-исследовательской практики.
|