Наблюдение. Под наблюдением можно понимать процесс восприятия действительности, результатом которого становятся знания о свойствах
Под наблюдением можно понимать процесс восприятия действительности, результатом которого становятся знания о свойствах, внешних сторонах объектов. Именно этот метод позволяет дать начальную информацию. Можно возразить, что противоречие между современным определением теоретического знания и принципом наблюдаемости - кажущееся, оно устраняется простым уточнением терминов “наблюдаемый” и “ненаблюдаемый”. Можно различить четыре значения этих терминов. 1. Считать наблюдаемыми можно лишь те объекты, что могут быть доступны созерцанию вживую, без каких-либо «помощников». Так можно считать наблюдаемыми животных, машины, а вот молекулы или далекие звезды ненаблюдаемы. 2. Теперь наблюдаемыми можно назвать предметы, которые видны не только напрямую, но и через увеличительные приборы. Так планеты видимы, а молекулы – нет. 3. Наблюдать можно не только за объектами «вживую» или через приборы, но и через их проявления, в том числе и косвенные. Говоря об этом, Аристотель создал орган «центральное чувствилище». 4. Согласно этой формулировке, наблюдаемым можно считать все, что может проявляться. То есть и эритроциты, и молекулы, и планеты. Даже те объекты, что не существуют в чистом виде. Просто их возможно рассматривать в единстве. Ненаблюдаемыми считаются непроявляемые ни в одном из смыслов объекты. Принцип наблюдаемости можно сформулировать следующим образом: все что существует – наблюдается. Не наблюдается лишь несуществующее. Следовательно, делить предметы науки на наблюдаемые и ненаблюдаемые и называть знание о первых эмпирическим, а знание о вторых - теоретическим - неверно. Предметы науки различаются способом их наблюдения. Наблюдаемость - критерий для «отличения» научных знаний от ненаучных. А это значит, что определение теоретического знания как отражающего ненаблюдаемую внутреннюю сущность исследуемого предмета, а эмпирического - как отражающего внешнюю, наблюдаемую форму проявления этой сущности не эксплицируют исторически сложившегося смысла понятий “теоретическое знание” и "эмпирическое знание”. Конечно, знание и о сущности, и о ее проявлении входит и в эмпирическое, и в теоретическое знание, но не оно образует их суть. Говоря о наблюдении, хотелось бы привести беседу Эйнштейна и Гейзенберга. Она состоялась в 1926 году. Сама беседа описана со слов В. Гейзенберга [3. с. 298-312]. Эйнштейн объяснил, что в действительности это обходной маневр. Он сказал: «Можно ли наблюдать данное явление или нет — зависит от вашей теории. Именно теория должна установить, что можно наблюдать, а что нельзя»[3. с. 303]. Для аргументов в той беседе Эйнштейн привел пример: «Наблюдение означает некоторую связь между явлением и нашим пониманием явления. Что-то произошло с атомом, он излучил свет, свет попал на фотопластинку, мы видим фотопластинку и т. д., и т. п. Во всей этой цепочке событий от атома до вашего глаза и до вашего сознания вы должны предполагать, что все происходит, как в старой физике. Если вы измените теорию относительно хода этих событий, тогда, конечно, изменятся и наблюдения» [3.с.303]. Эйнштейн в данной беседе хотел показать, что само понятие наблюдаемости зависит от понимания проблемы, от теории, с которой связаны наблюдаемые величины. Наблюдение всегда связано с описанием. Описание можно разделить на две ветви: качественное и количественное. Качественное описание больше использует аппарат физики и останавливается на более полном описании одного явления или объекта. Охватив более широкий круг проблем и объектов, мы, тем самым, получим обширную, но поверхностную информацию. Это суть количественного описания. Следует так же отметить и частные варианты наблюдения, такие как созерцание, сравнение. Созерцание – начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека. Под сравнением можно понимать выявление общих свойств или факторов между объектами. Или же нахождение различий между ними. Можно сказать, что наблюдение обеспечивает первичный обширный сбор информации. Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от наблюдения, занимаясь экспериментом, исследователь вмешивается в процесс с целью получить определённые знания.
|