Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СИСТЕМА АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА Г. В. Ф. ГЕГЕЛЯ





Суть своей философской системы сам Гегель выразил так:

«Согласно кантовской философии, вещи, о которых мы знаем, суть лишь явления для нас, а в себе они остаются для нас не­доступными и потусторонними. Этот субъективный идеализм, согласно которому то, что составляет содержание нашего созна­ния, есть лишь только наше содержание, содержание, полагае­мое лишь нами, непредубежденное сознание справедливо от­вергает. Истинное положение вещей на деле таково, что вещи, о которых мы непосредственно знаем, суть простые явления не только для нас, но также и в себе, и настоящее определение конечных вещей и состоит в том, что они имеют основание сво­его бытия не в самих себе, а во всеобщей божественной идее. Это понимание вещей также должно называться идеализмом, но в отличие от субъективного идеализма критической фило­софии мы должны его назвать абсолютным идеализмом» (Ге­гель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1975. — Т. 1. — С. 162 — 163). Таким образом, можно сказать, что абсо­лютный идеализм Гегеля представлял собой попытку объяснить весь природный, социальный и духовный мир на протяжении всего периода его существования на основе одного-единственного принципа, свести его к одному понятию. В этом случае аб­солютный идеализм должен был являть подлинную философскую систему, поскольку в нем под одно начало подводились самые разные материальные и идеальные явления и процессы, которые таким образом оказывались неразрывно связанными в рамках единого целого.

Исходным понятием в абсолютном идеализме Гегеля высту­пает «Абсолютная идея». Первое и основное определение Абсо­лютной идеи — разум, «мышление, подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного», которое «выходит за пре­делы всех их и составляет основание всего» — и природных ка­таклизмов, и социальных явлений, и человеческий действий (Там же. — С. 122).

Правда, сама по себе Абсолютная идея есть лишь неопре­деленная интуитивная мысль: «Все разумное действительно; все действительное разумно», которая, коль скоро мы хотим видеть наш разум абсолютным идеальным первоначалом мира и чело­века, нуждается в дальнейшем прояснении и обосновании. Это самопознание Абсолютной идеи распадается на три этапа: Ло­гику, философию природы, Философию духа.

Обычно логика определяется как наука о формах и приемах человеческого мышления, необходимая человеку для того, что­бы научить правильно мыслить и тем самым превратить мыш­ление в научный метод познания действительности. Для Гегеля Логика — это система «определений мышления», которые выра­жают наиболее существенное в реально существующих вещах, т. е. совпадает с метафизикой (как разделом философского зна­ния). Например: «мы говорим: оно есть животное. Животного как такового нельзя показать, можно показать лишь определенное животное. Животного как такового не существует, оно есть все­общая природа единичных животных, и всякое существующее животное есть конкретная определенность, есть обособившее­ся. Но свойство быть животным, род как всеобщее, принадле­жит определенному животному и составляет его определенную существенность. Если мы отнимем у собаки животное бытие, то мы не сможем сказать, что она такое» (Там же. — С. 121 — 122). Можно сказать, что Логика — это царство «чистой Идеи», суще­ствующей внутри себя самой.

Затем Абсолютная Идея превращается в природу, и предста­ет в виде конечных, чувственных и телесных вещей, отходя при этом от своей изначальной идеальной сущности, вернее, обле­кает ее во внешнюю материальную оболочку или форму. Одна­ко цель природы — «умертвить саму себя и прорвать свою кору непосредственности, чувственности, сжечь саму себя как фе­никс, чтобы омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа» (Там же. — Т. 2. — С. 578). Действительно, на этапе философии природы можно наблюдать, как протекает в приро­де процесс эволюции, переход от низших ступеней организации живого к высшим, который увенчивается появлением, человека как наделенного духом разума существа.

Олицетворяющий собой последний, завершающий этап са­моразвертывания Абсолютной идеи дух — это та же Идея, но в ее реальном выражении в виде различных форм интеллекту­альной деятельности людей, начиная от низших форм (вроде сновидений) и кончая абсолютным знанием, где достигается правильное выражение Абсолютной идеи посредством научных понятий и логических категорий. С помощью человеческого духа Абсолютная идея может завершить процесс самопознания, по­скольку только человеческое познание способно раскрывать нематериальные, идеальные сущности вещей и тем самым удо­стоверять, что абстрактные понятия и категории Логики действи­тельно отражают сущность существующих в Природе вещей. «Посредством этого познания идеальная природа духа... дости­гает своей завершенной, наиболее конкретной формы, дух воз­вышается до полностью постигающей себя действительной идеи и тем самым до Абсолютного духа» (Там же. — Т. 3. — С. 20). Под Абсолютным духом Гегель подразумевает совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий разви­тия всемирной истории. Определение «абсолютный» здесь не случайно. Ведь Абсолютный дух относится только к самому себе, имеет дело только с самим собой, и в форме самой философии сознает свою собственную абсолютную в своей идеальности сущность. Можно также сказать, что Абсолютный дух — это воз­вратившаяся к самой себе и наконец-то познавшая сама себя Абсолютная идея. Очень приблизительно (пример Гегеля) Абсо­лютную идею и Абсолютный дух можно сравнить со стариком и ребенком. Если даже ребенок смутно представляет себе цело­стность и взаимосвязь окружающего его мира, то не осознает его масштабов, многогранности и степени совершенства в той мере, в какой это доступно старику, за плечами которого как собственный жизненный опыт, так и совокупный культурный опыт всего человечества.

 

Философский словарь: Абсолютный дух, антиномия, апри­ори, «вещь в себе», Г. В. Ф Гегель, идеализм, идеальное, им­ператив, И Кант, феномен, явление.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия