Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ПРОСВЕЩЕНИЕ





Поскольку, как уже было сказано во введении к данному раз­делу, Просвещение следует считать не столько самостоятельным философским направлением, сколько широким общественно-политическим движением с оригинальной идеологией, оно нуж­далось в обстоятельной философской базе, каковой стал меха­нистический материализм. Основные положения этого самого влиятельного направления в философской мысли Нового времени (и одновременно, своего рода «второй волны» матери­ализма в западной философии после античного материализма Демокрита и Эпикура) систематизированы в труде крупнейшего французского философа-материалиста и идеолога Великой Фран­цузской революции Поля Анри Гольбаха (1723 — 1789) «Система природы», отрывки из которого приведены ниже.

 

[МАТЕРИЯ]

Мы не знаем элементов тела, но знаем некоторые из их свойств или качеств и отличаем друг от друга различные вещества по тем впечатлениям, или изменениям, которые они вызывают в наших чувствах, т. е. по различным дви­жениям, порождаемым в нас их присутствием. Таким об­разом, она обнаруживает в телах протяжение, подвижность, делимость, твердость, тяжесть, силу инерции. Из этих об­щих и первичных свойств вытекают другие: плотность, фигура, цвет, вес и т. д. Таким образом, по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписывае­мые нами различным веществам, основываются на различ­ных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами...

Те, кто допускают некоторую внешнюю по отношению к материю причину, обязаны предположить, что эта при­чина произвела все движения в этой материи, сообщив ей существование...

Впрочем, все согласны с тем, что материя не может це­ликом погибнуть или перестать существовать. Но в таком случае, как же могло когда-либо начаться то, что не может перестать существовать?

Итак, если нас спросят, откуда явилась материя, мы от­ветим, что она существовала всегда.

[ДВИЖЕНИЕ]

Движение — это усилие, с помощью которого какое-нибудь тело изменяет или стремится изменить местопо­ложение, т. е. последовательно вступить в соответствие с различными частями пространства или же изменить свое расстояние по отношению к другим телам. Одно лишь дви­жение устанавливает отношения между нашими органами и телами, находящимися внутри или вне нас; лишь по со­общаемым нам этими телами движениями мы узнаем об их существовании, судим об их свойствах, отличаем их друг от друга, распределяем по разным классам...

Все во Вселенной находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать; если мы станем внимательно рассматривать ее части, то увидим, что среди них нет ни одной, которая находилась бы в абсолют­ном покое. Те, которые представляются нам лишенными движения, находятся в действительности лишь в относи­тельном или кажущемся покое. Они испытывают столь неуловимые и малые движения, что мы не можем заметить их изменений <…>.

Если спросят, откуда у материи появилось движение, мы ответим, что... она должна была двигаться вечно, так как движение — необходимый результат ее существования, сущности и таких первоначальных свойств, как протяже­ние, вес, непроницаемость, фигура и т. д.

[ПРИРОДА]

Вселенная, это колоссальное соединение всего суще­ствующего, повсюду являет нам лишь материю и движе­ние... Разнообразнейшие вещества, сочетаясь на тысячи ладов, непрерывно получают и сообщают друг другу раз­личные движения. Различные свойства веществ, их раз­личные сочетания и разнообразные способы действия, являющиеся необходимыми следствиями этих свойств и со­четаний, составляют для нас сущность всех явлений бытия, и от различия этих сущностей зависят различные поряд­ки, ряды или системы, в которые входят эти явления, в совокупности составляющие то, что мы называем природой.

Таким образом, природа, понимаемая в широчайшем смысле этого слова, есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной.

[ЧЕЛОВЕК]

...Человек — произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может — даже в мысли — выйти из природы...

Мыслители явно злоупотребляли столь часто проводив­шимся различием между физическим человеком и челове­ком духовным. Человек есть чисто физическое существо; духовный человек — это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения, т. е. по отношению к некоторым способам действия, обуслов­ленным способностями его организации. Но разве эта орга­низация не есть дело рук природы? Разве доступные ей движения или способы действий не являются физически­ми? Видимые действия человека, равно как и совершаю­щиеся внутри его невидимые движения, порожденные его волей или мыслью, являются естественным результатом, неизбежным следствием его собственного устройства и по­лучаемых им от окружающих существ импульсов.

Гольбах П. А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. произведения: В 2 т. — М., 1963. — T. 1. — С. 59 — 60, 66, 68, 72, 78, 80, 84.

 

Одна из основополагающих идей Просвещения — «теория общественного договора» впервые была, однако, теорети­чески обоснована Томасом Гоббсом (1588 — 1679) — английским философом. Т. Гоббс явился не только создателем первой за­конченной системы механистического материализма, но и в своих общественно-политических произведениях одним из первых в философии Нового времени начал рассматривать идеи гражданского общества и правового государства. Ниже приво­дятся отрывки из его сочинения «Левиафан», в названии кото­рого под именем библейского чудовища подразумевается госу­дарство.

 

[ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ]

Природа создала людей равными в отношении физичес­ких и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако, если рассмотреть все вместе, то окажет­ся, что разница между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, на которое другой не мог бы претендовать с таким же правом...

Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их цели... они стараются погубить или покорить друг друга...

Отсюда видно, что, пока люди живут без общей влас­ти, держащей их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение кото­рого явно сказывается воля к борьбе путем сражения...

...В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зда­ний, нет средств движения и передвижения вещей, требу­ющих большой силы, нет знания земной поверхности, ис­числения времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна…

Состояние войны всех против всех характеризуется так­же тем. что при нем ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправед­ливости...

[ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА]

... при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных за­конов...

Такая общая власть, которая была бы способна защи­щать людей от вторжения чужеземцев и от несправедли­востей, причиняемых друг другу … может быть воздвигну­та только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании лю­дей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установ­ления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохра­нения общего мира и безопасности, и признал себя ответ­ственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное един­ство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому дру­гому:

я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то мно­жество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas....благода­ря полномочиям, данным им каждым отдельным челове­ком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к вза­имной помощи против внешних врагов...

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. — М., 1991. — Т. 2. — С. 93 — 97, 129, 132 — 133.

 

Понятно, что у общественного договора по отношению к «ес­тественному состоянию» есть как преимущества, так и опреде­ленные недостатки. О них размышляет в своем сочинении «Об общественном договоре, или принципы политического пра­ва» Жан Жак Руссо (1712 — 1778) — французский писатель и философ, лидер младшего поколения французского Просвеще­ния:

Этот переход от состояния естественного к состоянию гражданскому производит в человеке весьма приметную перемену, заменяя в его поведении инстинкт справедли­востью и придавая его действиям тот нравственный ха­рактер, которого они раньше были лишены... Хотя он и лишает себя в этом состоянии многих преимуществ, полу­ченных им от природы, он вознаграждается весьма значи­тельными другими преимуществами; его способности уп­ражняются и развиваются, его представления расширяются, его чувства облагораживаются и вся его душа возвышается до такой степени, что если бы заблуждения этого нового состояния не низводили часто человека до состояния еще более низкого чем то. из которого он вышел, то он должен был бы непрестанно благословлять тот счастливый миг, который навсегда вырвал его оттуда и который из тупого и ограниченного животного создал разумное существо — человека.

Сведем весь этот итог к легко сравнимым между собой положениям. По общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает...

К тому, что уже сказано о приобретениях человека в гражданском состоянии, можно было бы добавить мораль­ную свободу, которая одна делает человека действительным хозяином самому себе; ибо поступать лишь под воздействи­ем своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода.

Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или принципы политическо­го права // Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. — М., 1998. — С. 212 — 213.

 

Источник большинства социальных язв современного им об­щества, для искоренения которых и было как раз необходимо Просвещение, его представители видели в социально-экономи­ческом и политическом неравенстве. Посвященное этому воп­росу «Рассуждение о происхождении и основаниях неравен­ства между людьми» Жана Жака Руссо как раз и вскрывает искусственно возникший вместе с обществом, а потому проти­воречащий естественным правам каждого человека характер этого социального зла, и тем самым доказывает, что это зло может быть устранено в ходе реформирования тех обществен­ных условий, которые его породили. Об этом идет речь в нижеследующих фрагментах:

Я вижу в человеческом роде два вида неравенства: одно, которое я называю физическим, потому что оно установ­лено природою и состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств; другое, которое можно назвать неравенством условным или поли­тическим, потому что оно зависит от некоторого рода со­глашения и потому что оно устанавливается или, по край­ней мере, утверждается с согласия людей. Это последнее заключается в различных привилегиях, которыми некото­рые пользуются за счет других: как-то, что они более бо­гаты, более почитаемы, более могущественны, чем другие, или даже заставляют их себе повиноваться <...>.

До тех пор, пока люди довольствовались своими убо­гими хижинами, пока они ограничивались тем, что шили себе одежды из звериных шкур с помощью древесных ши­пов или рыбьих костей, украшали себя перьями и ракови­нами, расписывали свое тело в различные цвета, совершен­ствовали или украшали свои луки и стрелы, выдалбливали с помощью острых камней какие-нибудь рыбачьи лодки или грубые музыкальные инструменты, словом, пока они были заняты лишь таким трудом, который под силу одно­му человеку, и только такими промыслами, которые не требовали участия многих рук, они жили свободные, здо­ровые, добрые и счастливые, насколько они могли быть такими по своей природе, и продолжали в отношениях между собой наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость <...>.

При таком положении вещей равенство могло бы со­храняться, если бы люди обладали одинаковыми даровани­ями и если бы, к примеру, использование железа и потреб­ление продуктов питания постоянно находилось в точном равновесии. Но соответствие, ничем не поддерживаемое, было вскоре нарушено: самый сильный производил своим трудом больше, чем другие, самый искусный извлекал большие выгоды из своей работы, самый изобретательный находил способы сократить затраты труда, землепашец мог больше нуждаться в железе, или кузнец в хлебе, и при оди­наковой затрате труда один зарабатывал много, а другой едва существовал. Так незаметно обнаруживает свое воз­растающее значение естественное неравенство наряду со складывающимся неравенством, и различия между людь­ми, углубляясь в силу различия внешних обстоятельств, делаются более ощутимыми, более постоянными в своих проявлениях и начинают в той же мере влиять на судьбы отдельных лиц <...>.

Первый, кто отгородив участок земли, придумал зая­вить: «Это мое» — и нашел людей достаточно простодуш­ных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества... Ибо это понятие — «собствен­ность», зависящее от многих понятий, ему предшествовав­ших, которые могли возникать лишь постепенно, не сра­зу сложилось в человеческом уме. Нужно было достигнуть немалых успехов, приобрести множество навыков и позна­ний, передавать и увеличивать их из поколения в поко­ление, прежде чем был достигнут этот последний предел естественного состояния <...>.

...а как только была признана собственность, должны были появиться первые уставы правосудия. Ибо, чтобы определить каждому — его, нужно, чтобы каждый мог чем-нибудь обладать; кроме того, когда люди стали заглядывать в будущее и увидели, что все они могут кое-что потерять, среди них уже не оказалось ни одного, кому не приходи­лось бы страшиться возмездия за тот ущерб, который он мог нанести другому <...>.

Таково было или должно было быть происхождение об­щества и законов, которые наложили новые путы на сла­бого и придали новые силы богатому, безвозвратно уни­чтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпа­цию в незыблемое право и ради выгоды нескольких чес­толюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету...

Из сказанного выше следует, что неравенство, почти ничтожное в естественном состоянии, усиливается и рас­тет за счет развития наших способностей и успехов чело­веческого ума и становится, наконец, прочным и узаконен­ным в результате установления собственности и законов. Отсюда также следует, что неравенство личностей, вводи­мое только одним положительным правом, вступает в про­тиворечие с правом естественным всякий раз, когда этот вид неравенства не соединяется в таком же отношении с неравенством физическим: различие это достаточно ясно показывает, что должны мы думать в этой связи о том виде неравенства, которое царит среди всех цивилизованных народов... — чтобы дитя повелевало старцем, глупец руко­водил человеком мудрым и чтобы горстка людей утопала в излишествах, тогда как голодная масса лишена необхо­димого.

Руссо Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. — М., 1998. — С. 70 — 71, 107, 114, 116 — 117, 121, 139.

 

Выразителем еще одной основополагающей просветитель­ской идеи — идеи прогресса, которая легла в основу линейно-прогрессивного направления философии истории, был Жан Антуан Кондорсе (1743 — 1794) — французский просветитель, математик и политический деятель, ставший одной из многочис­ленных жертв Великой Французской революции. Ей он посвятил отдельное произведение — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», отрывки из которого приводятся ниже.

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек рождается со способностью получать ощуще­ния, замечать и различать в своих восприятиях составля­ющие их простейшие ощущения, удерживать, распозна­вать, комбинировать, сохранять или воспроизводить их в своей памяти, сравнивать между собой эти сочетания, схва­тывать то, что есть между ними общего, и то, что их раз­личает, определяет признаки всех этих объектов, чтобы легче их понять и облегчить себе процесс новых сочетаний.

Эта способность развивается в нем под воздействием внешних вещей, т. е. благодаря наличию известных слож­ных ощущений, постоянство которых, выражающееся в тождестве их соединений или в законах их изменений, не зависит от него. Он упражняет также эту способность по­средством общения с себе подобными индивидами, нако­нец, при помощи искусственных средств, которые люди, вслед за первым развитием этой самой способности, начали изобретать <...>.

Если ограничиваться наблюдением, познанием общих фактов и неизменных законов развития этих способностей, того общего, что имеется у различных представителей че­ловеческого рода, то налицо будет наука, называемая ме­тафизикой.

Но если рассматривать то же самое развитие с точки зрения результатов относительно массы индивидов, сосу­ществующих одновременно на данном пространстве, и если проследить его из поколения в поколение, то тогда оно нам представится как картина прогресса человеческого разума.

Этот прогресс подчинен тем же общим законам, кото­рые наблюдаются в развитии наших индивидуальных спо­собностей, ибо он является результатом этого развития, наблюдаемого одновременно у большого числа индивидов, соединенных в общество. Но результат, обнаруживаемый в каждый момент, зависит от результатов, достигнутых в предшествовавшие моменты, и влияет на те, которые долж­ны быть достигнуты в будущем.

Эта картина, таким образом, является исторической, ибо, подверженная беспрерывным изменениям, она созда­ется путем последовательного наблюдения человеческих обществ в различные эпохи, которые они проходят.

Она должна представить порядок изменений, выявить влияние, которое оказывает каждый момент на после­дующий, и показать, таким образом, в видоизменениях че­ловеческого рода, в беспрерывном его обновлении в бес­конечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Эти наблюдения над тем, чем человек был, над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам затем найти средства обес­печить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему еще надеяться.

[О БУДУЩЕМ ПРОГРЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА]

Наши надежды на улучшение состояния человеческо­го рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование чело­века...

Когда взаимные потребности сблизят всех людей, на­ции наиболее могущественные возведут в ранг своих по­литических принципов равенство между обществами, по­добно равенству между отдельными людьми, и уважение к независимости слабых государств как гуманное отношение к невежеству и нищете; когда правила, имеющие целью подавить силу человеческих способностей, будут замене­ны такими, которые будут благоприятствовать их проявле­нию и энергии, возможно ли будет тогда бояться, что на земном шаре останутся пространства, недоступные просве­щению, где надменность деспотизма могла бы противопо­ставить истине долго непреодолимые преграды!

Настанет, таким образом, момент, когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума; когда тираны и рабы, священники и их глупые или лице­мерные орудия будут существовать только в истории и на театральных сценах; когда ими будут заниматься только для того, чтобы сожалеть об их жертвах и обманутых ими, что­бы ужас их эксцессов напоминал о необходимости быть на страже, чтобы уметь распознавать и подавлять силой своего разума первые зародыши суеверия и тирании, если бы когда-нибудь они осмелились вновь показаться.

Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. — М., 1936. — С. 15 — 16, 220 — 221, 227 — 228.

 

В заключение прочтите оценку Просвещения, данную Н. В. Гоголем в его известном публицистическом произведении «Избранные места из переписки с друзьями», и выскажите свое мнение: какое Просвещение — внешнее или внутреннее — в большей степени необходимо человеку?

 

Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвеще­ние». Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно толь­ко у нас. Просветить — не значит научить, или наставить, или об­разовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить че­ловека во всех его силах, не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово взято из нашей церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружающие, и знает, зачем произносит Недаром архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и троесвещник, зна­менующий Троицу Бога, и двусвещник, знаменующий его схо­дившее на землю слово в двойном естестве его, и божеском и человеческом, всех ими освещает, произнося: «Свет Христов освещает всех!» Недаром также в другом месте служенья гре­мят отрывочно, как бы с неба, вслух всем слова: «Свет просвещенья!» — и ничего к ним не прибавляется больше. (Гоголь Н. В. Избранные места из переписки с друзьями // Соч.: В 7 т. — М., 1983. — Т. 6. — С. 685).

 

Философский словарь: Ф. Бэкон, «врожденные идеи», Т. Гоббс, Р. Декарт, дедукция, деизм, естественное право, индук­ция, интеллектуальная интуиция, Г. Лейбниц, Дж. Локк, материа­лизм, общественный договор, Просвещение, рационализм, Ж. Ж. Руссо, сенсуализм, скептицизм, Б. Спиноза, эмпиризм, Д. Юм.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 684. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия