Студопедия — ТЕМА 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ






Если XIX век с его философской постклассикой был перио­дом перехода, философской критики, одновременно, расста­вания с интеллектуальным прошлым и формированием нового философского мышления, то западная философия XX в. пред­стает перед нами уже совсем в ином образе, с принципиально другим способом философствования, с качественно иными под­ходами к ключевым онтологическим, гносеологическим, антро­пологическим и философско-историческим проблемам, нежели классическая западная философская традиция, уходящая свои­ми корнями еще в античную философию.

Понятно, что такой переход был вовсе не случайным — он отражал не только глубинные процессы, происходившие внутри самой философии на протяжении всей ее истории, но и общественные трансформации в западной цивилизации конца XVIII — середины XX ст. Речь идет о смене индустриальной эпохи Мо­дерна социокультурной ситуацией Постмодерна. Суть первой эпохи лучше всего отражал сформулированный французскими просветителями второй половины XVIII в. «проект Модерна»: «… неуклонно развивать объективирующие науки, универсалист­ские основы морали и права и автономное искусство с сохра­нением их своевольной природы,...и использовать их для прак­тики, т. е разумной организации жизненных условий» (Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопр. философии. — 1992. — № 4. — С. 41 — 42). В этом смысле Модерн, в букв. пе­реводе с латин. «современность», означал для европейского че­ловечества необходимость предпринять сознательные целенап­равленные усилия как по ускорению развития науки и техники, шире — материального производства, так и по духовному само­совершенствованию человека ради того. чтобы стать «современ­ным» — соответствующему тому идеалу, который подсказывал человеку его разум: всеобщее освобождение от нужды и нище­ты, болезней и страданий, неграмотности и необразованности, от чрезмерных форм государственного принуждения и эксплу­атации человека человеком.

В ситуации Постмодерна мир оказывается в последней чет­верти XX в. после двух столетий последовательной реализации этого проекта, показавших всю его исчерпанность. Убедившись в иллюзорности идеала всеобщего освобождения, человек пы­тается воплотить в жизнь практику индивидуальной свободы, понимаемой им как отказ от следования общезначимым ценно­стям и неограниченность творческой самореализации в самых разных областях жизнедеятельности. Зачастую такая практика резко расходится с устоявшимися общественными приличиями (пример чему— многочисленные выставки авангардного искус­ства), балансируя на границе дозволенного. И в этом нет ничего удивительного: объявив в лице Ф. Ницше о смерти Бога, чело­век сам занимает его место, взваливает на себя тот груз цен­ностей, идеалов и норм, который в состоянии нести. Поскольку же таких индивидуальных ценностей оказывается непомерно много (в особенности, в сравнении с высшими общезначимыми ценностями Добра, Красоты, Совершенства, Любви), то человек вынужден облекать их воплощение в жизнь в форму игры, в ко­торой сам игровой процесс оказывается куда интересней конеч­ного результата. Наглядным образом такого постмодернистского поведения человека может служить бесконечное переключение телевизионных каналов с помощью пульта дистанционного уп­равления.

Следуя за социокультурной динамикой «Модерн-Посмодерн», современная западная философия отказывается от фундамен­тального для нее единства бытия и мышления, соответствия философских представлений о мире самому миру — каков он есть в действительности. Отныне мир считается не единством многообразия, где все видимое разнообразие его проявлений упорядочивалось внутренним абсолютным первоначалом, кото­рое постигалось разумом, но многообразным единством всех предметов, явлений и процессов в природе и культуре, как мате­риальных, так и духовных, — единством в том смысле, что для каждого из нас они оказываются в одинаковой степени реаль­ными.

Рациональное познание таким образом понимаемого мира становится не абсолютным, нацеленным на получение о нем достоверного знания, действительного для всех, всегда и вез­де, но относительным, которое к любой информации о мире прилагает целую серии оговорок: «... нет ничего предельного — ни в области эмпирического, ибо эмпирия «теоретически нагру­жена», ни в области рационально-теоретического, ибо даже само понимание того, что есть рациональность, зависит от мировоз­зренческих, общекультурных предпосылок; нет ничего нейтраль­ного, т. е. самого по себе значимого, все зависит от системы, от контекста осмысления; нет ничего вовсе незначимого — пре­зумпция осмысленности каждого элемента и презумпция всеоб­щей взаимозависимости: даже «кошка смотрит на короля», даже на самую «чистую» теорию влияет структура обыденного опыта и структура языка; нет ничего «чистого» — все продукты культу­ры или мышления опосредованы деятельностью и несут на себе ее отпечатки..; нет ничего раз навсегда достигнутого ни для че­ловека, ни для человечества: любой продукт культуры, любое ее достижение, полагавшееся незыблемым, переосмысливается в истории..» (Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональ­ность. — М., 1988 — С. 58). Однако, в то же время образуется в качестве особого раздела философского знания философия нау­ки, представленная различными позитивистскими направлени­ями. Она ставит перед собой задачу даже в условиях релятиви­зации познавательной деятельности выяснять пути, возможности и средства научного познания, без чего невозможно дальнейшее развитие общества.

Основным средством познания мира объявляется не че­ловеческое сознание и мышление, а язык, ранее выступавший лишь вторичным способом фиксации данных, получаемых абст­рактно-логическим путем. Поскольку сознание оказывается не способным к правильному отражению мира методом логического анализа, основным познавательным приемом для современной западной философии становится выяснение правомерности тех или иных языковых выражений и установление их значения по­средством герменевтики. В отличие от классической филосо­фии, основанной на объяснении, сводившем неизвестное к из­вестному по правилам логического рассуждения, герменевтика опирается на понимание — обнаружение смысла посредством интерпретации, т. е. расшифровки смысла, стоящего за оче­видным смыслом, раскрытия уровней значения, скрывающихся в буквальном значении.

Непосредственным следствием замены периода Модерна ситуацией Постмодерна следует также считать «антропологичес­кий ренессанс» — возрождение интереса к человеку. Как изве­стно, западному способу философствования вообще присуще предпочтение мира над человеком, хотя в истории западной философии постоянно были периоды, когда этот интерес возоб­новлялся. Принципиальное же отличие нынешнего «антрополо­гического ренессанса» состоит в том, что не просто возвраща­ется интерес к человеку как таковому Сам фокус философского умозрения перемещается от объективного мира на отрекающий­ся от него во имя неограниченного самовыражения субъект и разнообразные субъективные проявления человеческого «Я». В связи с этим в практике западной философии XX ст. необхо­димым элементом философского рассмотрения любой пробле­мы оказывается обнаружение в ней потребностей и запросов че­ловека. (О самом же человеке эпохи Постмодерна можно сказать только то, что он есть не тем, кем он кажется, и кажется не тем, кем он есть на самом деле).

Столь масштабные изменения в содержании философского знания сопровождаются не менее значительными преобразова­ниями в структуре философии: имеет место «маргинализация» философии, или «философствование по поводу». Философия от­казывается от целостного, систематизированного взгляда на мир в пользу размышления по любому поводу, который способен породить некие общие мысли, иногда культурно значимые, глу­бокие и масштабные, но чаще — случайные и поверхностные. В силу этого само слово философия из обозначения самосто­ятельной сферы духовной деятельности человека низводится до собирательного обозначения множества самостоятельных дис­циплин, каждая из которых, в свою очередь, дробится на авто­номные теории, занятые разработкой частных проблем — как традиционных (время, деятельность, сознание), так и совершен­но новых (власть, пол, различные проявления иррационального).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия