СИТУАЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНА
Об основных чертах и специфике ситуации Постмодерна, ее соотношении с предшествующей культурной традицией можно узнать из книги одного из самых ярких представителей постмодернистской философии — Жана Франсуа Лиотара (род. 1924), фрагменты из которой приведены ниже. Эта книга буквально переводится как «Постмодерн в изложении для детей» и составлена из фрагментов переписки Ж. Ф. Лиотара с подростками со всего мира, посвященной постмодернистской проблематике.
Мышление и практика XX столетия руководствуются идеей освобождения человечества. Эта идея вырабатывается в конце XVIII ст. в философии Просвещения и во времена Французской революции. Прогресс науки и техники в искусстве и политических свободах полностью освободит человечество от невежества, бедности, бескультурья и деспотизма, не только сделает людей счастливыми, но и, в особенности благодаря Школе, — просвещенными гражданами, хозяевами своей судьбы. Оставался, конечно, вопрос о том, кто является подлинным субъектом и жертвой недоразвитости — бедняки или рабочие, или безграмотные... Либералы, консерваторы и левые постоянно задавались этим вопросом как в прошлом, так и в нынешнем веке, затевая между собой... ученые споры и даже настоящие войны из-за подлинного имени субъекта, которому надлежит помочь освободиться. И тем не менее самые разные политические учения объединяла вера в то, что все начинания, открытия, установления правомочны лишь постольку, поскольку способствуют освобождению человечества. Политическая элита продолжает разлагольствовать в соответствии с риторикой освобождения человечества, но ей не удается залечить раны, нанесенные идеалу Модерна в течение двух последних веков истории. Не отсутствие прогресса, но, напротив, научно-технический прогресс, экономическое, политическое развитие, развитие искусства сделали возможными мировые войны, тоталитарные режимы, растущую пропасть между богатством Севера и бедностью Юга, безработицу, всеобщее одичание, связанное с кризисом народного образования, т. е. передачи знаний, и отчужденность авангарда (и сегодня — во времена его отрицания вообще). По прошествии этих двух столетий мы стали проявлять большее внимание к знакам, указывающим на движение, которое противоречит этой общей установке. Ни либерализму, экономическому или политическому, ни различным течениям внутри марксизма не удалось выйти из этих двух кровавых столетий, избежав обвинений в преступлениях против человечества. Мы можем перечислить ряд имен собственных, топонимов, имен исторических деятелей, дат, которые способны проиллюстрировать и обосновать наше подозрение. Чтобы показать, насколько расходится новейшая западная история с «современным» проектом освобождения человечества, я... воспользовался словом-символом «Освенцим». Какое мышление способно «снять» — в смысле aufheben — этот «Освенцим», включив его в некий всеобщий эмпирический или пусть даже мыслительный процесс, ориентированный на всеобщее освобождение. Забвение «проекта Модерна» не является, однако, его крахом. Оно сопровождается квазипотенциальным развитием науки и техники... Сегодня три факта являются примечательными: 1) слияние науки и техники в громоздкий научно-технический аппарат; 2) пересмотр во всех областях не только гипотез и даже парадигм, но и логики, а также способов рациональных рассуждений, рассматривавшихся когда-то в качестве естественных и самоочевидных..; 3) наконец, привнесенная в новые технологии качественная трансформация, в результате которой машины последнего поколения выполняют операции, связанные с запоминанием, консультированием, расчетом, знанием грамматики, поэтики, риторики, приемов рационального рассуждения и суждения (экспертизы). Они являются протезами языка, т. е. мышления, призванными в ближайшие десятилетия сделаться более совершенными, когда их логика придет в соответствие со сложным, комплексным характером логики, используемой для исследования в отдельных отраслях. Задним числом стало очевидным, что работы, выполненные представителями художественного авангарда, уже более чем на протяжении ста лет вписываются в параллельный процесс комплексификации (усложнения). Последняя обращена не на знания и умения, а на чувственность (визуальную, языковую, слуховую). То, что таким образом вырисовывается как горизонт XX столетия, есть возрастание сложности и всеохватности в большинстве областей, включая «способы жизни» и повседневность. Мы больше не можем называть это развитие прогрессом. Складывается такое впечатление, что оно продолжается независимо от нас, само собой, движимое какой-то автономной силой. Оно уже не отвечает на запросы, порождаемые человеческими потребностями. Напротив, создается впечатление, что результаты и плоды этого развития постоянно дестабилизируют человеческую сущность, как социальную, так и индивидуальную. Я имею в виду не только материальные результаты, но и духовные, интеллектуальные. Можно сказать, что человечество оказалось сегодня в таком положении, когда ему приходится догонять опережающий его процесс накопления все новых и новых объектов практики и мышления. ... вопрос о причинах этого процесса усложнения (complexification), вопрос темный, весьма для меня важен. Можно предположить, что некое роковое предназначение помимо нашей воли увлекает нас ко все более сложным состояниям. Наши запросы — безопасность, идентичность, счастье, — вытекающие из нашего непосредственного состояния живых или общественных существ, как будто никак не соотносятся с этим родом принуждения, толкающего нас сегодня к усложнению, опосредованию, исчислению и синтезированию все равно каких объектов, а также изменению их масштабов. В технонаучном мире мы подобны Гулливеру: то слишком велики, то слишком малы, — всегда не того масштаба... Отсюда — решающая задача — принудить человечество... к осознанному усложнению, превосходящему все, что был до сих пор. ...Я хочу сказать, что для правильного понимания творений современных художников... — надлежит провести аналогию между их работой и анамнезом, в том смысле, который придается этому процессу психоаналитической терапией. Пациент психоаналитика пытается переработать расстройство, от которого он страдает в настоящем, проводя свободные ассоциации между его элементами, на первый взгляд исключенными из всякого контекста, и какими-то пережитыми в прошлом ситуациями, что позволяет ему раскрыть тайный смысл своей жизни, — и точно также работа Сезанна, Пикассо, Делоне, Кандинского, Клее, Мондриана, Малевича, наконец Дюшана, может рассматриваться как некая «проработка» современностью собственного смысла... ...должно быть ясно, что приставка «пост» в слове «постмодерн», понятая подобным образом, означает...не движение повторения, но некий «ана -процесс», процесс анализа, анамнеза, аналогии и анаморфозы, который перерабатывает нечто «первозабытое». Лиотар Ж Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература — 1994 — № 1. — С. 56 — 59; Лиотар Ж. Ф Заметка о новом декоре (из кн. «Постмодерн в изложении для детей») // Вісник ХДУ Постмодернізм у філософії науки та філософії культуры. — 1997. — № 398. — С. 3 — 5.
В контексте изменения общего образа философии в ситуации Постмодерна обращают на себя внимание изменения и в образе философа, о которых пишет в своей книге «Логика смысла» другой известный французский философ-постмодернист — Жиль Делез:
Образ философа — как популярный, так и профессиональный — сформировался, судя по всему, благодаря платонизму: философ — это путник, оставивший пещеру, и восходящий ввысь. И чем выше подъем, тем полнее очищение. На почве такой «психологии восхождения» образуются тесные связи между моралью и философией, аскетическим идеалом и идеалом мысли. Этим и определяется как популярный образ философа, витающего в облаках, так и его научный образ, согласно которому философские небеса хотя и обладают интеллигибельной природой, но не отрывают нас от земли, поскольку последняя живет по их закону... И философская работа всегда задается как восхождение и преображение, то есть как движение навстречу высшему принципу, определяющему само это движение — как движение самополагания, самоисполнения и познания <...>. С мегариков, киников и стоиков начинается новая философия и новый тип анекдота. Перечитывая лучшие главы Диогена Лаэртского — главы, посвященные Диогену Кинику и Хрисиппу Стоику, — мы наблюдаем за развитием удивительной системы провокаций. С одной стороны, философ ест с крайней прожорливостью, объедаясь сверх меры; прилюдно мастурбирует, сетуя при этом, что голод нельзя утолить так же просто; не осуждает инцест с матерью, сестрой и дочерью, терпим к каннибализму и антропофагии [поеданию трупов. — К. К. ] — но при всем при том он в высшей степени трезв и целомудрен. С другой стороны, философ хранит молчание, когда люди о чем-то его спрашивают, либо награждает их ударами посоха. Когда ему задают абстрактные и трудные вопросы, он в ответ указывает на пищу, или подает вам всю торбу с едой, которую не преминет затем вывалить на вас, как всегда, со всей силы. И все-таки он — носитель нового дискурса, нового логоса, оживляемого парадоксами и насыщенного новым философским содержанием <...>. Философ теперь не пещерное существо и не платоновская душа-птица, а плоское животное поверхности — клещ или блоха. Делез Ж. Логика смысла. — М., 1995. — С. 158, 161, 164.
Философский словарь: верификация, позитивизм, Постмодерн, Ж. П. Сартр, экзистенциализм.
ТЕМА 1. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ......................................................................................................................... 2 1.1 ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ....................................... 3 1.2 ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ И НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ............................................. 5 1.3 ДАОСИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО..................................................................................................................................... 7 ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ........................................................................................................................................ 10 2.1 АНТИЧНАЯ «ФИЗИКА».................................................................................................................................................. 10 2.2 УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ........................................................................................................................... 11 2.3. АНТИЧНАЯ ЭТИКА (СОКРАТ, ЭПИКУР И СТОИКИ)................................................................................................. 13 ТЕМА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................................................................................................. 16 3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ................................................................................. 16 3.2 РАННЯЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: АПОЛОГЕТИКА И ПАТРИСТИКА (ОРИГЕН, АВГУСТИН)................ 17 3.3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИКА. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ................................................................. 19 ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................................................................... 21 4.1 НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ, Н. КОПЕРНИК, ДЖ. БРУНО)............... 22 4.2 ГУМАНИСТЫ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ И СВОБОДЕ ЕГО ВОЛИ...................... 24 4.3 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ........................................................................... 25 ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.......................................................................................................................... 26 5.1 ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ................................................................ 28 5.2 РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.................................................. 31 5.3 МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ПРОСВЕЩЕНИЕ...................................................................................... 33 ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.......................................................................................................... 37 6.1 КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА..................................................................................................................... 38 6.2 СИСТЕМА АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА Г. В. Ф. ГЕГЕЛЯ....................................................................................... 39 ТЕМА 7. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX СТ.......................................... 40 7.1 ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА.......................................................................................................................................... 40 7.2 «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» Ф. НИЦШЕ............................................................................................................................ 42 7.3 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3. ФРЕЙДА................................................................................................ 44 ТЕМА 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................................................................................ 46 8.1 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.................................................................................................................................................... 47 8.2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ................................................................................................................... 47 8.3 СИТУАЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНА............................................................................................................ 50
|