Студопедия — Убей желание ощущений.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Убей желание ощущений.






Наблюдай свои ощущения и поучайся у них, ибо так начинается самопознание; и стань твердо на первую ступень лестницы.

Здесь мы встречаемся со вторым парадоксом. Попытаемся найти ключ и к его пониманию.

Предостережение шестого правила повелевает нам отрешиться от желания чувственных наслаждений. Чувственные вожделения принадлежат области относительных благ. Мы начинаем с наслаждений, доставляемых более грубыми ощущениями, а от них мы постепенно поднимаемся до наслаждения тем, что получаем посредством высших чувств. Таким образом мы как бы перерастаем очередные формы чувственных удовольствий. Мы переходим от чувственности к чувствительности в ее низших и высших степенях. Так, чувственные наслаждения человека подвергаются постоянной эволюции. То, что доставляло нам удовольствие вчера, кажется грубым и неприятным сегодня, и так будет всегда, пока мы идем вперед и вверх по лестнице жизни. Мы должны отрешиться от привязанности к чувственным утехам: нашей душе предстоят более высокие наслаждения. Чувственные удовольствия занимают именно то место, которое им надлежит занимать, и выполняют предназначенные им задачи в развитии души; но душа должна остерегаться опасности привязаться к ним, ибо в таком случае ее восхождение будет сильно задержано. Когда душа вступает на Путь, ведущий ввысь, вся бесполезная поклажа должна быть отброшена в сторону, дабы идти вперед быстрым и легким шагом. Узы, привязывающие нас к чувственным наслаждениям, должны быть смело разорваны, чтобы мы могли идти своим путем.

Заметьте, что в этом правиле говорится об умерщвлении желания ощущений, а вовсе не об избегании их. Не ищите ощущений, но и не бегите от них, как от чего-то дурного. Сумейте извлечь из них пользу, изучая их и поучаясь ими, чтобы узнать их настоящую цену и в результате иметь возможность отрешиться от них.

Положение 8 вовсе не означает, что вы должны предаваться чувственным удовольствиям с целью черпать из них поучения. Достигшая известной высоты совершенства душа должна стоять уже выше этого. Ощущения могут быть изучаемы как бы извне, и нет никакой необходимости потворствовать своей чувственной природе для извлечения того урока, что она должна нам дать. Истинное значение этого правила в том, что, испытывая какие-либо чувственные ощущения, мы должны взвесить, измерить и подвергнуть их испытанию вместо того, чтобы смотреть на них с ужасом. Они составляют часть нас самих, ведут свое происхождение от нашей инстинктивной природы и составляют наследие наших предшествующих, низших стадий существования. Эти чувственные переживания сами по себе ничуть не дурны, но они уже просто недостойны нас теперь. Это тени наших прежних «я» – отражение того, что было естественным образом свойственно нам на более животных стадиях нашего развития, которые мы уже перерастаем.

Вы можете многому научиться, отмечая симптомы отмирающих проявлений чувственности, и таким образом будете в состоянии скорее отрешиться от них, нежели страшась их как проявлений злого начала, находящегося вне вас, и усматривая в них искушения некоего персонифицированного дьявола. Со временем вы перерастете их, и их место будет заполнено чем-то лучшим и более достойным. Но пока смотрите на них, как вы смотрели бы на инстинктивное желание позабавиться детскими шалостями, естественное в свое время, но совершенно неподходящее и нежелательное ныне. Многим взрослым стоило большого труда избавиться от детской привычки сосать большой палец или крутить прядь волос между пальцами; и хотя эти привычки в дни детства считались очень даже забавными, но они же навлекали на подрастающего ребенка много выговоров и наказаний, требуя волевого усилия, чтобы избавиться от них как от нежелательной вещи. Попробуем точно так же смотреть на детские проявления нашей душевной жизни и постараемся избавиться от них, поняв их природу, происхождение и значение, вместо того чтобы бояться их как «дьявольского наваждения». Никакого дьявола нет, а есть лишь невежество и страх.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 439. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия