Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица V. Сплошная темнота — WK.

Ответы типа “изморозь”, “туман”, “дымка”, “дым” шифруются как K.F или К.

3. Проекция объектов на плоскость шифруется как Fk, kF, k. Под эту катего­рию попадают две группы — ответов — рентгеновские снимки н топографические карты.

Таблица I. Позвоночник DFk.

Таблица X. Похоже на карту рель­ефов — DkF.

Таблица IV. Здесь тени, чем-то напоми­нающие рентгеновский снимок, — Wk.

 

Цвет (С и С')

 

Детерминантой “цвет” охватываются ответы, в которых обращается внимание на цвет пятна. Различают детерминанты двух видов — хроматические (красный, Коричневый, зеленый, желтый) и ахрома­тические (черный, белый, серый). | 1. Хроматический цвет может высту­пать в комбинации с формой (FC, CF) или в чистом виде (С). Место детерминанты указывает на относительное преобладание в ответе цвета или формы.

Категорией FC обозначаются ответы, в которых ведущую роль играет форма или форма и цвет уравновешены.

Таблица II. Красные носки — FC.

Таблица IX. Красивое бальное зеленое платье — FC.

Категорией CF обозначаются ответы, где ведущую роль играет цвет, но нали­чествуют элементы формы.

Таблица IX. Очень много цвета, может герб или афиша — CF.

Таблица VIII. Водоросли или подвод­ное цветущее растение — CF.

Категорией С обозначаются ответы че­тырех ТИПОВ — С, Cn, Cdes, Cgym.

С — чистый цвет; в ответах этого типа естественный цвет объектов (красный для крови, голубой для неба) используется не опосредуясь формой, например, “кровь”.

Сц—называние цвета, при отсутствии его содержательных толкований, например:

“Какое множество цветов — розовое, жел­тое, голубое, зеленое” (таблица X).

Cdes — описание цвета, обычно сочетает­ся с восприятием таблицы как художест­венного произведения, например: “Навер­ное, это акварельный этюд” (таблица IX).

Csym — символическая интерпретация цвета: “Какая радостная картина, цвет весны и возрождения” (таблица X).

2. Ахроматический цвет, так же как хроматический, может выступать в комби­нациях с формой (FC’, C’F) и иметь под-;

варианты в виде называния, описания и” символической интерпретации (Cn, Cues, Csym).

 

Шифровка содержания ответов

 

Этот этап работы с экспериментальным материалом не представляет особых труд­ностей и заключается в отнесении ответа к одной из категорий классификации. Нет нужды перечислять их все, ниже приво­дятся условные обозначения для наиболее распространенных категорий.

Н — человеческие целые или почти це­лые фигуры;

(Я) — человеческие фигуры, которые истолковываются в рисунках, карикатурах или фантастические фигуры духов, ведьм и проч.;

Hd — детали человеческой фигуры;

(На) — детали человеческой фигуры, изображенной на рисунке, в скульптуре, или детали фантастических фигур;

Л — целые или почти целые фигуры жи­вотных;

(Л):—мифологические звери, чудови­ща, карикатуры, нарисованные звери;

(Л) — антропоморфные животные;

Ad—детали тела животных.

(Ли?)—детали тела антропоморфного или фантастического животного.

At—анатомические органы человека.

AAt—анатомические органы живот-зго.

Sex — половые органы.

Obj — предметы.

N—пейзаж, ландшафт, реки, вид с вы­соты полета и т. д.

Шифровка популярности— оригинальности ответов

Эта часть анализа экспериментального материала представляет некоторые труд­ности ввиду отсутствия статистически зна­чимых данных для разных популяций. Ру­ководства по тесту Роршаха, как правило, содержат списки популярных ответов, по­лученных наиболее компетентными иссле­дователями в области Роршах-техники. Следует обратить внимание, что не все от­веты могут быть зашифрованы согласно этой категории. В приложении III приво­дим список популярных ответов (Р) по Б. Клопферу.

Оригинальными (О) считаются ответы, встречающиеся один раз на сотню ответов. Если образ неадекватен пятну, производит впечатление вычурности, его шифруют как 0~. Опознание оригинальных ответов тре­бует большого опыта самостоятельной ра­боты с текстом, поэтому на практике мож­но пользоваться простым указанием на тенденцию к оригинальности (--0).

 

§ 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ШИФРОВКИ

 

Интерпретация тестового материала представляет значительные трудности, и именно эта фаза работы с методикой наи­более уязвима для критики. До сих пор, несмотря на огромную популярность теста Роршаха, многочисленные публикации крупнейших специалистов в Роршах-техни- ке, основные принципы интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования. Это относится прежде всего к оценке психологического значения тех или иных категорий анализа. Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристи­ки личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и позна­вательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличност­ные конфликты и меры борьбы с ними (за­щитные механизмы), общую направлен­ность личности (тип переживания) и т. д. Вместе с тем связь отдельных показателей (или их паттернов) с указанными пара­метрами личности доказана лишь эмпири­чески. И действительно, с точки зрения на­учной психологии, пока еще трудно объяс­нить, почему, например, ответы типа “фор­ма” отражают рациональные интеллекту­альные тенденции, а ответы типа “цвет” — контролируемую или импульсивную эмоцио­нальность. В этой связи уместно сослаться на высказывание А. М. Эткинда (1980), одного из советских исследователей в об­ласти Роршах-техники: “...без теории, свя­зывающей средство измерения, в данном случае — показатели теста Роршаха — с объектом измерения — свойствами лично­сти — тест сохраняет свою близость с го­роскопом, ...в равной степени непонятно, как работают оба”. Считается, что изолированный показатель приобретает психологический смысл в “контексте”, т. е. определяется сочетанием многих показателей, образующ целостную конфигурацию или паттерн. Однако это верное в методическом отношении замечание не решает проблемы теоретического обоснования связи показа­телей теста с теми или иными аспектами личности.

Дискуссионен и вопрос о том, что вы­являет тест — структуру личности, или частные индивидуальные особенности. Не­которые исследователи полагают, что в обоснование теста необходимо ввести до­полнительную объяснительную категорию, конституирующую отдельные показатели теста в соответствии с целостным модусом личности. Так, в экспериментах В. Г. Норакидзе были получены корреляции между индивидуально-типологическими свойства­ми фиксированной установки и ансамблем показателей теста Роршаха. Динамичной, константно-стабильной установке соответ­ствуют следующие данные теста: отсутст­вие чисто цветовых ответов, хорошая фор­ма, оптимальное (4—5) количество попу­лярных ответов, почти полное отсутствие ответов с оттеночными детерминантами. Напротив, грубостатичной, возбудимой ус­тановке соответствует преобладание чисто цветовых ответов или ответов типа цвет-форма, обилие ответов, связанных с ин­терпретацией ахроматических оттенков, оригинальные ответы нечеткой формы и т. д. Если нормально адаптированной личности свойствен первый из описанных ансамблей показателен, то конфликтную невротическую личность с высоким уровнем тревоги характеризует второй ансамбль по­казателей [18].

 

Эти данные, на наш взгляд, согласуются и с рядом теоретических соображений о единой установочной природе когнитивного и личностного стиля и возможности его диагностики тестом Роршаха.

 

Психологический смысл локализационных показателей

 

Локализация ответа (целое пятно или деталь) указывает на способ подхода к по­знанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить си­туацию во всей сложности, взаимозависи­мости ее компонентов или интерес к част­ному, специфическому, конкретному.

Хорошо артикулированные, интегриро­ванные целостные ответы в сочетании с четкой формой (WF+) —показатели высо­кого интеллекта с теоретической направ­ленностью. Напротив, синкретичные или конфабуляториые ответы (DW), не соот­ветствующие форме пятна (WF-), указы­вают на интеллектуальные нарушения, на­пример, при шизофрении или некритич­ность, “субъективизм” и чрезмерное често­любие. В норме целостные ответы состав­ляют 20—30% от общего числа ответов на все таблицы. Использование больших и обычных маленьких деталей характеризу­ет конкретную пиитическую ориентацию мышления (норма D— 45—55%, d — 5— 15%). Значительное преобладание малых деталей (d> 15%) может указывать на из­лишний педантизм или симптом навязчи­вости. Редкие летали (Dd), как правило, свидетельствуют о неуверенности, тревож­ности и попытках справиться с ними (в ча­стности, на таблицах IV—VI). В отсутст­вие других показателей аффективного не­благополучия (Dd) указывают на любозна­тельность, оригинальность мышления (при F+).

Толкование белого фона (5, WS, DS) интерпретируется у экстравертов как сви­детельство негативизма, стремления про­тивостоять влиянию окружения или у ин­травертов — противопоставление самому себе, неуверенность, чувство неполноцен­ности.

В норме испытуемый, как правило, на­чинает с толкования целого пятна, затем его элементов и, наконец, фона. Такая по­следовательность (W—D—d—Dd—S} ука­зывает на систематический логически упо­рядоченный подход к реальности. Вместе с тем, если она сохраняется неизменной при интерпретации всех таблиц, можно гово­рить о ригидности, стереотипности мышле­ния и адаптации в целом. Последователь­ность считается упорядоченной, если она, сохраняя указанный порядок в большинст­ве таблиц, варьирует в зависимости от структуры самого пятна. Хаотическая бес­порядочная последовательность, очевидно, связана с нарушениями адаптации или (редко) встречается у особо одаренных лиц “художественного” типа.

 

Психологический смысл основных детерминант. Форма

 

Форма (F) является одной из самых популярных детерминант ответа и более чем все остальные характеризует собствен­но процесс структурирования, организации неопределенного материала. Лузли-Устери интерпретирует F+ как проявление созна­тельных конструктивных тенденций лично­сти, способности разумно контролировать свои аффективные побуждения. Клопфер также считает F+ показателем интеллек­туального контроля и “силы Эго”, т. е. сте­пени и качества адаптации к реальности. Чем больше F+ (норма — 20—50%), тем более “беспристрастно” человек способен разрешать жизненные проблемы и придер­живаться объективности, не попадая под влияние ситуационных эмоций. В то же время при небольшом количестве М, FC’, Fc увеличение F сверх нормы указывает на ригидность, “сверхконтроль”, недоста­ток спонтанности, в некоторых случаях выступая как механизм защиты от чрез­мерной аффективности и предрасположен­ности к конфликтам. Низкий процент F (<20%) на фоне М, Fc, FC’ говорит о не­достаточно эффективном интеллектуаль­ном контроле и возможных “прорывах” субъективности.

Четкая “хорошая” форма свидетель­ствует о наблюдательности точности, реа­листичности мышления; в норме подобные ответы составляют 80—90%, более низкий процент четких форм отмечается при шизофрении и истерических неврозах; в последнем случае интерпретируется как невроти­ческое торможение мышления.

 

Кинестетические показатели (М, FM, т)

 

Психологическая интерпретация кине­стетических показателей — самая слож­ная и противоречивая часть работы с тес­том Роршаха. Считается, что этот показа­тель наиболее интимно связан с внутрен­ним миром личности, хотя существуют разные точки зрения на то, какие именно тенденции представляет М. Большинство исследователей расценивают М как проек­цию бессознательных глубинных слоев жиз­ни личности, поскольку в отличие от цве­та и формы, обусловленных объективными качествами пятна, движение как бы при­вносится самим субъектом. Исходя из это­го, кинестезии часто связывают с творче­скими способностями, высоким интеллек­том, развитым воображением. Роршах рас­сматривал М в связи с интраверсивиой на­правленностью личности, т. е. умением че­ловека “уйти в себя”, творчески перерабо­тать (сублимировать) аффективные кон­фликты и тем самым добиться внутренней стабильности.. Подобное толкование смыс­ла М как будто бы подтверждалось иссле­дованием определенного контингента ис­пытуемых — актеров, художников, людей умственного труда. Вместе с тем последую­щие экспериментальные проверки проде­монстрировали зависимость этого показа­теля от ряда других факторов, например, адаптированности, степени дифференциа­ции “Я”, возможности открытого отреагирования аффективных побуждений во внешнем поведении и т. д. Имеются также данные о связи М с особенностями межлич­ностных отношений, в частности представ­лением человека о самом себе и своем со­циальном окружении, способности к сопе­реживанию и пониманию других людей [55, 57]. Согласно этим данным, М являет­ся многомерной переменной, конкретное значение которой определяет контекст, т. е. уникальное для данного человека сочета­ние всех остальных показателей. Неодно­значность М отчасти вытекает из того фак­та, что эта детерминанта имплицитно со­держит две другие детерминанты — F и Н. Видимо, поэтому Клопфер считает челове­ческие кинестезии признаком осознанной, хорошо контролируемой, принимаемой субъектом внутренней жизни — собствен­ных потребностей, фантазий и самооценки. Роршах дифференцировал М также на ак­тивные (тело в экспансивном движении) и пассивные кинестезии (согнутые, наклонен­ные позы). Первые говорят об активной доброжелательно-кооперативной жизнен­ной установке, вторые указывают на пас­сивность, тенденцию к избеганию трудно­стей, вплоть до позиции “прочь от мира”.

Таким образом, человеческие кинесте­зии указывают на:

1) интраверсивность;

2) зрелость “Я”, выражающуюся в со­знательном принятии собственного внутреннего мира и хорошем контроле над эмоциями;

3) творческий интеллект (при .F+);

4) аффективную стабильность и адап-тированность;

5) способность к эмпатии.

В протоколах здоровых, хорошо приспо­собленных, зрелых испытуемых должно содержаться по крайней мере ЗМ. Как указывалось выше, диагностировать М следует только в случае переживания движе­ния, т. е. идентификации с движущимся объектом. Роршах и некоторые современ­ные авторы рассматривают в качестве М движения, позы, мимику только человече­ских существ или антропоморфных живот­ных. Клопфер формулирует эту мысль точ­нее: символом М обозначаются движения, передающие человеческую деятельность, например разговаривающие животные, ссо­рящиеся гусеницы и т. д.

 

Движение животных (FM)

 

Символом FM американские психологи обозначают движения животных, частей тел животных или их карикатур в прису­щей животным деятельности. Идентифика­ция с кинестезиями FM, как правило, сви­детельствует о незрелости личности. В про­тивоположность М кинестезии животных отражают менее осознанные, менее контро­лируемые влечения, не в полной мере при­нимаемые личностью. Полное отсутствие FM говорит о подавлении примитивных влечений, возможно, в силу их неприемле­мого содержания.

 

Движение неодушевленных объектов (Fm, mF, m)

 

Этими символами обозначаются движе­ния объектов, механических или абстракт­ных сил, например, бегущий ручей, разви­вающиеся фалды и т. д. Очевидно, что идентификация с неодушевленными объек­тами указывает на глубинные неосознавае­мые, неконтролируемые импульсы, нере­ализованные желания. Их недоступность сознанию часто переживается субъектом как ощущение тревоги, страха, свидетель­ствует о высокой внутренней конфликтности. Вместе с тем некоторое количество FM и m в определенном соотношении с М является допустимым и характеризует бо­гатство и живость внутреннего мира лич­ности, спонтанность ее аффективных про­явлений, развитое воображение на фоне хорошего контроля и адаптированности.

 

Оттенки

 

А. Текстура, поверхность (Fc, cF, с). Использование оттенков в ответах говорит о чувствительности человека к тонким ньюансам межличностных отношений. В соче­тании. с формой оттенки указывают на спо­соб управления потребностью в привязан­ности, зависимости, опеке со стороны дру­гих людей.

Fc означает не только потребность в по­добных связях, но и способность к учету потребностей других. Потребность в кон­тактах контролируется и принимает социализированные формы. Оптимальное коли­чество Fc говорит о сензитивности, чутко­сти; слишком большое число Fc свидетель­ствует о несамостоятельности, пассивности, зависимости; недостаток Fc указывает на отсутствие этих чувств.

cF характеризует менее зрелую, грубо проявляющуюся потребность в контактах, вплоть до физических, иногда сексуального характера.

с является симптомом неконтролируе­мой, недифференцированной потребности в опеке и физических контактах.

Б. Глубина, перспектива (FK, KF, К,). Как правило, эта детерминанта рассматри­вается как отражение способов борьбы с тревожностью. Достаточно многочисленные FK встречаются при осознании и эффек­тивном преодолении страха; вместе с тем отсутствие FK, практически не значимо.

KF и К. относятся к показателям тре­воги как следствии фрустрации потребности в привязанности. Более чем ЗК. указывают на высокую степень фрустрации и отсутст­вие механизмов ее преодоления.

В. Проекция трехмерных объектов на плоскость (Fk, kF, k). По Клопферу, эта детерминанта указывает на тревожность, поиск контактов, который может маскиро­ваться интеллектуализацией. Ответы Fk означают более успешную рационализа­цию, чем kF и k.

 

Цвет (С и С')

 

Цветные ответы, начиная с Роршаха, рассматривались как признак аффективной откликаемости в отношении окружающей среды, как экстравертированная направ­ленность личности. Эту детерминанту при­нято учитывать в сочетании с формой; по­следняя указывает на степень контролиру­емости, социальности, зрелости аффекта.

FC — признак эмоциональности хорошо контролируемой, обусловливающей адек­ватность межличностных отношений.

CF — менее контролируемая эмоцио­нальность, аффективная спонтанность с элементом эгоцентризма, внушаемости, ин­фантильности.

С — эксплозивность, импульсивность, как правило, патологический симптом.

Сn — попытки воздействовать на эмо­циональную ситуацию скорее магическим, чем реалистическим образом.

Cdes — интеллектуальный подход, со­знательное отношение к эмоциональным ситуациям.

Csym — творческий подход, эстетичес­кие склонности.

Ахроматический цвет FC’, C’F, С' ин­терпретируется аналогично хроматическо­му, рассматривается как признак “смяг­ченной нюансированной аффективности”. Анзье и Лузли-Устери, однако, связывают реакцию на светлые и темные пятна с глу­бинными примитивными механизмами раз­личения света и тьмы, в силу чего С' ука­зывает на глубокую дисфорию, грусть, от­сутствие доверия к себе, пессимизм и тре­вогу [37, 63]. Роршах также видел в от­ветах С' признак недостаточной адаптиро­ванности.

 

Содержание

 

Качественный анализ ответов сравни­тельно недавно привлек внимание исследо­вателей, так как считалось, что он дает ха­рактеристику скорее категориального ап­парата мышления, чем особенностей лично­сти (Рапапорт). По мнению одних авто­ров, анализ содержания предполагает сим­волическую интерпретацию ответов (Ша­фер, Лузли-Устери); Клопфер считает со­держание ответов прежде всего индикато­ром широты интересов личности, направ­ленности ее мотивов.

Категория “животные” (А) наиболее распространена в ответах как здоровых, так и психически больных людей. В уме­ренных количествах свидетельствует о воз­можности взаимопонимания, кооперации в области мышления; свыше 50% А указыва­ет на стереотипию, бедность интересов. Считается, что образы хищных животных отражают агрессивные тенденции, домаш­них — пассивность и зависимость.

Категория “люди” (Н) связана с вос­приятием себя, своего тела и своих отноше­ний с другими людьми. Восприятие исклю­чительно отдельных частей тела часто ука­зывает на возможные конфликты, напри­мер, в сфере сексуальных отношений. Боль­шое значение имеют поза, мимика, аффек­тивная окрашенность образа: например, дерущиеся люди могут отражать враждеб­ность чувств и установок испытуемого, в то время как смеющиеся, танцующие фи­гуры, напротив, удовлетворенность и оптимизм. Сходство со сказочными, фантасти­ческими персонажами часто встречается при неспособности идентифицировать себя с реальными людьми, трудностях в сфере межличностных отношений. В норме про­токол содержит около 15% ответов Н. Име­ются данные о проекции в содержании от­ветов Я лнчностно-значимых переживаний и конфликтов. Например, женщина, стра­дающая от одиночества, видит фигуры мужчин и женщин, удаленных друг от друга.

Из ответов других категорий отмечают “анатомию”, “географию”, которые, если не являются отражением профессиональных интересов, указывают на “комплекс интел­лигентности”, желание блеснуть. Большое количество ответов сексуального содержа­ния, как правило, наблюдается у лиц с трудностями сексуальной адаптации; пол­ное отсутствие ответов сексуального содер­жания на таблицах IV, VI, VII указывает на глубокое подавление конфликта в этой сфере, которое может выдавать себя в сим­волических образах. Абстрактные интер­претации рассматриваются как проявление определенной интеллектуальной склоннос­ти, но иногда (на таблицах IX, X) — как защита от чрезмерной аффективности, ее переработка путем рационализации.

Известны попытки выявления символи­ческого характера содержания: так, “гла­за” интерпретируются как подозритель­ность, слежка, “щипцы” — лишение си­лы, “открытая пасть” — пожирающая мать, “маска” — желание скрыть свое “истинное лицо” спрятаться и т. д. [7]. Лузли-Устери считает необходимым символически интерпретировать также локализацию от­вета относительно горизонтальной и вер­тикальной осей [63]. Согласно психоанали­тическим представлениям, вертикаль сим­волизирует мужское начало, горизонталь — женское; тогда ответы, расположенные вдоль вертикальной оси, будут указывать на поиск поддержки у отца, стремление к власти; ответы вдоль горизонтальной оси символизируют поиск убежища у матери, потребность в безопасности, беззаботности. Склонность интерпретировать края пятна указывает на бегство от тревоги; предпоч­тение верхней части пятна отражает стремление к духовной власти, нижней ча­сти — тенденцию к депрессии, пассивности, подчинению.

 

Популярные—оригинальные ответы

 

Популярность (банальность) ответа трактуется как выражение нормального интеллектуального конформизма — человек видит мир, как все. Отсутствие популяр­ных ответов может указывать на патоло­гический негативизм, аутизм, нарушение адаптации. Не существует статистически выверенного списка популярных ответов, которые, естественно, несколько варьиру­ют в разных популяциях. Как правило, ис­пользуются данные, полученные наиболее известными исследователями в области Роршах-техники (Бек, Клопфер). Оригинальные ответы свидетельствуют о творчес­ких способностях, однако О- — патологи­ческий признак дезорганизации мышления, потери контакта с реальностью.

 

§ 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

 

Полученные тестом Роршаха данные ин­терпретируются в зависимости от теорети­ческих установок исследователя. Можно го­ворить о существовании по крайней мере двух направлений в развитии Роршах-техники: первое, представленное швейцарской и французской клиническими школами (Лузли-Устери, Орр, Бом) опирается на постулаты ортодоксального психоанализа и видит в тесте средство выявления различ­ных инстинктивных влечений и их симво­лического выражения; второе направление (Клопфер, Рапапорт) своими тео­ретическими истоками уходит в психологию “Эго”, экспериментальные исследования New Look, и в качестве основной катего­рии интерпретации рассматривает когни­тивный стиль личности. В последнем слу­чае тест выступает в качестве своеобразной “задачи”, “адаптация” к которой опреде­ляется как собственно интеллектуальными возможностями испытуемого, так и имею­щимися у него средствами контроля и ре­гуляции аффективной жизни. В связи с ис­следованиями New Look процесс структу­рирования пятна стал трактоваться исходя из взаимодействия “внешних” и “внутрен­них” факторов. Согласно такому подходу, интерпретация пятна представляет собой акт “категоризации”; тот или иной ответ рассматривается как “гипотеза”, детерми­нированная свойствами стимула — пятна и субъективными факторами — потребностя­ми, аффективными конфликтами, индиви­дуальным когнитивным стилем [42; 44]. Та­ким образом, заключают авторы, процесс структурирования неопределенного стимульного материала отражает формальную структуру внутреннего мира личности, при­сущий ей способ видения себя и своего со­циального окружения.

Интерпретируя результаты теста, Клоп­фер [57], в частности, выделяет три взаи­мосвязанных подсистемы личности, в той или иной степени раскрывающиеся в инди­видуальном способе структурирования пят­на: интеллект, аффект, функции “Эго” [57]. Каждая из этих подсистем в свою очередь обладает собственной структурой. Так, ха­рактеристика познавательной деятельности включает следующие параметры: интеллек­туальный статус, способ подхода (тип вос­приятия), устойчивость к эмоциональным воздействиям, продуктивность, оригиналь­ность и т. д. При анализе аффективной сферы личности отмечаются эмоциональ­ный тон восприятия, способы реагирования на эмоциогенные ситуации, контроль над аффективностью, специфика самооценки (принятие или отвергание себя и собствен­ных неосознаваемых побуждений, возмож­ность сопереживания и понимания других людей и т. д.). Говоря о функциях “Эго”, Клопфер имеет в виду прежде всего присущие индивиду особенности контакта с реальностью: объективность отражения, зоны конфликтов, психологические меха­низмы контроля и защиты. Подобный под­ход к анализу данных теста, несмотря на ряд недостатков и прежде всего — связь с психоаналитической моделью личности, позволяет выявить индивидуальные харак­теристики познавательной деятельности в их связи с аффективной сферой и направ­ленностью личности.

При дальнейшем изложении материала мы будем придерживаться схемы, разрабо­танной Бруно Клопфером [57], обращая внимание не столько на содержательный, сколько на формальный аспект обработки экспериментальных данных.

Интерпретация теста может включать несколько этапов; ее “глубина” зависит как от задач, стоящих перед экспериментато­ром, так и от его теоретических установок В общем случае первый, “аналитический” этап состоит в выделении ряда параметров (тип переживания, характеристика интел­лекта и т. д.), значения которых вычисля­ются по так называемым формулам. Фор­мулы имеют своим источником прежде всего клинический эмпирический опыт, а также основаны на ряде принятых автором теоретических положений. Второй этап за­ключается в соотнесении между собой от­дельных показателей теста и создании сво­его рода их “ансамблей”, паттернов. Счи­тается, что изолированный показатель не может служить надежным индикатором, в то время как “ансамбль” обеспечивает достаточную обоснованность вывода. Послед­ним шагом является переход от описания тех или иных сфер личности к характерис­тике ее целостной структуры. Как считает Бом, чем выше квалификация психолога, чем в большей степени он способен к инту­итивному синтетическому мышлению, тем более “глубокой” будет и интерпретация [7]. Учитывая методический характер насто­ящего пособия, мы ограничимся описанием начальных этапов работы с материалом теста; предлагаемые здесь параметры и способы обработки даются с небольшими сокращениями.

 

Интерпретация основных показателей теста и их соотношений

 

Тип переживания. Напомним, что по­нятие “тип переживания” как соотношение интраверсивных и экстратенсивных тен­денций личности введено Роршахом на основе эмпирического сопоставления двух типов восприятия: так называемого цвето­вого типа (Fb-тип) и двигательного (B-тип). Согласно Роршаху, различают 5 групп типов переживания. Тип пережива­ния является коартированным, когда по­казатели обеих сторон оказываются 0 или 1 (типы: 0:0, 1:0, 0:1, 1:1). При пока­зателях не выше трех на каждой стороне тип переживания называют коартативным. Тип переживания при приблизительном равновесии сторон с показателями выше трех называют амбиэквальным (например, 5:6, 8:8, 9: 11). Если М значительно пре­обладает, Роршах называет тип пережива­ния интраверсивным; при преимуществе на стороне С — экстратенсивным. Для обоих последних типов следует еще различать, имеет ли слабовыраженная сторона толь­ко меньшие показатели или они вовсе от­сутствуют; если полностью отсутствует од­на из сторон, говорят об интраверсивности без экстратенсивности или об эгоцентрич­ной экстратенсивности. Тип переживания вычисляется по формуле М: Sum С, где М — количество ответов с человеческими кинестезиями, Sum С—количество ответов с использованием хроматического цвета. Учитывая, что цветовая детерминанта мо­жет выступать в комбинации с формой, Sum С выводится со следующими коэффи­циентами:

 

Sum С = 3C+2CF+1FC

 

Формулу М: Sum С называют иногда пер­вичной, в отличие от нее вторичная фор­мула, разработанная Клопфером, учитыва­ет все виды кинестезий, а также детерми­нанты ахроматического цвета (С”) и свето­тени (с)—FM+m: Fc+c+C1 куда все де­терминанты входят в абсолютных величи­нах, согласно психограмме. Из соотноше­ния первичной и вторичной формул выво­дится тип переживания личности как от­носительного преобладания интраверсив­ных пли экстратенсивных тенденций. Про­тивоположная направленность формул (на­пример, интраверсивность в первичной, а экстратенсивность во вторичной или на­оборот), как правило, свидетельствует об актуальных конфликтных переживаниях личности.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 241. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.05 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7