Студопедия — Социология девиантного поведения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социология девиантного поведения






 

1. Норма и девиация.

2. Биологическое направление в объяснении девиантного поведения.

3. Девиация в психоанализе.

4. Социологическое объяснение девиаций.

5. Современные социологические теории девиантного поведения.

Норма и девиация. Термин "девиантное поведение" определяется в со­циологической литературе как отклонение индивида или группы от при­нятых в обществе норм, в результате чего субъекты девиации под­вергаются соответствующим санкциям со стороны группы, общества или правоохранительных органов. Н. Смелзер выделяет три компонента девиации:

1) человек, которому свойственно определенное поведение;

2) ожидание или норма, которая является критерием оценки девиантного по­ведения;

3) другой человек, группа или организация, реагирующая на откло­няющееся поведение.

К сожалению, не существует идеальных обществ, по­добных тем, что описаны в произведениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье и других известных мыслителей-утопистов, в которых все граждане вели бы себя в соответствии с общепринятыми нормативными требованиями. И даже если бы существовало общество идеальных людей, то и в этом случае лю­бое инакомыслие или незначительный проступок приводили бы к нарушению групповой нормы и поэтому подверглись бы резкому осуждению.

Социальные девиации могут принимать самые различные формы. К ним, например, мож­но отнести поведение преступников, отшельников, аскетов, гениев, новато­ров, колдунов и других, чье поведение отклоняется от господствующих в об­ществе норм. Так, например, в период господства церкви во времена Средневековья и колдуны, и выдающиеся ученые в равной степени счита­лись девиантами - их жестоко преследовали и сжигали на кострах.

В философской и социологической литературе социальные нормыклассифицируются по различным основаниям и критериям. В основу выде­ления типов и видов социальных норм кладут тип и вид общественных отно­шений. В соответствии с ними выделяют экономические, политические, нрав­ственные, эстетические, религиозные нормы, традиции и обычаи. Различа­ют также институционализированные и неинституционализированные соци­альные нормы. К первым относят нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Они проявляются в таких сферах, как экономика, политика, образование и других, поддержива­ются силой закона или служебных инструкций.

Институционализированные социальные нормы имеют для общества огромное значение, и потому следование им строго контролируется различными социальными институтами с помощью системы социальных санкций, которые могут быть положительными, если человек следует норме (награды и различные поощрения), или отрицательными, если человек нарушает при­нятые в обществе, социальной группе нормы поведения. В качестве отри­цательных санкций обычно выступают выговор, предупреждение, штраф, меры принудительного воздействия и т.д.

К неинституционализированным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в боль­шей мере опираются не на силу закона, а на силу общественного мнения, на обычаи, моральные требования, традиции, нравы, привычки. Как правило, реализация этих норм не связана с функционированием специализирован­ных механизмов социального контроля, санкции со стороны общества носят неформальный характер.

Понятие социальная норма включает в себя три основных аспекта:

1) социальная норма предполагает определенный набор правил поведения;

2) она воплощает в себе типовой или эталонный образец действий, предпи­сывающий отдельному индивиду или группе, что им надлежит делать в дан­ной ситуации;

3) основу механизма действия норм составляют ожидания ок­ружающих людей относительно поведения человека.

Индивид усваивает со­циальные нормы в процессе социального взаимодействия с другими людь­ми: в ходе воспитания, обучения, усвоения профессиональных обязаннос­тей. Освоение человеком социальных норм составляет необходимую сторо­ну овладения им различными социальными ролями, правилами поведения. Исполнение любой социальной роли подразумевает следование присущим ей нормативным требованиям. Всякое отклонение от нормативных требо­ваний карается санкциями (от увольнения с работы в любой формальной организации до изгнания из группы или даже убийства в преступном сообще­стве).

Таким образом:

1) пред­ставление о девиантном поведении непосредственно связано с господству­ющими в обществе социальными нормами, которые определяются конкрет­но-историческими условиями того или иного этапа общественного развития, особенностями социокультурной среды тех или иных государств, народов;

2) девиантное поведение имеет релятивистский характер, что обусловлено многообразием норм в различных обществах.

К основным видам девиантного поведения в социологической литерату­ре относят преступность, наркоманию, проституцию, алкоголизм, самоубий­ства и многие другие. Впервые проблема относительности девиантного по­ведения была поставлена П. Сорокиным в его работе “Преступление и кара, подвиг и награда”, в которой он показал, что понятие девиантного по­ведения относительно и зависит от конкретно-исторических условий. Так, например, в традиционных обществах существовало ритуальное убийство, ког­да вместе со своим господином должны были умереть его близкие: жена, дети, слуги и т.д. П. Сорокин отмечает, что убийство жен, детей, рабов, отцеу­бийство считались даже добродетелью. И в настоящее время убийство на войне или в революционное лихолетье, смертная казнь не только не счита­ются преступными деяниями, но, напротив, вознаграждаются как доблест­ные акты. Таким же образом можно обнаружить относительность само­убийств. Например, альтруистические самоубийства, которые описывал Э. Дюркгейм, считались нормальными в традиционном обществе, у японских самураев, в революционные и военные годы.

Можно также говорить и об относительности проституции как формы девиантного поведения. Большинство авторов, изучавших историю проститу­ции, выделяют три ее формы: проституцию гостеприимства, религиозную и гражданскую (легальную и нелегальную) проституцию. Проституция гостеп­риимства берет начало с древнейших времен. Хозяин дома обязан был при­нять любого чужестранца, предлагая ему лучшее, что у него есть: такой при­ем способствовал развитию торговых отношений и налаживанию экономи­ческих и культурных связей между народами. Обычай гостеприимства также подкреплялся верой в то, что рожденные от связи с чужеземцами дети дол­жны отличаться силой, умом и красотой. Выполнявшие торговую миссию и находившиеся вдали от дома иностранцы испытывали естественную потребность в общении с женщинами. Поэтому обычай гостеприимства, заключав­шийся в предоставлении гостю крова, пищи и бытовых услуг, дополнялся обя­занностью хозяина предложить своему гостю сестру, жену или дочь. Этот обычай получил широкое распространение и настолько укоренился в созна­нии людей, что отказ гостя от подобного предложения расценивался как ос­корбление хозяина и предлагавшейся ему женщины. Эти обычаи, сохраня­ясь на протяжении длительного времени, постепенно стали приобретать ха­рактер "семейной торговли". Таким промыслом занимались даже фараоны Египта. Так, по утверждению Геродота, фараон Хеопс, разорившись от двад­цатилетних затрат на постройку своей пирамиды, заставил дочь проституи­ровать и на вырученные средства достроил пирамиду. Заставлял проститу­ировать свою дочь и фараон Рамзес. В торговых городах Африки и Азии купцу или путешественнику предоставляли женщин на все время его пребы­вания в этих краях. В Персии подобная форма брака получила даже религи­озный характер. Например, мулла мог женить людей не только на несколько дней, но даже на несколько часов. Большое распространение семейная про­ституция получила в Гренландии, на островах Полинезии, в Африке, в Авст­ралии, в Америке (у индейцев), в Италии, на Кавказе, на севере России. На­пример, в России хозяин, отдавая внаем жилье, предлагал своему жильцу жену или дочь, увеличивая за это плату.

Большим престижем пользовались гетеры в Греции. Специально обучен­ные различным наукам (философии, искусствам, танцам, поэзии), они явля­лись подругами выдающихся людей своего времени: полководцев, филосо­фов, политиков, правителей. Многие из них разводились с женами и жени­лись на гетерах. Так, например, гетера Аспазия настолько подчинила себе Перикла, главу Афинской республики, что тот развелся с женой, чтобы же­ниться на ней. Добившись возможности активно влиять на политику, Аспазия из своих личных интересов побудила греков пойти войной на Самос, Мегасу и Пелопоннес.

Религиозная проституция получила широкое распространение в Египте, где оргиями заканчивались всевозможные религиозные обряды, посвящен­ные эротическим богам. Культы Астарты в Финикии, Мелитгы в Вавилоне, Исиды, Вакха, Афродиты, Венеры в Греции, по существу, служили целям про­ституции. Поклонение богам Молоху и Ваалу у древних евреев сопровожда­лось жертвоприношением детей и актами религиозной проституции. Таким образом, первоначально половой акт представлялся в виде религиозно-ми­стического действа, как жертвоприношение божеству. Впоследствии обра­зование особой касты жриц и девушек при храме привело к созданию про­фессиональной проституции. Она еще долго сохраняла формы культа, не­смотря на то, что, по существу, религиозный характер проституции лишь слу­жил прикрытием для обогащения жрецов и служителей храмов.

В современном обществе существуют легальные и нелегальные формы проституции, которые в зависимости от гражданского права тех или иных го­сударств являются нормой или отклонением. В некоторых странах прости­тутки пользуются престижем (например, гейша в Японии), в большинстве же стран они подвергаются осуждению со стороны общественного мнения. Та­ким образом, на примере проституции можно с полным правом говорить об относительности различных видов девиантного поведения в зависимости от господствующих в различных странах и культурах социальных норм.

В социологии существует ряд теорий, объясняющих генезис и сущность девиантного поведения. Все их можно условно разделить на несколько ос­новных направлений: биологическое, психологическое и культурно-социоло­гическое - в зависимости от основных принципов объяснения социальных девиаций.

Биологическое направление. В истории общественных наук оно пред­ставлено концепциями Ч. Ломброзо, Э. Крештмера, В. Шелдона. Главная идея этих ученых состоит в том, что люди с определенной биологической предрас­положенностью способны совершать девиантные поступки. Так, например, Шелдон выделил три основных человеческих типа, в разной степени склон­ных к совершению различных девиаций: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). По мнению Шелдона, преступники принадлежат к мезоморфным типам. На основе подобных теорий сформировался социо-биологический подход, объясняющий девиантное поведение наличием опре­деленного количества врожденных хромосом, передаваемых по наследству. Так, американские исследования показали, что среди мужчин, имеющих схо­жие хромосомы, большой процент преступников. Проводились аналогичные исследования по изучению головного мозга преступников. В них наличие оп­ределенного количества извилин служило идентификации криминального типа личности.

Основные аргументы социобиологов сводятся к тому, что влияние генов на поведение человека является наиболее значительным и определяющим фактором девиантного поведения. Так, индивиды склонны содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), про­являя по отношению к ним альтруизм и самопожертвование, но они же будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто отличается от них или не состоит с ними в родстве, у кого наименее вероятно наличие одинаковых генов. Данные теории были очень популярны в началеXX в., затем подверглись критике за теоретическую недоказуемость многих тезисов, в частности, за невозмож­ность объяснить многие явления в рамках данного подхода, например, убий­ство родственников, детей или наличие среди преступников других физичес­ких типов.

Психоанализ. На смену биологической трактовке девиантного поведе­ния пришел подход, который объясняет девиации различного рода психологическими травмами, сформировавшимся комплексом неполноценности и другими причинами. Это направление, получившее название психоанализа, представлено такими известными учеными, как З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни и др.

В своих произведениях Фрейд разработал ряд категорий, во­шедших в арсенал психологического знания. К ним относятся следующие по­нятия: защитные механизмы, фрустрации, идентификация, вытеснение, рег­рессия, свободные ассоциации. Особое место в его теории занимает кате­гория "бессознательное". Фрейд исследовал мотивацию человеческих поступ­ков, динамику внутренних побуждений, структуру личности. Он считает, что, игнорируя личностное начало в человеке, имеющее свою историю и много­плановую организацию, невозможно выяснить, что же нарушено в структуре аномального поведения, а, не зная этого, невозможно возвратить его к нор­ме. Анализируя два основных инстинкта, которые движут человеческим по­ведением - Эрос (половой инстинкт) и Танатос (инстинкт смерти, разрушения) Фрейд пришел к выводу, что Танатос наряду с Эросом имеет большое влияние на жизнь человека. Он побуждает организм к разрушению, к возвращению в безжизненное состояние, к агрессивности. Существование индивида – это компромисс между двумя главными инстинктами, причем превалирует Танатос, который получает выражение в актах агрессии, направленной как на других, так и на самого себя. Инстинкт смерти обращен против любого живого организма и потому является инстинктом либо саморазрушения, либо разрушения других. Если инстинкт смерти связан с сексуальностью, то он находит выражение в формах садизма и мазохизма.

Основная теоретическая посылка Фрейда в работе “Я и Оно” такова:

человек одержим одной лишь страстью - жаждой разрушать либо себя, либо других людей, и этой трагической альтернативы ему вряд ли удастся избе­жать. Из гипотезы о влечении к смерти следует вывод, что агрессивность по своей сути является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме побудительный импульс, обус­ловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека.

Анализ трехуровневой структуры человеческой личности ("Оно" - "Я" -"Сверх-Я") привел Фрейда к выводу о том, что нереализованные потребнос­ти, инстинкты, желания, вытесненные в бессознательное, способны воздей­ствовать на человека, вызывая различные формы девиации: криминальные поступки, неврозы и другие отклонения.

Инстинктивистский подход представлен также К. Лоренцом, который в своей работе “Агрессия: так называемое зло” обосновал агрессивность человека специфической энергией, постоянно накапливаемой в нервных центрах, кото­рая представляет собой "поведенческую активность" человека. Человек созда­ет политические партии, развязывает войны, чтобы обеспечить себе ситуации борьбы, в которых он может разрядиться (освободиться от излишков накоп­ленной энергии). Итак, для Лоренца агрессия не является реакцией на внешние раздражители, а представляет собой внутреннее напряжение, которое требует разрядки и находит выход, невзирая на то, есть для этого подходящий повод или нет. Лоренц в духе Томаса Гоббса придерживается мнения, что челове­ческая жизнедеятельность - это постоянная борьба всех против всех, пред­ставляющая собой естественное состояние человека. Поэтому войны, преступ­ность - нормальные явления в обществе, запрограммированные и неуничто­жимые, о чем и свидетельствует весь ход истории. Таким образом, и Фрейда и Лоренца объединяет пессимистический подход к объяснению человеческой сущ­ности. По их мнению, индивид постоянно стремится к самоуничтожению, так как в его природе изначально заложены разрушительные инстинкты.

Э. Фромм сделал попытку объяснить различные формы девиации психо­логическими и социальными причинами. В своей работе “Анатомия челове­ческой деструктивности” Фромм отмечает, что только человек подвержен вле­чению мучить и убивать и при этом способен испытывать удовольствие. Это единственное живое существо, способное уничтожать себе подобных без всякой причины и пользы для себя. Такую форму деструктивности Фромм называет злокачественной и выделяет такие ее виды, как садизм, мазохизм, некрофилия.

Характеризуя садизм, Фромм отмечает, что садистское поведение состоит в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо (неважно, челове­ка или животного) и доставить ему физические или моральные страдания вплоть до лишения его жизни. Военнопленные, рабы, побежденные враги, дети, больные, заключенные - все они были предметом физического садиз­ма, в частности, к ним применялись жестокие пытки. Начиная с кровавых зрелищ в Риме и до практики современных военизированных команд, пытки всегда применялись под прикрытием религиозных или политических целей, а иногда - совершенно открыто ради увеселения толпы. Один из примеров садизма, приводимый Фроммом, -жестокое обращение с детьми. Опираясь на многочисленные исследования в этой области, Фромм обнаруживает, что шкала зверств по отношению к детям очень велика - от нанесения незначи­тельных телесных повреждений до истязаний, пыток и убийств. В основе са­дизма лежат такие психологические факторы, как жажда абсолютной и нео­граниченной власти над живым существом, стремление к господству, а так­же дефекты воспитания, допущенные в детском возрасте, например, сфор­мировавшийся комплекс неполноценности. Анализируя современное обще­ство, Фромм отмечает, что садизм может исчезнуть лишь тогда, когда будет установлена возможность ликвидации господства одного класса над другим, одной группы людей над другой, а также если исчезнет расовая, религиоз­ная, сексуальная дискриминация.

Мазохизм подразумевает противополож­ный тип личности и означает способность приносить страдания самому себе или готовность принять их от других людей. Фромм отмечает, что садист не может жить без своей жертвы, и в этом проявляется его своеобразная лю­бовь. При отсутствии объекта страдания (жертвы) садист сам страдает и всеми способами старается найти новую жертву или вернуть утраченную. Садистский и мазохистский типы личности подходят друг другу и образуют симбиотический союз. Эти виды отклонений достаточно распространены в обществе и требуют дальнейшего изучения.

Анализируя некрофильный тип личности, Фромм показывает, как форми­руется тип маньяка-убийцы, которому приносит удовольствие разглядывание или расчленение мертвых тел. Среди исторических примеров некрофилов он называет А. Гитлера или Джека Потрошителя, которые испытывали удовольствие от совершения убийств и разглядывания мертвых тел. Эти явления ученый связывает со страстью к разрушению, с интересом ко все­му мертвому, неподвижному и объясняет их психологическими причинами, дефектами воспитания, врожденными аномалиями развития.

К психоаналитической традиции принадлежит также К. Хорни, которая рас­сматривает возникновение различных конфликтов личности под влиянием прежде всего неправильных методов воспитания, таких, как жестокость по отношению к детям, применение телесных наказаний, слишком суровый кон­троль, лицемерие взрослых, обман детей, а также безразличное к ним отно­шение. В результате у ребенка формируются чувства внутреннего конфлик­та, тревожности, замкнутости, психологической отчужденности, неполноцен­ности и т.д. Отсюда и различные модели поведения:

1) стремление к людям -поиск привязанности, с тем, чтобы обезопасить себя и обрести чувство со­причастности обществу; в этой ситуации возможно влияние различных суб­культур, преступных группировок, что может способствовать формированию различных отклонений в поведении;

2) стремление избегать людей, которое проявляется в отчужденности от мира, способствует уходу в себя, замкнуто­сти; человек чувствует себя никому не нужным и обреченным, а тяжело пере­носимое чувство одиночества может способствовать формированию склон­ности к самоубийству;

3) стремление против людей - выражается в сформи­ровавшихся установках вражды и ненависти по отношению к людям и спо­собствует проявлению деструктивных, садистских наклонностей. Так, в част­ности, характеризуя садизм, Хорни отмечает, что садист стремится к пора­бощению своей жертвы любыми средствами: унижает, третирует, оскорбля­ет, держит в затворниках, принуждает повиноваться, применяет моральное и физическое насилие. Хорни показывает, что обладать садистскими наклон­ностями означает жить агрессивно и по большей мере деструктивно, реали­зуя свои отклонения через других людей.

Аналогичная теория разработана А. Адлером, который, анализируя детс­кий опыт индивида, отмечает, что в раннем детстве у ребенка может сфор­мироваться психологический комплекс неполноценности в результате не­правильного воспитания. Стремясь самоутвердиться среди других, индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую неполноценность путем компенсации своих недостатков, которые реализуются в стремлении к влас­ти, господству над людьми. Адлер выделяет различные виды компенсации и соответствующие им стили жизни:

1) успешная компенсация неполноценнос­ти осуществляется в случае совпадения стремления к превосходству с ре­ально достигнутым социальным статусом;

2) сверхкомпенсация, означающая одностороннее приспособление к жизни в результате развития какой-либо одной черты или способности, формирующей личность, - например, стремления к господству над людьми любыми средствами. Это оказывает­ся причиной становления криминального типа личности с различными откло­нениями;

3) уход в болезнь и неврозы, если индивид не в состоянии преодо­леть комплекс неполноценности.

Биологическое и психологическое объяснения девиантного поведения связаны прежде всего с анализом природы девиантной личности. Девиация истолковывается как в основном инстинктивная, генетически-запрограмми-рованная, данная человеку как биологическому существу от рождения, либо полученная в результате травм, нанесенных в детском возрасте, либо свя­занная с психологическими проблемами, комплексом неполноценности, не­правильным воспитанием.

Несомненно, что многие случаи девиантного поведения можно объяснить подобными причинами (особенно поведение маньяков-убийц), однако всю гамму девиантных поступков осветить только с помощью данных теорий не­возможно.

Социологическое объяснение девиаций. Этот подход апеллирует ис­ключительно к социальным причинам данного явления.

Рассмотрение этой группы теорий целесообразно начать с творчества Э. Дюркгейма и его концепции аномии. Аномия - это такое состояние об­щества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения ин­дивидов и образуется нормативный вакуум, означающий, что старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Дюркгейм трактует аномию как состояние со­циальной дезорганизации, вызванное социальными изменениями самого раз­ного рода - как теми, что ведут к экономическому краху, так и теми, что обес­печивают общественное процветание. Эти изменения создают благоприят­ные условия для эффективного разделения труда и большего разнообразия социального выбора. При этом интегрирующие силы ослабляются, обществу грозят раскол и распад. Когда единство социума разрушается, а обособлен­ность его элементов увеличивается, число случаев социально отклоняюще­гося поведения и преступных деяний возрастает. Общество оказывается в состоянии аномии. Дюркгейм рассматривает аномию как условие одной из аномальных форм разделения труда, под которой он понимал отсутствие или недостаток интеграции или взаимной приспособляемости функций, порожда­емых индустриальными кризисами, конфликтами, а также усиливающейся спе­циализацией труда. Он особо подчеркивает хронический характер аномии в коммерческом или промышленном мире и ее влияние на повышение уровня различных видов девиантного поведения.

Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертонакоторый, сосредоточив внимание на анализе дисфункциональных явлений в обществе, предложил свое определение аномии. Аномия, в понимании Мер-тона, вызывается несоответствием между культурными целями и ин­ституциональными, узаконенными средствами их достижения. Напри­мер, целью любого общества является повышение всеобщего благосостоя­ния, однако в условиях аномии легальные средства членов общества для достижения такой задачи ограничены. Социальное неравенство, существу­ющее в обществе, а также распространение массовой нищеты, безработи­цы, резкого социального расслоения заставляют его членов искать неза­конные средства достижения общепризнанных целей. По мнению Мертона, в подобной социальной системе человек не может добиться успеха, власти, богатства и других социальных благ только легальным путем благодаря сво­ему таланту, способностям, образованию, поэтому он нередко прибегает к нелегальным средствам: обману, воровству, припискам, взяточничеству, хи­щению государственного имущества, а также другим девиантным поступкам, что со всей отчетливостью подтверждается на примере нашей страны. Мер-тоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к общепринятым целям и средствам.

- Конформность. Конформист принимает цели и средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества.

- Инновация. Новатор стремится к достижению общепризнанных целей неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные). Новатором в широком смысле слова являются и генератор новых идей, ло­мающий старые традиции, и преступник, не имеющий легальных возможнос­тей добиться осуществления своих цепей.

- Ритуализм. В этом случае индивид принимает институциональные сред­ства, но игнорирует цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой пове­дения. Примерами данного типа могут служить бюрократ, который за бума­готворчеством забывает о целях, ради которых совершается деятельность, или партийный функционер, который ходит на все партийные собрания, го­лосует за все принимаемые начальством решения, выписывает партийные издания, но не верит в светлое коммунистическое будущее. В качестве при­мера можно также привести так называемых верующих людей, которые хо­дят в церковь, отмечают религиозные праздники, следуя традиции, но в душе своей либо не верят в существование бога, либо колеблются между верой и неверием.

- Ретритизм, означающий отход как от культурных, традиционных це­лей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения. Это, во-первых, люди, которые дистанцируются от общества с помощью раз­личных наркотических средств (наркоманы, алкоголики); во-вторых, люди, отверженные обществом: бомжи, мигранты, нищие, прокаженные и т.д.

- Мятеж. Мятежник отказывается от существующих целей и средств, желая создать новую систему идеалов и ценностей, а также новые средства их достижения. Это бунтари, революционеры, люди, стремящиеся к пере­стройке существующей системы общественных отношений.

Рассматривая аномию как социальную дезорганизацию, следует отме­тить, что, несмотря на различия в ее трактовке, она самым непосредствен­ным образом связана с механизмом детерминации девиантного поведения. Именно аномия провоцирует различные социальные отклонения, такие, как рост преступности, самоубийств, наркомании, алкоголизма, проституции. Применяя данную концепцию к современному российскому обществу, можно сделать вывод о том, что оно вступило в состояние аномии. Об этом свиде­тельствуют, в частности, данные МВД России об общем состоянии преступ­ности и ее динамике в стране за последний период, а также статистические материалы об увеличении числа самоубийств и об алкоголизации населения. В России в 1992 г. по сравнению с 1991 г. увеличилась смертность от хрони­ческого алкоголизма у мужчин в 2,5 раза, у женщин - в 2,3 раза, от острых алкогольных отравлений у мужчин - в 6 раз, у женщин - в 7 раз. Среднее индивидуальное потребление алкоголя в 1992-1994 гг. достигло 16 литров, что в 4 раза выше уровня 1908-1913 гг. Подобные негативные явления могут оказаться причиной вырождения россиян. Так, статистика фиксирует, что с каждым годом возрастает процент неполноценных детей с различны­ми физиологическими и умственными отклонениями. Не менее устрашающе выглядит и статистика самоубийств. Если в середине 1980-х гг. показатель уровня самоубийств составлял 19,1 чел. в расчете на 100 тысяч населения, то в конце 1980-х гг. - уже 30 чел. С 1986 г. наметилась устойчивая тенден­ция роста самоубийств. В 1986 г. - 33216 случаев, в 1987 г. - 33856, в 1988 г. - 35644, в 1989 г. - 38017, в 1990 г. - 40512 зарегистрированных случаев. Таким образом, резкий рост преступности, криминализация экономики и по­литики, рост наркомании, самоубийств, алкоголизма и других видов девиант­ного поведения на рубеже 1990-х гг. подтверждают, что российское обще­ство пришло в состояние аномии.

Рассматривая концепцию аномии и объясняя появление различных ви­дов девиантного поведения, Дюркгейм большое внимание уделял исследо­ванию именно самоубийств. Классик мировой социологии впервые назвал самоубийство социальным феноменом и объяснил его происхождение соци­альными причинами. Собрав большой статистический материал, Дюркгейм подверг критике психологические, географические, биологические объясне­ния этого явления. Все факторы - психологические, географические, расо­вые, религиозные - он рассматривал сквозь призму социальных условий. Согласно его концепции, процент самоубийств является функцией несколь­ких социальных переменных - отношений, складывающих в религиозных, се­мейных, политических, национальных и других группах. Главной составляю­щей большинства этих переменных является степень социальной интегра­ции или характер связи между различными социальными структурами. Нали­чие семьи и детей, сельская жизнь являются социально интегрирующими факторами и потому предохраняют индивида от социальной изоляции и чув­ства одиночества. Факторы же несоциального порядка - возраст, климат, вре­мя года, раса, психологические особенности индивида - также могут оказать косвенное влияние на процент самоубийств, так как они детерминированы со­циальными условиями существующей системы общественных отношений.

Дюр­кгейм анализирует различные виды самоубийств (эгоистические, альтруистичес­кие, анемические, фаталистические) сквозь призму социальных отношений того или иного исторического периода. Так, например, альтруистические самоубий­ства в большей степени присущи традиционным архаичным обществам и связа­ны с определенными культурными нормами. Они совершаются в периоды соци­альных кризисов, войн, революций и т.д. Дюркгейм выделяет следующие исто­рические типы альтруистических самоубийств:

1) самоубийства людей преста­релых или больных;

2) самоубийства жен после смерти мужей;

3) самоубийства рабов, слуг после смерти хозяина или начальника.

Во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам этого хочет, а потому, что он должен сделать это в соответствии с господствующими в обществе нормами. Если он уклоняется от выполнения долга, то его ожидает бесчестье, социальная или ре­лигиозная кара. Анализируя эгоистическое самоубийство, Дюркгейм отмечает, что число таких самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид. Далее он конкретизирует: число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции рели­гиозного сообщества, семейного, политического сообществ. Чем слабее внут­ренние связи той группы, к которой принадлежит индивид, тем меньше он от нее зависит, тем больше он руководствуется соображениями своего личного инте­реса. Анемические же самоубийства связаны с дезорганизацией общества. Их число возрастает в перио­ды различных социальных трансформаций, резких экономических подъемов и спадов, изменений социальной структуры общества, разорения различных ка­тегорий населения. Этот вид самоубийств, который в отличие от других имеет массовый характер, в большей степени свойствен современным обществам.

Современные социологические теории девиантного поведения. Среди современных теорий девиантного поведения можно выделить кон­цепцию стигматизации Г. Беккера, конфликтные теории (О. Турк, Р. Квин-ни), теорию дифференцированной связи Э. Сазерленда, теорию социаль­ного научения А. Бандуры.

Говард Беккер выделяет два типа отклонений: первичную и вторичную девиацию. Под первичным отклонением понимается поведение личности, которое является девиантным, но имеет случайный и незначительный харак­тер. Девиацию можно считать первичной до тех пор, пока действия индиви­да укладываются в рамки социально принятой роли. Вторичным отклонени­ем называется такое отклонение от существующих норм, которое социально определяется как девиантное, при этом личность идентифицируется как де-виант. В результате совершения единичного действия (эпизодическое упот­ребление наркотиков, алкоголя, грубость, хулиганство и т.д.) в силу правиль­ного или ошибочного обвинения к индивиду "приклеивается ярлык" девианта.

Субъектами наклеивания ярлыков (стигматизации) могут быть: полиция, психиатры, находящиеся у власти люди и другие. В качестве объекта накле­ивания ярлыка обычно выступают преступники, бедные, темнокожие, сла­бые, бомжи и т.д. Наклеивание ярлыка становится поворотным этапом в жизни индивида. Он начинает чувствовать себя девиантом, идентифициро­вать себя с ярлыком и вести себя соответствующим образом. В этой ситуа­ции социальные связи обычно разрушаются, человек оказывается в изоля­ции, остро переживает состояние одиночества, беспомощности, отвержен­ности, психологической изоляции. Такие люди могут быть отстранены от ра­боты, профессии, семьи. Например, преступники, отбывшие заключение, презираются и осуждаются общественным мнением, их с трудом принимают на работу или вообще отказывают в трудоустройстве, им непросто или прак­тически невозможно создать семью, включиться в новые социальные свя­зи. Они подвергаются осуждению и не допускаются в общество добропоря­дочных граждан. Различные преступные группировки вовлекают их в свои организации, тем самым создаются условия для постоянного воспроизвод­ства девиантных поступков. Одним словом, навешивая ярлыки, само обще­ство становится причиной распространения различных видов девиантного поведения.

Развивая теорию Беккера, Э. Лемерт следующим образом рассматрива­ет процесс наклеивания ярлыков: 1) первичное отклонение; 2) обществен­ное наказание; 3) дальнейшее отклонение; 4) более строгое наказание и не­приятие; 5) дальнейшее отклонение, ведомое враждебностью и ненавистью; 6) стигматизация; 7) усиление отклонения в новой девиации как реакция на стигматизацию и наказание; 8) идентификация и попытка приспособиться к приобретенной роли девианта.

Подобная концепция поддержана и Н. Смелзером, который выделяет сле­дующие факторы процесса стигматизации: 1) создание норм; 2) определе­ние сущности норм; 3) совершение девиантного поступка; 4) признание по­ступка девиантным; 5) признание человека девиантом; 6) стигматизация (клей­мение); 7) следствия стигматизации; 8) коллективные формы девиации.

Все вышеназванные теории стигматизации показывают, каким образом само общество может способствовать формированию вторичных девиаций, насколько сильно влияние общественного мнения на человека. Само обще­ство по сути и делает оступившегося вто







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2810. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия