Проблема модерна и постмодерна в современной социологии
1. Модернизация как процесс. 2. Истоки модерна. 3. Модернизм и постмодернизм. Одно из важнейших условий успешного социологического анализа различных обществ - опора на определенную типологизацию, то есть на четкое представление о типичных различиях в общественном устройстве в рамках пространства и времени. Возможны различные подходы к типологизации обществ. Всем известны понятия "первобытное общество", "рабовладение", "феодализм", "капитализм", "социализм". К.Маркс и его последователи многое сделали для того, чтобы популяризировать эту типологию и обосновать ее с точки зрения исторического материализма. Известна концепция Л. Моргана (упоминаемая также Ф. Энгельсом), согласно которой человеческие общества проходят стадии дикости, варварства и цивилизации. Э. Дюркгейм говорил о постепенном развитии общественного разделения труда и созревании индустриального типа общества. Ф. Тённис различал "общину" и "общество". В современной социологии принято оперировать понятиями традиционное общество и современное общество. Иначе эти типы общества обозначают как "домодерн" и "модерн". Почему - модерн? Дело в том, что теория общественно-экономических формаций Маркса или веберовский анализ культурных детерминант капиталистического развития являются ограниченными концепциями. Уже на протяжении нескольких десятилетий социологи пытаются представить более комплексную, всестороннюю модель общества Нового времени. На сегодняшний день именно категория модерна олицетворяет собой синтетическую характеристику современного общества не просто как "капитализма", не просто как общества "новой трудовой этики" и не просто как общества новых технологий и новых коммуникаций. С ее помощью осуществляются попытки использовать преимущества каждой из классических социологических теорий. В результате модерн представляется как социокультурная эпоха. Это то культурно-историческое и политико-экономическое пространство, которое представители современных европейских культур считают своим. Разумеется, нельзя эту категорию представлять как глубоко аналитическую - она остается во многом описательной. Конечно, в этой связи чрезвычайно важными оказываются два вопроса - вопрос о начале модерна и вопрос о его предполагаемом конце. Модернизация как процесс. Модернизация - это процесс становления и развития современных, модерных обществ. Она представляет собой единство целого ряда процессов, и прежде всего секуляризации, индустриализации, демократизации и развития коммуникации. Каждый из этих процессов следует понимать в достаточно широком смысле. Так, в данном случае индустриализация - это не промышленный бум (в этом смысле чаще говорят об индустриализации в Англии или США в первой половине XIX в.). Индустриализация понимается скорее в дюркгеймовском смысле, как с определенного момента ускоренно прогрессирующее общественное разделение труда. Разумеется, индустриализация и капитализация общества идут рука об руку, но стоит вспомнить, что первые формы капитализма сложились не в Англии, а задолго до того в торговых городах-государствах северной Италии. Демократизация в данном случае - это не относительно кратковременная программа политических действий, как, например, попытка демократизации советского общества в эпоху "перестройки" в СССР. Она представляет собой медленное, но неуклонное движение обществ западного типа по пути предоставления все больших прав все более широкому кругу людей. На протяжении столетий можно проследить развитие прав традиционных сословий (и прежде всего - "третьего сословия"), затем рабочего класса и, наконец, тех, кто даже в западном цивилизованном мире последними обретает избирательные права женщин. Демократизацию можно понимать и как расширение прав и свобод индивида в рамках отдельных институтов, в том числе искусства, образования и т.д. Развитие коммуникации - процесс общеисторический. В известном смысле история людей творилась с помощью "коммуникационных революций". Возможно, первая такая революция - возникновение языка, а вторая - появление письменности. Тогда третья революция приходится на начало модерна и дает толчок коренному изменению общественного сознания в странах Западной Европы. Это изобретение книгопечатания, которое, в частности, не могло не повлиять на религиозную Реформацию, поскольку священные тексты стали впервые общедоступными. Наконец, секуляризация - это постепенный процесс избавления общества от власти церкви. Если домодерное общество можно представить как единый институт теократического государства, то с развитием секуляризации упрочиваются и начинают самостоятельно развиваться институты политики, экономики, художественной жизни, права, науки и т.д. Поэтому часто характеристика модернизации дополняется понятием "дифференциация". Социальная дифференциация означает разграничение, раздробление сфер социальной жизни. Истоки модерна. Некоторые полагают, что модерн как тип общества складывается в эпоху промышленной революции в Англии с конца XVIII в. Другие относят начало модерна к тому же времени, однако связывают его с последствиями Великой французской революции и распространением лозунга "свобода, равенство, братство". Есть и такое мнение, согласно которому модерн появляется одновременно с художественным модернизмом, то есть является результатом культурной трансформации второй половины XIX в. С последним вряд ли можно согласиться, поскольку политические и экономические институты, институты образования и искусства претерпели коренное изменение до возникновения художественного модернизма. Последний скорее представлял собой попытку переосмысления опыта модерна, попытку художественными средствами показать как кризис общества, так и кризис искусства в традиционно модерном выражении. Поэтому более глубоким является подход к модерну с точки зрения анализа Реформации как его истока, ибо именно с XVI в. постепенно закладывались (в первую очередь через развитие новой религиозной этики) основы современной рационализации. И все же моментом в истории, когда воедино сошлись множество факторов коренного изменения в европейских культурах, можно назвать конец XV в., период, иначе называемый эпохой "высокого Возрождения". В это время не только появилось книгопечатание и не только были предприняты первые попытки религиозной реформации, но и были совершены великие географические открытия, появились принципиально новые художественные формы, а также произошел коперниковский переворот в науке. Необходимо остановиться на некоторых культурных особенностях модерна. Среди них следует отметить рост рационализации во всех сферах жизни и развитие рефлексивности, то есть самосознания общества. Развитие капитализма при этом сопровождается так называемой фрагментацией опыта людей, то есть утратой домодерного единства человека и социума, а также дроблением аспектов человеческой деятельности и сторон личности. Еще одна культурная особенность модерна - коммодификация, обретение самыми разными духовными феноменами и продуктами характерных черт товара, товарности. Другое популярное понятие, поясняющее этот процесс, - коммерциализация, в частности искусства. Из всего этого следует, что общества европейского типа с определенного времени действительно вступили в новую фазу развития, фазу, в рамках которой рост разнообразия культурных форм оказывает подчас решающее воздействие на последующее развитие социально-экономических связей и взаимодействий. Среди наиболее ярких культурно-идеологических черт эпохи модерна -так называемые метанарративы, или большие нарративы. "Нарратив" означает повествование, рассказ. Уже первые культурные формы в истории человечества были связаны с нарративным характером человеческого познания. И древние мифы, и более поздняя религиозная догматика строятся на основе нарратива, то есть последовательного, сюжетного описания событий, жизни героев и богов. Первыми метанарративами явились монотеистические религии. Метанарратив предполагает, как это, в частности, отражено в христианском Священном Писании, наличие начала всего сущего и его конца. Метанарратив должен не только описывать все, но и содержать главную, центральную идею, с помощью которой можно все описать и объяснить полностью и до конца. Так, метанарратив христианства содержит идею Бога, которая является его стержнем и подразумевает начало и конец всяческого бытия и познания. Метанарративы мировых монотеистических религий преодолели космоцентризм античного сознания и впервые актуализировали сознание историческое, на смену идее вечного космического круговорота выдвинув идею начала и конца, Творения мира и Страшного суда. С развитием секуляризации метанарративное видение мира переносится на иные, чем религия, сферы человеческой деятельности. Прежде всего следует отметить роль двух метанарративов - метанарратива науки и мета-нарратива искусства. И то и другое отражает веру человека эпохи модерна в "спасение мира" через Истину или Красоту. Только к концу XX в. мы начинаем отдавать себе отчет в том, что научная истина не может являться цементирующей идеей познания мира. Вместе с тем вера в науку и искусство сохраняется, и соответствующие метанарративы продолжают существовать. Культура современных обществ свидетельствует об этом наличием соответствующих "храмов науки" и "храмов искусства". Более того, развитие метанарративов в эпоху модерна тесным образом связано с политическими идеологиями. Каждая по-своему идеологии коммунизма, буржуазного либерализма или консерватизма проявляют метанарративные свойства, являясь одновременно псевдофилософией общества, псевдосоциологией, псевдоэкономикой и т.д. Идеологическое рвение, в особенности в XX в., приобретает характер религиозного фанатизма, что ярче всего проявилось в условиях "советского коммунизма" и нацистской Германии. Именно кризис метанарративов чаще всего представляется в качестве основного симптома конца модерна. Постмодерн и постмодернизм. Постмодерн есть постсовременность. Как это возможно? Актуальная современность, то есть сегодняшний день, по мнению многих западных художников, общественных деятелей и ученых, свидетельствует о конце эпохи современности. В частности, дискуссия о конце модерна была подогрета фактом распада социалистического лагеря. В такой ситуации коммунистическая идеология более не представляется в качестве одного из всесильных метанарративов, в то же время идеология свободы предпринимательства, демократии и т.д. многими видится как метанарратив, не выдерживающий натиска растущих социальных конфликтов и техногенных угроз. В этой связи отмечают четыре аспекта постмодернизации западных обществ: социальный, экономический, политический и культурный. По мнению многих, социальная структура и социальные отношения за последние десятилетия претерпели столь существенные изменения, что можно говорить о "конце класса". А именно, класс перестает играть роль основы социальной стратификации; взамен появляется множество иных социальных образований, групп, различия между которыми базируются не только на отношениях собственности, но и на половозрастных, этнорелигиозных и прочих измерениях. С другой стороны, за основу модернистской политики было привычным принимать деятельность политических партий, однако большинство крупных партий утратили свою традиционную социальную базу, и все чаще на смену партийным движениям приходят так называемые "новые социальные движения", зачастую ведомые не экономическим интересом и не традиционным стремлением к власти, а насущными вопросами общечеловеческого выживания. Поэтому зеленое движение или феминистское движение являются надгрупповыми, надклассовыми. В области экономики окончательно оформился переход от фордизма к постфордизму, то есть от, грубо говоря, конвейерной системы к гибкому производству. В этой ситуации меняются требования, предъявляемые к качеству и количеству товара, перестраивается рынок, иначе складываются отношения между производителями, распределителями и потребителями. Наконец, в культурной области, узко понимаемой как в первую очередь художественный мир, произошла коренная перестройка мышления и восприятия. Прежде всего модернистское искусство как искусство поучающее, ведущее за собой человека, как искусство "для народа" более не может рассматриваться как цельная система, обладающая всеобщим авторитетом. Все чаще заявляют о смерти высокой и низкой культуры, о конце строгого жанрового разграничения, характерного для художественного модернизма. Все больше подчеркивается рефлексивность современного сознания, переходящая в иронию, релятивизм культурных стандартов. Прежде всего постмодернизм проявился как стилевое явление в архитектуре второй половины 1960-х гг., свидетельствуя о кризисе функционализма "международного стиля", то есть стиля коробок из бетона и стекла, господствовавшего на протяжении ряда десятилетий повсюду, даже в рамках столь противоположных в то время культур, как американская и советская. Однако неудовлетворенность архитектурным модернизмом вылилась не в создание принципиально нового, а в игру со старым. Таким образом, уже не фигурально, а на уровне художественной, а затем более широкой социальной практики выражение "новое - это хорошо забытое старое" стало движущей силой постмодернизации. Вскоре о постмодернизме заговорили и по отношению к литературе и прочим искусствам. Среди симптомов кризиса модерна принято выделять такие социальные катастрофы XX в., как Холокост (геноцид евреев во время Второй мировой войны) и Хиросиму. И то и другое свидетельствовало о том, что логика рационализации способна подорвать общество модерна изнутри, что слепая вера в прогресс может легко приобрести античеловеческие черты. Как уже не раз случалось, "насильственное осчастливливание" людей оборачивается колоссальными катаклизмами. Чтобы этого избежать, необходимо отказаться от метанарративного мышления вообще и принять плюрализм и относительность человеческих ценностей. Представляется, однако, что такое возможно только при уверенности, что подобный плюрализм и релятивизм не будут наносить вред правам человека. Полной уверенности в этом нет, и можно представить себе, что постмодернизм в социальной теории стал возможен только на основе развития общества благосостояния на Западе. Является ли это лишь интеллектуальной игрой или несет в себе положительный заряд продуктивной социальной критики, еще подлежит проверке временем. Противников идеи постмодерна остается достаточно много. Разумеется, среди них - марксисты разных школ, но не только они. Каждый из трех наиболее известных социологов-теоретиков по-своему пытается опровергнуть тезис о постмодерне. Юрген Хабермас говорит о том, что рационализация и рациональность недостаточно глубоко усвоены нашими культурами, и что модерн - проект "незавершенный". Рациональность еще может и должна послужить регулированию отношений между бездушной "системой" и "жизненным миром". Энтони Гидденс утверждает идею "позднего", или "высокого" модерна. Тем не менее многие социологи сосредоточивают свое внимание на культурных изменениях в ситуации постмодерна или, если они не согласны с таким подходом, позднего модерна. В частности, они пересматривают труды классиков, которые заложили основы современного социологического изучения общества модерна. “Модерн как современное индустриальное общество глубоко анализировался в произведениях ведущих социальных теоретиков XIX в. - Гегеля, Маркса, Токвиля, Вебера, Зиммеля и Дюркгейма. Их анализ - включая Маркса, несмотря на крах государственного социализма в нескольких частях света - остается во многом уместным и по отношению к сегодняшним обществам”.
|