Студопедия — ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА






1. Понятие общества в социологии.

2. Специфика общества как социальной реальности.

3. Три стратегии в изучении общества.

4. Основные теоретические традиции в изучении социальной реальности.

 

1. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Само понятие «общество» - это абстракция, позволяющая зафиксировать то общее, что присуще обществам конкретным. Следовательно, понятие «общество» - очень широкая категория. Можно сказать, что современное общественная наука возможна именно тогда, когда понятие «общество» начало приобретать свое нынешнее содержание – сумма людей и их социальных связей.

Не существует одного универсального определения понятия «общество». Единственное, что объединяет всех социологов в их трактовке общества, это то, что оно представляет собой особую, социальную реальность в отличие от природной.

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. В широком смысле оно охватывает все сущее, всю Вселенную, весь мир в многообразии его форм. В более узком смысле природа – вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Осуществление обмена веществ между человеком и природой – условие самой человеческой жизни. В процессе деятельности, направленной на удовлетворение своих потребностей, человек создает материальные условия своего существования, так называемую «вторую природу», культуру. Культура выступает как преобразованная человеком природа. И в этом преобразовании заключена самая суть человеческого способа существования в мире.

Человек и общество одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Человек есть существо биологическое, он принадлежит к классу млекопитающих. С другой стороны, он – существо социальное, активный участник исторического процесса. В самом общем виде социальная реальность есть не что иное, как сами взаимодействующие люди. Однако общество – это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Если понимать под обществом просто совокупность индивидов, которые живут в постоянном взаимодействии между собой, то придется признать наличие общества и у животных. Однако только люди образуют общество в собственном смысле слова, поскольку оно является целостностью надбиологической, т.к. общество основывается на единстве культурных норм, а не органических потребностях и стимулах. Наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных.

Сознание и труд – два важнейших элемента, отличающих человека от животных, а человеческое общество – от сообщества животных. Благодаря сознательной и целесообразной производственно-трудовой деятельности сформировалось общество. Только там, где существует производство, имеет место общество как социокультурное объединение людей. Материальное производство как преобразование природных объектов вызывает к жизни мир артефактов – «искусственных фактов», «содеянных вещей». С развитием техники и технологии мир артефактов, создаваемая человеком «вторая природа» становится все шире и многообразнее. При этом человек, изменяя природу, изменяет и самого себя.

В отличие от сил природы, которые действуют стихийно, человеческая история осуществляется через действия людей, наделенных сознанием и волей. Основой целенаправленной деятельности людей является стремление к удовлетворению своих потребностей, а материальным средством удовлетворения потребностей человека служит общественное производство.

Общественное производство представляет собой постоянный процесс взаимодействия людей с природой при помощи средств труда, приводимых в движение их коллективными усилиями на основе разделения и кооперации общественного труда. Конечным результатом общественного производства является создание материальных и духовных ценностей общества. Общественное производство – необходимое условие и материальная форма жизнедеятельности общества.

2. Социальная реальность создается в процессе социального взаимодействия субъектов, являясь результатом их жизнедеятельности. Основной обобщенный показатель социальной реальности – культура общества. Специфика общества как социальной реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Сама категория «социальное» является качественной характеристикой общества. Главное в социальном – это совместность, общность, взаимодействие.

В самом общем виде социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Отсюда исходным элементом социального является социальное действие. Смысл социального действия ориентирован на других людей и их поведение, поэтому квинтэссенцией социальной жизни выступает «ожидание», т.е. ориентация на ответную реакцию.

Несмотря на то, что люди в своих действиях стремятся к свободе, они всегда поступают вполне определенным образом. Все социальные действия, взятые вместе, создают некие социальные образцы, паттерны. Эти образцы формируют социальную структуру общества, которая в свою очередь оказывает влияние на поступки входящих в нее индивидов. Источник развития общества – деятельность субъектов. Процесс социализации – механизм воспроизводства социального.

Многочисленные концепции сущности социальной реальности поляризуются в рамках двух научных традиций. Представители первой считают, что общество в целом, социальные структуры и социальные институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействиям отдельных индивидов. Представители второго направления утверждают, что таковой реальностью обладают лишь отдельные индивиды.

Т.о., социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве. Социология как наука представляет собой анализ «социального». При этом социальное может рассматриваться на разных уровнях.

Уровни социальной реальности – индивидуальный, межиндивидуальный (на уровне взаимодействия между отдельными индивидами), групповой, на уровне социальных организаций, институциональный, на уровне общества в целом (социетальный). Выделяют также уровень мировых сообществ и цивилизационный уровень.

Главная задача социологии при исследовании различных звеньев социальной реальности и их взаимодействия друг с другом состоит в том, чтобы выявлять и научно обосновывать механизмы перехода от индивидуального к социальному, от социального менее общего порядка к социальному более общего порядка; определять степень соответствия или несоответствия поведения различных микро- и макросистем; устанавливать мотивы и стимулы этого поведения, их эффективность.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, проявления особых институтов, норм поддерживающих и развивающих эти связи.

Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Оно существовало и тогда, когда не было еще стран и государств.

Признаками или критериями общества, по мнению Э. Шилза, являются:

- оно не является частью более крупной системы:

- браки заключаются между представителями данного объединения;

- оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

- объединение имеет территорию, которую оно считает своей собственностью;

- у общества есть собственное название и собственная история;

- оно обладает собственной системой управления;

- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Согласно другой точке зрения, высказываемой некоторыми отечественными социологами, можно говорить о следующих признаках общества:

- территория, на которой происходит консолидация социальных связей;

- способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей;

- наличие главного стабилизирующего фактора: социальных структур относительно постоянных и целесообразно функционирующих;

- автономность общества и высокий уровень его саморегуляции;

- большая интегрирующая сила общества.

3. В ходе развития социологической науки сложились три основные стратегии в изучении общества как социальной реальности. Эти три стратегии в познании социальной реальности – объяснять, понимать и изменять общество.

Если общество – нечто объективное, живущее по объективным законам, а задача ученого – раскрывать эти законы, выявлять причинные связи, лежащие в его основе, использовать их для предсказания и контроля общественного развития, то речь идет о первой стратегии, стратегии объяснения, которую часто называют позитивизмом.

С точки зрения позитивизма социальная реальность, как и реальность природная, содержит в себе ряд закономерностей, которые существуют до познания и в принципе могут быть раскрыты и объяснены. С основе социальной реальности лежит определенный порядок, а тенденции и закономерности ее развития и функционирования не изменяются со временем. Мы может изучать ее по частям, а затем соединить их вместе для образования картины целого. Позитивисты считают, что изучать общество – значит изучать поведение людей. Человеческое же поведение зависит не от желания людей, а от законов социального мира, которые определяют причины и следствия событий. Вместе с тем эти законы действуют только применительно к большим группам людей, они не могут предсказывать поведение одного индивида в конкретной ситуации.

Вторая стратегия исходит из того, что изучаться должно не внешне наблюдаемое поведение людей, а значение социального действия. Исследователь должен стремиться понять социальную жизнь, т.е. раскрыть то, как люди конструируют социальное значение. Социальная жизнь существует по мере того, как люди придают ей значение, поддерживая ее через свои взаимодействия в процессе общения (коммуникаций). Именно люди сами определяют, как употреблять значения (смыслы) в постоянно меняющихся ситуациях. Социальная жизнь неминуемо подвергается интерпретации, и тем самым ей придается смысл.

Задача социолога заключается в том, чтобы понять и проинтерпретировать то, как люди творят и поддерживают свои социальные взаимодействия, чтобы «прочитать» изучаемые ситуации взаимодействия в целях раскрытия системы значений. Отсюда и название этой стратегии – понимающая или интерпретирующая социология. С точки зрения понимающей социологии, общество представлено в виде результата множества взаимодействий людей. Но это не означает, что человеческое поведение никак не упорядочено.

Третья стратегия в изучении общества своей главной задачей полагает дать рекомендации по изменению общества. Истоки это направления связаны с деятельностью революционных движений XIX в., стремившихся научно обосновать направленность общественных преобразований буржуазного общества. Первым представителей этого направления был К. Маркс, который считал коммунистическую революцию закономерным итогом развития буржуазного общества. Однако произойдет это не автоматически, а через деятельности людей.

Современная социология именует данную стратегию в изучении общества критической социальной наукой, которая видит свою задачу в том, чтобы раскрыть реальные структуры мира, помочь людям изменить существующие условия и построить для себя лучший мир.

Критическая социальная наука принимает во внимание, что в реальной жизни существуют и стабильные структуры, и люди, которые совершают социальные действия, поступки, исходя из собственных целей и интересов. Т.о., хотя люди и живут в мире всеобъемлющих структур, последние не полностью определяют уровень их возможностей и оформляют их мнения и поведение. Люди могут развивать новые пути видения, которые позволят изменить эти структуры, отношения и даже законы. Т.е., согласно критической воззрению, люди могут менять условия своей жизни.

Согласно критической социальной науке, социальная реальность постоянно маскируется, скрывает себя, выдает себя за нечто иное – за то, что лежит как бы на поверхности. Критическая социальная наука как раз и пытается вычленить эти скрытые структуры, определяющие социальную реальность, развивая динамический уровень анализа, т.к. скрытые структуры находятся в постоянном изменении. Этого можно достичь, изучая социальные конфликты и противоречия.

В современной социологии не существует единого подхода в изучении общества. Ее называют мультипарадигмальной наукой, поскольку в ней нет единой общепринятой стратегии, а есть различные, каждая из которых неизбежно упрощает социальную реальность. Чаще всего исследователи, выдвигая научные тории и проводя социальные исследования, придерживаются одного из трех подходов, но иногда соединяют элементы разных.

4. В социологи существует несколько теоретических традиций в изучении общества как социальной реальности.

Модель социальной реальности можно построить в зависимости от характера связей, лежащих в ее основе. В социологи существует три модели: в первой общество концептуализируется как функционирующая, интегративная система; во второй – как динамическая, охваченная конфликтами система, основанная на конкуренции и эксплуатации. Обе эти модели строятся на основе применения системного подхода, часто дополняемого функциональным анализом. Третья модель рассматривает социальные явления и связи на микро- и интерперсональном уровне.

Наиболее разработанным и часто применяемым в социологии является системный подход к освоению социальной реальности. Исходными при анализе системы являются принципы целостности и иерархичности. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. В исследовании общества особое значение приобрели функциональные связи, определяющие порядок включения части в целое.

Совокупность функций позволяет представить объект как иерархически организованную систему, т.е. перейти от познания строения системы к познанию ее организации – структуры. Структура как упорядоченность отношений связывает элементы системы и обеспечивает ее равновесие.

Существенной чертой любой системы является интеграция, т.е. процесс и механизм объединения частей. Поскольку в любой системе реализуется принцип «целое всегда больше суммы входящих в него частей», последние обладают неким «интеграционным эффектом», т.е. системными качествами. Усложнение организации некоторых систем приводит к возникновению такого качества системы, как саморазвитие.

Основными элементами социальной системы являются люди, их связи и взаимодействия. Важнейшими характеристиками социальных систем являются максимальная сложность по сравнению с другими системами, способность ставить и достигать цели, уникальность.

Выделим основные системные параметры, характеризующие общество как социальную систему:

1. Иерархичность. Общество – сложная система, характеризующаяся сложным сочетанием различных уровней организации и субординации между ними.

2. Саморегуляция. С одной стороны, общество обеспечивает поддержу и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений, с другой стороны, постоянно корректирует свою деятельность, учитывая обратное влияние окружающей среды.

3. Открытость. Открытость означает прежде всего такое свойство системы, при котором она имеет возможность непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Именно таким образом социальная система взаимодействует с окружающей ее средой – природой, иными социальными системами.

4. Информационность. Человеческая деятельность основана на информационных процессах, а многие ее виды немыслимы без использования социальной информации.

5. Самодетерминированность. В общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих. Однако социальная система представляет собой такую систему, в которой отсутствует фатальная детерминация. Общество, являясь открытой системой, обладает ее фундаментальной характеристикой – нелинейностью, которая предполагает непрерывность выбора альтернатив развития.

6. Самоорганизация. Общество как сложная, многомерная система способно к упорядочению своей внутренней структуры, согласованию развития отдельных элементов.

Общество как социальная система подробно рассматривалось в рамках структурного функционализма, наиболее известными представителями которого являются Т. Парсонс, Р. Мертон. Они рассматривали общество как систему взаимозависимых составляющих, вместе образующих единое целое, поставив во главу угла изучение различных элементов социальной системы с точки зрения выполняемых ими функций по отношению к более широкому целому.

Основополагающей категорией Т. Парсонса является социальное действие, а центром его концепции – учение о механизме социального действия. Согласно Парсонсу, любой «единичный акт» социального действия как особого вида реальности имеет следующие характеристики: 1) цель (или представление о будущем состоянии события); 2) средства; 3) момент объективной обусловленности – ситуация; 4) субъективно нормативный момент, когда связь целей и средств складывается под влиянием институциализированных и внутренне принятых стандартов.

Стержнем всей концепции Т. Парсонса является проблема порядка в обществе или, проблема поддержания состояния равновесия социальной системы. Для социальной жизни, по его мнению, более характерны взаимная выгода и кооперация, чем враждебность и уничтожение. Общество представляет собой такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы - индивид, как действующее лицо. Личности не выступают в социальных отношениях в качестве целостных личностей, а осуществляют лишь частичное участие в социальной жизни через выполнение социальной роли. Все общество оказывается совокупностью статусов (позиционный аспект) и ролей (процессуальный аспект).

Социальное равновесие в системе достигается с помощью двух процессов: 1) социализации, обеспечивающей включение культурных ценностных ориентаций и ролевых ожиданий в систему ориентации личности; 2) институциализация, значимость которой проистекает из потребности общества в жесткой функциональной организации. Социальные институты с помощью социальных норм, ценностей и общих образцов организуют и поддерживают состояние равновесия в обществе.

Согласно Парсонсу, социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

- адаптации по отношению к внешней среде – эту функцию выполняют в обществе экономические институты, которые обеспечивают людям необходимый минимум материальных благ;

- достижению цели как общей ориентации членов общества – эту функцию выполняют политические институты, которые направляют социальную активность его членов;

- интеграции как способу достижения определенного уровня солидарности - главным институтом, посредством которого реализуется эта функция в обществе, является право, а также другие институты социального контроля;

- латентным моделям поддержки (поддержания образцов) – в обществе эту функцию реализуют социальные институты (семья, религия, образование), которые обеспечивают внутреннее единство системы, его сохранение и воссоздание посредством усвоения членами общества его норм, основных ценностей, обычаев, традиций и т.д.

Однако стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Парсонс описывал состояние социальной системы в терминах «подвижного равновесия», движения от простых к более сложным формам общества, эволюции как повышение адаптивной способности систем.

Р. Мертон предпринял попытку развить и усовершенствовать функциональный анализ, сделать его более пригодным для динамического, процессуального представления о социальной системе. Он сосредотачивал внимание на разного рода отклонениях, напряжениях, противоречиях, конфликтах в социальной системе.

Мертон считал, что не стоит переоценивать степень единства в системе, особенно в сложных, сильно дифференцированных обществах. Следует исходить также из того, что любая часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна. Мертон различал также явные и латентные функции. Явные функции – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы. Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в измерения и не были осознаны.

Структурно-функциональный анализ, с одной стороны, открыл новые пути научного исследования общества, с другой – оказался ограниченным в своих возможностях.

Исследователи, работающие в рамках противоположного подхода – конфликтологического (Р. Дарендорф, Л. Козер), подчеркивают неустойчивость, свойственную социальным системам, рассматривают конфликты как основу общественной жизни.

Согласно Р. Дарендорфу, любое общество постоянно находится в процессе изменений. В каждом обществе есть несогласие и конфликт. Каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими. Суть социального конфликта в теории Дарендорфа составляет антагонизм власти и сопротивления. Власть порождает конфликт. Причинами социального конфликта являются неравенство положений, занимаемых людьми в обществе и, соответственно, неравенство ролей.

Картина социального мира, с точки зрения Дарендорфа, представляет собой поле боя, где разворачивается борьба между различными социальными группами. Конфликт занимает центральное место в жизни общества, а порядок носит черты временного перемирия, являющегося следствием победы одной из сторон. Способами разрешения конфликта не могут быть ни его интегрирование, ни подавление. Конфликт вообще нельзя разрешить, но так как конфликты могут приобретать острую форму, задача общества – распознавать и регулировать их.

Л. Козер также считал конфликт продуктом внутренней жизни общества, существующего в нем порядка. Конфликт не является проявлением «расстройства» общества, играя позитивную роль в обеспечении устойчивости социальной системы.

Козер раскрыл следующие позитивные функции социального конфликта в обществе: 1) разрядка напряженности между противниками, что служит поддержанию и сохранению их взаимоотношений, а значит, и интеграции социальной структуры; 2) укрепление человеческих отношений через взаимную информацию друг о друге, обретаемую в ходе столкновений; 3) сохранение солидарности внутри групп, т.к. противоборство с врагом помогает поддерживать сплоченность группы; 4) стимулирование и возбуждение социальных изменений, т.к. конфликт является стимулятором в порождении новых норм, институтов, преобразований в экономической и технологической сферах.

Дарендорф и Козер пришли к выводу о том, что главное для общества – не допускать разделения конфликтующих сторно на две противоположности, т.к. это грозит распадом социальной системы. Но в современных сложных обществах конфликты перекрестны и не совпадают, т.е. для них характерно сочетание множества интересов, а конкретные индивиды могут принадлежать одновременно как к господствующим, так и к подчиненным группам. Это уравновешивает ситуацию в обществе, предотвращает его нестабильность.

Хотя функционализм и теория конфликта различны по своей сущности, они базируются на системном подходе к обществу. Третья модель строится по иному принципу. В ней понятие общества располагается в субъективном сознании индивида.

Представители символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гоффман) считали, что социальный мир является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Так, общество трактовалось Мидом, как обмен жестами, предписывающий использование символов. Основным принципом социальной организации он считал коммуникацию. Специфика коммуникации между людьми – ее символичность. Движения, жесты несут в себе культурное значение, которое понятно общающимся. Основой социального порядка является система субъективно значимых символов. В акте социального взаимодействия участвуют индивиды, прошедшие социальную обработку в процессе социализации и воспитания. Социальная жизнь может продолжаться, если значения символов в большей степени воспринимаются и разделяются другими членами общества. Поведение человека определяется также культурой, социальными ролями и институтами. Культура общества предлагает приемлемые, одобряемые типы поведения для конкретных социальных ролей. Хотя культура и институты через социальные роли влияют на поведение людей, у них все же остается значительный выбор, как конкретно действовать.

Критики символического интеракционизма считают, что он не учитывает влияние социальной структуры общества на поведение людей и не дает объяснения того, почему члены общества обычно ведут себя в рамках социальных норм.

Т.о., следует отметить, что не существует единственно верного ответа на вопрос: что такое общество? Подход к социальной реальности зависит от той теоретической традиции, в рамках которой работает исследователь. Одни социологи акцентируют внимание том, как структура общества влияет на поведение людей, другие – на том, как через деятельность людей создается общество.

В современной социологии активизируются попытки создать синтезированную модель социальной реальности, в которой преодолевались бы противоречия структурных и деятельностных взглядов на социальную реальность, сочетались бы все преимущества различных подходов. Т.е., складывается третья традиция в изучении общества – интегративная стратегия познания общества как социальной реальности, которая имеет большие научно-практические перспективы.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 794. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия