Проблема идентичности личности.
Вернемся к понятию «идентичности». Этот термин широко используется в научной литературе (особенно западной), посвященной проблемам отношений человека и общества. Идентичность происходит от латинского корня идем, что подразумевает тождественность, непрерывность. В философии этот термин имеет довольно долгую историю. Его связывают с возникновением индивидуализма в эпоху индустриализма. В этом значении понятие «идентичность», как принято считать, берет начало в работах Д. Локка и Дэвида Юма. Однако вплоть до 20 века этот термин не был популярен; он стал широко применяться лишь с 1950-х гг. в США после публикации таких книг, как «Одинокая толпа» Рисмена, «Идентичность и тревога» Стайна. В этот период термин идентичность широко используется для поиска ответа на вопрос: кто кем в действительности является? Известный психоисторик Эрик Эриксон (1902-1944) видел идентичность как процесс, сосредоточенный в сущности человека и в сущности общественной культуры, к которой данный индивид принадлежит. Идентичность, согласно Эриксону, - это процесс, который фактически устанавливает тождество идентичностей человека и культуры. Позже Эриксон ввел понятие "кризис идентичности", что стало частью его модели жизненных стадий. В рамках его концепции, в частности, юность определяется как универсальный кризисный период потенциального расстройства идентичности, который может быть впоследствии разрешен через принятие идеологии общества. Он считал, что людям свойственна универсальная психологическая потребность в системе идей, которые могут представить убедительную картину мира. Поэтому личный кризис часто может быть тесно связан с историческим моментом. Впоследствии понятие "кризис идентичности" стало общеупотребительным; например, в 1970-е гг. было модно говорить о "кризисе идентичности середины жизни". Кризис идентичности не обязательно отражает перемены в обществе, он может быть связан с тем, что происходит с самим человеком (изменение возраста, состояния здоровья, семейного положения, статуса и т.п.). Сложности определения современной идентичности связаны с тем, что традиционная община, с которой индивид уверенно идентифицировал себя, в индустриальном обществе была разрушена. Сложившаяся ситуация может быть рассмотрена с оптимистических или пессимистических позиций, и оценка ее может быть противоречива. Согласно оптимистической версии модерн привел к усилению индивидуальности и возможности выбора среди широкого спектра идентичностей. Таким образом, у людей стало больше возможностей открывать именно свое внутреннее "Я", а не то, что искусственно навязано традицией, культурой или религией. Пессимисты же говорят о расширении массовой культуры. Проблемы идентификации в посткоммунистической России. В России после Октябрьской революции "самоопределяющийся субъект" находился в положении объекта - "винтика" в гигантской машине государственного механизма. Советское общество было похоже на традиционное своей бес-субъектностью индивида, социальная идентичность отождествлялась с государственной и гражданской. Принимать государственную идеологию и общую систему ценностей, демонстрировать одобряемые "сверху" верования, осуждать инакомыслие и т.д. было безоговорочным требованием, предъявляемым к каждому члену общества. Таким образом, складывалась идентичность с ориентацией на всеобщее усреднение. "Быть простым", "быть как все", "не отрываться от коллектива" считалось хорошим тоном. Вслед за падением коммунистического режима в России и демократизацией общества должны последовать и изменения идентичности "постсоветского" индивида. В посткоммунистической России смена идентичностей в чем-то похожа на процесс культурно-исторического перехода от застойного традиционного общества к динамичному современному. В меняющемся обществе идентичность находится под влиянием изменения социальных взаимосвязей, динамики функций основных социальных институтов, многообразия культур и идеологий, борьбы различных корпоративных и групповых интересов. В сегодняшней России наблюдается борьба многообразных элит: политических, экономических, религиозных, культурных, этнических, криминальных, каждая из которых стремится расширить свое влияние и "символический капитал", принять участие в конструировании социального пространства. Отдельные же бывшие "простые советские люди" идентифицируют себя с той или иной общностью, стремясь реализовать свои потребности в защите, самовыражении и т.д. В то же время изменение самих личностей и их мироощущения, понимания ими своего места, роли и статуса в обществе влияет на дальнейшие изменения в обществе. Исследования идентичности в российском переходном обществе ведутся, в частности, в Институте социологии РАН под руководством В.А. Ядова. Представители этой школы считают, что социальное поведение личности зависит от "уровня идентификации" с более узкой или более широкой общностью. Кризисные условия обостряют стремление к групповой защите, солидарности, поиску стабильности, поддержанию самоуважения. Живя в нескольких социальных пространствах, более или менее близких к повседневной жизни, большинство людей идентифицируют себя в первую очередь с ближайшим окружением - семьей, друзьями, коллегами, то есть доминирующую роль начинают играть контактные группы или относительно небольшие общности, а не государство. В социологической периодике последнего времени встречаются работы, посвященные отдельным аспектам этого процесса. Например, отмечается, что люди, шагнувшие по социальной лестнице вверх, стремятся идентифицировать себя с какой-либо "средней социальной группой" (профессиональной, этнической и т.д.), тогда как люди, чей статус понизился, идентифицируют себя на уровне небольших контактных групп (коллег по работе, родственников). Отмечается также рост этнической идентификации, являющийся, по всей вероятности, следствием распада СССР и усиления самостоятельности субъектов Российской Федерации. Отмечается также, что идентификация зависит от возраста: молодежь, как правило, не идентифицирует себя с большими общностями (советский народ, россияне), легче приспосабливаясь к новому обществу, тогда как пожилые люди чаще склонны жалеть о распаде СССР, стремясь к сохранению своих прежних идентификаций. В целом в современной России происходит процесс "демократизации идентичности": человек осознает свое право быть особенным, выбирать свой образ жизни, солидаризоваться и идентифицировать себя с различными группами. В то же время осознается право других быть не такими, как я, иметь свои собственные религиозные, политические, семейные, культурные и прочие ценности, происходит переход от прозрачной ясности социальных идентификаций советского типа к групповым солидарностям "постмодернистского" типа, где все неустойчиво и лишено какого бы то ни было вектора, называемого социальным прогрессом.
|