Тезисы лекций.
1. Понятие общества в социологии. Элементами социальной жизни общества являются на микроуровне - индивиды, на макроуровне – социальные группы и социальные институты. Понятию общества свойственен дуализм – с одной стороны это простая совокупность индивидов, объединенных рядом общих признаков, социальной связью и постоянным взаимодействием. С другой стороны – общество предельно обобщенное абстрактное понятие. Современные социологи наполняют это понятие конкретным содержанием. В истории социологии нет единого определения понятия общества. Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. П. Сорокин считал, что общество – это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество – это объединение людей связью взаимодействия. По мнению Э. Шилза общество – это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности. Из этих определений следует, что общество – это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество – это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей. 2. Типологии общества. Географическое, временное и стадиальное многообразие человеческих обществ заставляет социологов постоянно совершенствовать типологии современных обществ, искать новые основания классификаций. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как её начальную, первую фазу). Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества. Немецкий социолог Ф. Тённис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ – допромышленного, традиционного (Гемайншафт – сельская, крестьянская община) и современного, промышленно – городского (Гезельшафт). Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном понимании - отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т. е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т. е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения).
В информационном обществе отмечается: Ø Трансформация систем экономики: информация ее главная составляющая. Ø Классовая структура заменяется статусной иерархией. Ø Статусная иерархия не на основе профессий, а на основе образования уровня культуры и ценностных ориентаций. Ø Концепция “символического капитала” П. Бурдье). Ø Трансформация структуры формальной и неформальной власти. Ø Общества избыточного потребления. Теория Д. Гэлбрейта Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество – это не просто сумма индивидов и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество – системное, где отношения носят надиндивидуальный характер. Следовательно, общество – это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам первична, обладает интегральными качествами.
Список рекомендуемой литературы: 1,5,15,18,19,45,55
|