Тема 11. Социология семьи и гендера
1. Семья и гендер. Для того, чтобы понять, какова связь этих двух не только социологических понятий, но и общественных явлений, нужно разобраться, что представляет из себя каждое из них. Начнём с первого: семья – это объединение двух и более граждан по кровному родству, брачным узам, юридическим нормам. У каждого из нас есть родители, опекуны, родственники; у взрослых есть брачные партнёры, дети; у совсем взрослых – внуки и даже правнуки. У каждого из нас есть семья и, независимо от взглядов на жизнь, мы осознаём её ценность и важность. А что же такое гендер, кроме того, что это «слово, которое часто звучит в новостях и научных программах»? Термин «гендер» (от англ. «социальный пол») вошёл в обиход из социологии и психологии и означает социально-ролевой статус человека: социальные возможности каждого пола в образовании, профессиональной деятельности, доступ к власти, семейные роли; особенности социального поведения, стиля жизни и способа мышления. Если мы говорим о гендере, то имеем в виду психологические, социальные и культурные отличия между мужчиной и женщиной. Возникает вопрос: зачем связывать семью, которая объединяет мужчину и женщину, характеризует их взаимоотношения, и гендер, который подразумевает их различия? С одной стороны, так и есть, но с другой, - гендер касается не только мужчин и женщин как отдельных индивидов, а и отражает отношения между ними как социально-демографическими группами и гендерные отношения в целом – то, как реализуются социальные роли мужчин и женщин, девочек и мальчиков, как они социально выстраиваются. 2. Мужские и женские роли в обществе формируются и определяются социально. Поэтому их изменение в сторону более справедливого распределения ресурсов и доходов, прав и обязанностей является способом достижения реальной гармонии и обеспечения прав человека. То есть концепция гендера ставит в центр проблемы не женщин или мужчин, а отношения между полами. Именно эти отношения в наиболее развёрнутой форме отражены в семье. Существует мнение, что семья является последним приютом для человека, спасением от стрессов, порождаемых окружающим миром. Однако, как показывают социологические исследования, большее количество конфликтов припадает именно на семью. В наше время причиной многих конфликтов в семье является разлаженность в ролевых ожиданиях её членов. Различное понимание ролей «хорошей» жены или «хорошего» мужа приводит к потере взаимопонимания, без чего невозможна слаженность действий в семье. Социологические исследования также показывают, что у молодёжи, которая ещё не пребывала в браке, представления о модели «хорошего мужа» и «хорошей жены» не только традиционные, а даже больше – довольно примитивные: молодые женщины и мужчины уделяют больше внимания именно традиционно-инструментальным ролям жены (хорошая хозяйка, красивая, аккуратная внешне), а не ролям, которые наиболее важные для современной семьи – эмоциональной, экспрессивной. 3. Гендерные стереотипы. Своё значительное отражение в семейной сфере находят гендерные стереотипы. Общество постоянно оценивает личность, исходя из исполнения ею своих социальных ролей. При этом от женщины и мужчины общество традиционно ожидает выполнения разных ролей. Это разделение общественного и семейного труда повлекло за собой и различные критерии оценки. Так, согласно исторически сформировавшимся патриархальным стереотипам, которые, не смотря на общественный прогресс и тенденции к равноправию, ещё имеют место, мужчин принято оценивать по трудовым и профессиональным успехам, а женщину – прежде всего по наличию семьи и детей. Недаром существует поговорка: «для женщины семья – вторая работа, а для мужчины работа – это вторая семья». Согласно с таким разграничением важным условием самореализации для женщины является успешный и своевременный брак. Женщина, не создавшая семью, считается неудачницей, её называют «старой девой». Мужчину, который никогда не женился, не считают неудачником, для него нет соответствующего прозвища. С другой стороны, успешность самореализации мужа связывается с его карьерой, часто со статусом в обществе. Сегодня, по данным исследований, большую часть (70-80%) домашней работы, как и раньше, делают женщины. Замечено, что чем больше времени жена работает вне дома за плату, тем больше домашних дел она выполняет; при этом общая её загруженность возрастает. Мужья работающих женщин обычно помогают им по хозяйству не больше, чем неработающим, и общая загруженность мужчин (в семье и на работе) реально становится тем меньше, чем больше работает жена. Ситуацию с ведением домохозяйства усложняет недостаточная развитость сферы бытовых услуг и уменьшение количества внешкольных учреждений, которые помогли бы женщинам совмещать семью с работой. Существует комплекс причин, которые приводят к разрушению семьи и разводу. Одной из самых весомых является «двойная занятость» - психологическая нагрузка на женщин в браке, которая вызывает постоянную усталость, ведёт к ухудшению, а в дальнейшем – и к разрыву семейных отношений. Стремясь облегчить своё существование, временами не осознавая этого, женщина освобождается от брака, от мужа, которого нужно обслуживать. В частности, матери-одиночки считают, что развод с мужем резко сокращает время на домашнюю работу. Женщины практически никогда не называют эту причину, поскольку, во-первых, не каждая женщина способна это осознать, во-вторых, из-за распространённого в обществе стереотипа хорошей жены, которая «успевает всё». О важности помощи мужа для стабилизации семейных отношений и хорошего самочувствия женщин свидетельствует факт, что в семьях, где супруги совместно выполняют домашние обязанности, более 60% женщин оценивают свой брак как счастливый, а там где этого нет, 80% женщин неудовлетворенны браком. То есть должно существовать в семье взаимопонимание того, что и муж и жена в равной степени имеют право на самореализацию, как в профессиональной, так и в творческой сфере. Проблемой также является то, что существует ощутимый гендерный дисбаланс в процессе воспитания детей. Например, в Казахстане треть детей воспитывается одинокими матерями, не ощущая заботы и присутствия отца в своей жизни. Удельный вес собственно «отцовских» семей – около 1%. Права отца на опекунство, гарантированные Конституцией, Кодексом о семье и браке, на практике часто нарушаются. Так, большая часть детей после развода родителей живут с матерью. При этом пожелания родителей, которые имеют равные задекларированные права, во внимание принимаются довольно редко. Дети остаются с отцом чаще всего только тогда, когда матери сами от них отказываются. Независимо от типа семьи, для матерей и отцов сложно совмещать продуктивный труд с родительскими обязанностями. Одним из прорывов в решении этой проблемы является привлечение обоих родителей к воспитанию ребёнка. Подведя черту под всем вышесказанным, следует отметить, что современная эгалитарная концепция семьи предусматривает, что и женщина, и мужчина равны как личности и поэтому должны иметь равные возможности для собственного развития. Семья должна существовать на таких основных принципах, как одинаковые права, обязанности и возможности мужчин и женщин во всех сферах семейной жизни; семья должна быть суверенной в принятии решений относительно экономического и демографического воспроизводства. Список рекомендуемой литературы:3,5,10,23,30,45.
|