Правила и их виды
Сущность правил. Правила и права. Термин «правила» не имеет однозначного толкования. Он широко используется в отношении к институтам, организации производства, фирмам, структурам стимулов, стандартам мер и весов, идеологии, культурным нормам, неформальным и формальным ограничениям, конституциям, устройству семьи, политическим партиям, государству, привычкам, обычаям, правам собственности, контрактам, праву, трасту, репутации, моральным принципам. Для того чтобы отчасти прояснить путаницу в терминологии, воспользуемся таксономией затронутого вопроса. В общем виде система правил поведения может быть представлена в интерпретации В. Ванберга следующим образом (рис. 3.1). Правила поведения делятся на естественно наследуемые, данные и благоприобретенные, передаваемые через культуру. Последние в свою очередь делятся на личные и социальные, а социальные – на неформальные и формальные. Наконец, формальные социальные правила включают «частное» и «общественное» (публичное) право. «Частное» право регулирует поведение не только отдельных индивидов, но и негосударственных организаций. В рамках «общественного» права выделяются правила, ограничивающие деятельность правительства и государства1. Несомненно, такая классификация полезна, потому что помогает понять многообразие правил, о которых ведут речь теоретики общественного выбора. Однако ей присущи и недостатки, так как она пытается отразить существующую структуру, а не процесс ее происхождения и дальнейшего развития. Также она не показывает взаимосвязи и взаимовлияния различных правил. Реальная жизнь богаче этой схемы, поскольку правила постоянно предполагают и отрицают друг друга, находясь в движении, а не в застывшем состоянии. Например, неформальные социальные нормы формализуются, закрепляются в праве; не подкрепляемые санкциями формальные правила деформализуются.
Рис. 3.1. Классификация видов правил (по В. Ванбергу) Элиас Л. Халил, принадлежащий к институционально-эволюционному направлению, предложил использовать слово «канон» (правило, предписание) как самый широкий из подходящих терминов и рассматривать дифференциацию канонов по двум признакам2. Согласно идеям Джона Ролза, выдвинутым в 1955 г., горизонтальная ось связана с формальностью (табл. 3.1). В соответствии с описанием правил и принципов Рональда Дворкина, данным в 1977 г., вертикальная ось отражает рациональность. На практике трудно различать формальные и неформальные каноны. Прежде всего формальность можно расположить между санкционированными государством (формальными) законами и спонтанно выработанными (неформальными) обычаями. Это различие дается в работах Ф. Хайека при характеристике «спонтанного порядка»3. Такой порядок является результатом множества экономических обменов, ограниченных развитыми всеобщими правилами поведения в отличие от выработанных государством правил. Это значит, что запрещение воровства, безбилетничества и нарушения контрактов формально настолько, насколько оно приведено в действие государством, которое удерживает монополию на применение насилия. Это подразумевало бы, что сообщества без гражданства не имеют формальных канонов против воровства и убийств; запрещение подобных действий попадает в категорию таких же спонтанно порождаемых обычаев. Таблица 3.1
|