Индийская предфилософия
Первыми источниками информации о жизни древнеиндийского общества является так называемая ведическая литература. Она составлялась примерно с 1500 до 600 гг. до н.э. По своему содержанию она преимущественно религиозная, мистическая. Но в ней содержатся и сведения об экономической, классовой и социальной структуре общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом. Ведическая литература стала складываться в тот период, который начинается с прихода в Индию индоевропейских ариев, а завершается возникновением первых государств. В это время пастушеские, кочевые племена превращаются в землевладельческие, ремесленнические. Возникает торговля. Как следствие этого, происходит иерархизация общества. Появляются варны (в Европе они назывались кастами). Термин "варна" означает "покров", "оболочка", "цвет", "окраска". Таких варн образовалось четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая из них имела свой цвет: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна занималась традиционной профессией. Монополией брахманов стал умственный труд; кшатриев – воинский; вайшьи – земледелие, ремесло, торговля; шудра – самый низменный труд. Происхождение варн – божественное. Они появились вследствие того, что боги принесли в жертву Пурушу – человека – Вселенную: брахманом стали его уста, руки – кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра. Ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды ("ведение"), старейшая из которых Ригведа (знание гимнов). Более поздними являются брахманы, а завершаются Веды Упанишадами (буквально "сидеть около", то есть у ног учителя, получая наставления). Древнеиндийская философия разделяется на четыре периода: 1) ведический период (1500-600 гг. до н.э.); 2) эпический период (600 г. до н.э.-200 г. н.э.); 3) период сутр (V в. до н.э.-II в. н.э.); 4) схоластический период – со II века н.э. В ведической литературе наблюдается зарождение переходных форм от мифологического мировоззрения к философскому. Это происходит уже в Ригведе и достигает своей вершины в Упанишадах. В Ригведе ставится вопрос о единстве всего существующего: Един Огонь, многоразлично возжигаемый, Едино Солнце, всепроникающее, Едина Заря, всеосвещающая, И едино то, что стало всем этим. Единое отождествление первоначально с различными богами, каждый из которых "отвечает" за определенный участок Вселенной. Оно было Индрой, Митрой, Варуной, Агни, а также небесной птицей Гарутман. Индра – бог грома, молнии, грозы; Митра – бог солнца; Варуна – бог неба; Агни – бог огня; Гарутман – небесная птица, символизирующая солнце. Единое также носит название богов Яма (бог смерти) и Матаришван – воздушное существо. Первоначально единое бытие было водами, которые размышляли, предавались тапасу (тапас – аскетизм, изнурение плоти, теплота): "Как бы мы могли размножаться?" Под воздействием размышлений и теплоты (тапаса) появилось золотое яйцо, которое плавало в водах целый год. Из яйца возник человек. Тогда не было ни сущего, ни не-сущего; не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было различия между ночью и днем. Было лишь Единое, зародившееся от великого тапаса, имевшего желание, то есть первую мысль как связку между сущим и не-сущим. Вследствие желания возникло мироздание. Боги же появились после него. Таким образом, тапас – желание, вожделение – явился основой всего сущего. Он породил риту – космический мировой порядок, закон, обычай, а также истину. Из них, в свою очередь, появилась ночь; из ночи – морские воды, из вод вышел год – повелитель дней и ночей. Затем были созданы солнце и луна, небеса и земля, воздушное пространство и свет. В эту древнюю эпоху всеми людьми чувствовалось несовершенство мира, слабость человека, что вело к необходимости признания существования высшего духа в качестве наставника, к которому мог бы обратиться человек в тяжелую минуту. Поэтому люди обращались к Небу, как неизменному, вечному. Солнце, луна и звезды могут изменяться, буря – рассеяться, облака уплыть. Небо же остается. Так небо было обожествлено. Вскоре была обожествлена и земля. Сначала Земле приписывались лишь физические свойства – необъятность, плодородность, дающая мед, полная молока. Затем Небо и Земля наделяются человеческими качествами ("неразрушимые", "отец", "мать"). Потом прибавились моральные атрибуты – благодеяние, всеведение, праведность и др. Земля и Небо рассматривались сперва как независимые друг от друга существа. Но вскоре они стали пониматься как взаимосвязанные: Земля – родящая мать, а Небо – оплодотворяющее Землю. Оба они всеобщие родители, которые дают жизнь всему созданному, дают средства существования. Все находящееся между Небом и Землей – создано ими, то есть Небом и Землей. Должен был возникнуть вопрос: кто создал Небо и Землю? Не замедлил появиться и ответ: они созданы богами Агни,Индре или Соме (соответственно: бог огня; бог грома, молнии и грозы; бог луны). Богом Неба является Варуна (от слова "вар" – покрывать, охватывать). Он – тот, кто покрывает или объемлет. Он "словно мантия" покрывает все звездное пространство небес вместе со всеми своими созданиями и обителью. Постоянным спутником Варуны является Митра. Если они упоминаются вместе, то это означает день и ночь, мрак и свет. Варуна следит за миром, наказывает грешников и прощает грехи тем, кто молит о прощении. Варуна стоит на страже закона, который носит название рита (ход вещей). Все, что совершается в мире, в качестве своего начала имеет риту. Чувственный мир – это тень или мысль риты, то есть постоянной реальности, остающейся неизменной при всех изменениях во Вселенной. Всеобщее предшествует частному, то есть рита существует до появления всех феноменов. Маруты (старшие боги бури) приходят издалека от местопребывания риты. "Гимн Пуруше" представляет собой антропоморфическое основание мифологического мировоззрения на сотворение мира, строительным материалом для которого было тело великого Пуруши. Акт творения рассматривается как жертвоприношение, в котором Пуруша является жертвой. Пуруша – это все в этом мире, что было и будет. Боги, совершая жертвоприношение, приносили пурушу в жертву. От него возникли лошади и другие животные с верхними и нижними зубами, коровы, козы и овцы, варны, а также боги и другие естественные явления. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце. Из уст – Индра и Агни, из дыхания – ветер. Из пута возникло воздушное пространство, из головы – небо. Из ног – земля, страны света – из слуха. Так распределялись миры. В Упанишадах религиозно-мифологическое миропонимание теряет свои господствующие позиции. В отдельных местах уже говорится о существовании самостоятельных видов знания (наук – видья), в числе которых упоминаются хронология, логика, этимология, грамматика, астрономия, военная наука, наука чисел. В особую область знания складывается и философия. Правда, самостоятельного термина для нее еще нет.
|