СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
При исследовании проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм теоретики права иногда кратко освещают либо вообще опускают общие вопросы, в частности, такие: с помощью каких средств упорядочивались древние человеческие сообщества, как представлялись людьми ненормативные и нормативные регуляторы общественных отношений, на каких принципах базировались понятия человеческой веры, нормы и нормативности, что собой являли и что сегодня есть социальные нормы? Известно, что с древних времен человеческие сообщества упорядочиваются на основе процессов регулирования (регуляции) поведения людей, общественных отношений, в которых ясно выражены начала самоорганизации систем, действующих в условиях возрастания факторов сознательности и субъективности. Уже в тот период в суждениях человека присутствовало четко выраженное представление того, что за всяким порядком стоят законы и закономерности бытия, действующие в природе и обществе. Жившие в те времена люди, вынужденные сами регулировать свое поведение, опираясь не столько на точные знания, сколько на интуицию, воображение и фантазию, неведомо как нашли и установили основные парадигмы нормативного мышления, сформулировали универсальные понятия (обычай, закон, справедливость, преступление, наказание и др.), которые сегодня наша наука подтвердила и не собирается опровергать и которые продолжают существовать, несмотря на смену научных представлений и даже научных взглядов на мир. Онтологический подход гласит: все, что в природе и обществе возникает в соответствии с законом, все сообразно закону, все имеет право на существование и на место в пространстве и во времени. И наоборот: что является в мир вопреки законам либо вне законов, поздно или рано исчезает, выпадает из процессов самоорганизации и упорядочения жизни. 7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 141
Понятия веры человека, ненормативности, нормы, нормативности неотделимы от сознательной деятельности людей, их общественных связей, контактов, способов их бытия. Сама норма в этом смысле не есть нечто, стоящее вне общества, общественных отношений над ними. Она органично вплетена в жизнь и поведение людей и выражает наиболее типичные, устойчивые связи и общественные отношения. Исследование социальных норм сопряжено с анализом общественных отношений, бытия каждого человека. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов, их деятельности. Изучение практического бытия, деятельности людей — необходимая предпосылка исследования общественных отношений, социальной организации общества. Общественные отношения и деятельность в этом смысле неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны, хотя и не тождественны. Общественные отношения выступают в качестве формы человеческой деятельности. Это применимо к характеристике всех видов общественных отношений, и моральных, и религиозных, и политических, и правовых. Все они выступают как формы различной по характеру социальной деятельности. Люди не просто общаются друг с другом. За категорией «отношение» стоят интересы человека, его потребности в общении, во взаимном обмене материальными и духовными ценностями. В постоянном живом взаимодействии человека с окружающим миром
II. Проблемы теории права (природой и обществом) осуществляется его индивидуальное, личностное развитие, реализация его потребностей и способностей.
Социальное взаимодействие людей проявляется в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется потребность их упорядочить, сделать общество упорядоченным. Многократная повторяемость определенных актов поведения, деятельности и событий — особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития. Одним из ее проявлений выступает нормативность явлений, связей и отношений, которая выражает объективно необходимые способы их взаимодействия. Нормативность выступает формой не только объективно необходимых связей и способов поведения и взаимодействия людей, но и развития всех необходимых явлений, процессов. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе. Закономерные связи, возникающие в ходе взаимодействия, приобретают универсальную форму нормативности, которая органически присуща всему процессу естественноисторического развития общества. Нормативность человеческих отношений, формирующаяся в процессе социального поведения, деятельности людей, — одна из важнейших закономерностей общественного бытия, его универсальное качество. Нормативность по своей сущности непоследовательна и противоречива, поскольку всякое поведение людей и воспринимает унаследованные формы и связи, и воспроизводит новые, которые могут отрицать либо блокировать уже оформившиеся нормативы. Нормативные образования развиваются в процессе преодоления этой непоследовательности и противоречивости. Таким образом, социальная норма возникает, формируется в ходе сознательного, целе-
7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 143
Под социальными нормами следует понимать все нормы, возникшие в обществе в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов и устанавливающие правила должного поведения людей. Должное всегда присутствует в социальной норме, но его императивное существование и действие может быть не непосредственным, а обусловленным наличием каких-либо обстоятельств (стремлением достичь поставленной цели — в технических нормах, доброй волей — в рекомендательных нормах и т.д.). Социальные нормы так же, как и выражаемое ими человеческое долженствование, являются результатом социального поведения, деятельности и всегда предстают как социальные целостности, образования, включающие в себя не только осмысленные и признанные правила поведения, но и практику их реализации. Эти нормы выступают в качестве механизма непрерывного процесса социальной взаимосвязи, отражают типичные и социально значимые образцы поведения и объективируются в самых различных текстах. Но как явления информационные, становящиеся, нормы никогда не тождественны самим текстуальным правилам как знаковым системам. В зависимости от способа объективации нормы могут восприниматься или как правила, возникающие независимо от человека, например как результат божественной воли, или как исключительно человеческий институт, например нормы договорного права. В любом случае эти нормы существуют как образ, идеальное отражение модели реального поведения в сознании и закрепление результатов такого отражения в виде письменного источника2. Некоторые теоретики права так и не определились в видах этих норм. Так, в учебнике «Проблемы общей теории права и государства» (под ред. B.C. Нерсесянца) в связи с рассмотрением общего и специфического соотношения разных социальных норм с правом исследуются такие социальные нормы, как правовые (нормативные, установленные и защищаемые государством правила поведения) и политические (где присутствует конкуренция политических программ и идей), правовые и моральные (в аспекте их единств и различия с позиции оценки добра, зла, справедливости и др.), правовые и религиозные3.
2 См.: Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2003. — С. 675—676. 3 См.: Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца.
III. Проблемы теории права В.В. Оксамытный выделяет и рассматривает более широкий перечень социальных норм, а именно нормы: • • обычаев — устойчивые и привычные в исполнении правила • традиций — правила поведения, опирающиеся на силу обще • религии — совокупность принципов и правил, основанных на • политики — правила, регулирующие отношения между людь • корпоративные — правила поведения, содержащиеся в про • эстетики — правила, регулирующие ценностные отношения А.В. Поляков различает нормы формальные и неформальные; по степени осознанности — явные и латентные (скрытые); по характеру (универсальности) действия — общие и специфические; по характеру требований — императивные (обязывающие), императивно-атрибутивные (предоставительно-обязывающие), рекомендуемые, допускаемые и т.д. Одновременно все социальные нормы подразделяются также на моральные, нравственные, правовые и целесообразные (утилитарные, технические). Во всех этих нормах вектор ценностного значения постепенно сдвигается от внутреннего, аксиологически мотивированного поведения к поведению внешнему (формальному, легальному). В нормах морали значимо не столько внешнее поведение, сколько его внутренние мотивы. В нормах нравственности значимо внешнее поведение, но при этом предполагается, что ему сопутствуют соответствующие внутренние мотивы. В праве существенно внешнее поведение, а внутренние мотивы интересуют постольку, поскольку могут прояснить внешнее поведение. Наконец в правилах целесообразности внутренние мотивы практически не играют роли, а значимость поведения определяется 7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 145
Все же не должно быть путаницы и должна быть выработана какая-то одна, основная классификация. Учитывая, что социальные нормы — это результат исторического соотношения и взаимосвязи объективного и субъективного факторов естественноисторического процесса, необходимо за исходный критерий взять принцип историзма, т.е. исследовать соотношение и взаимосвязь права с другими видами социальных норм с момента их появления и развития. Известно, что вначале появились социальные нормы догосудар-ственного общества. Они были привнесены в жизнь общества самими людьми, вместо или взамен норм права. Нормы права в тот период еще не появились. Они вместо права превратились в признанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они «страховали», предохраняли общественную жизнь от хаоса и самотека, направляли ее течение в нужное русло. Одни из них со временем отпадали, вторые возникали, видоизменялись, третьи — навязывались определенными группами людей или властью. Процесс становления социальных норм носил субъективный характер. Другое дело, что нужда в них диктовалась объективной необходимостью. Ф. Энгельс отмечал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем Законом»2. Социальные нормы догосударственного общества — это не просто абстрактные правила желаемого поведения. Они означают и сами реальные действия, которые фактически утвердились в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становились правилами. Социальные нормы тогда выражали не только должное, но и сущее поведение людей. Они регулировали не всякие, а наиболее типичные массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не отражались в норме. Норма — это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждения, так и на внешних детерминантах.
1 См.: Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 328. 1 См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 682. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272.
III. Проблемы теории права Социальные нормы догосударственного общества достаточно обстоятельно классифицировала и проанализировала Т.В. Кашанина1. Первыми из всех социальных норм можно выделить ритуалы как специфические правила поведения, в которых обращается внимание на внешнюю форму их исполнения, причем эта форма является строго очерченной.
Следующий вид социальных норм — обряды. Это тоже правила поведения, которые заключаются в строгих формах, но в отличие от ритуалов глубже проникают в душу и сердце человека и преследуют воспитательные цели. Обряды — несколько более тонкие социальные нормы. Они давали возможность человеку выразить такие человеческие чувства, как радость, жалость, заботливость, память об умершем человеке. В процессе выполнения обряда обеспечивается сопереживание между людьми. Это их отличает от ритуалов. Так, у всех народов имелись обряды захоронения умерших. Довольно развитыми были и поминовения. Так, на Руси еще в древности существовал обряд приносить на могилу к покойному что либо из еды и питье, что символизировало заботу живых об умершем. В качестве специальных норм можно рассматривать и мифы. Это разные народные (сказки, былины), которые учат людей тому, как нужно себя вести и как не надо. Мифы объясняли многие стороны нашей жизни, тайну появления человека, его быта, растений и животных, характер отношений в семье и др. Но все же главное в мифах — их нормативно регулятивная особенность. Так, в известной русской народной сказке «Репка» есть правила поведения, согласно которым надо многим людям строить свою жизнь. В сказке можно выделить следующие «регулятивные» мысли: даже самое трудное дело можно выполнить сообща; нельзя пренебрегать даже самыми малыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели. Общепризнанными социальными нормами считались и обычаи, т.е. правила поведения, сложившиеся исторически. Они регулируют
7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 147
Религиозные нормы — вид социальных норм, причем очень важных. Они выступают как особые правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований всевышнего творца, бога. В этих нормах проповедуется тесный духовный союз человека с богами (богом). Союз состоит в том, что бог открывает человеку свое сердце и свою волю, а человек, пребывая в общении с божеством, делает его волю своей нормой и отдает свои силы на ее реализацию. Верующий человек воспринимает волю божью в качестве нормы своего поведения и видит в божестве установителя заповедей. Религиозные нормы указывали людям путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия. Позднее они начали играть чисто регулятивную функцию: предписывали правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение. Тем самым в обществе устанавливался нужный порядок взамен возможной анархии и вседозволенности. Нормы морали рассматривались важнейшими регуляторами жизни людей, ибо в них отражались правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. В отличие от норм религии нормы морали не навязываются со стороны, а основываются на свободном и самостоятельном убеждении. В установлении этих правил человек является предоставленным себе и своей воле. Такого убеждения никто ни у кого заимствовать не может. Даже внешним авторитетом нормы морали не могут быть установлены, потому что единственным авторитетом является голос совести, живущий в глубине души. «Это, конечно, не значит, что, формулируя в себе нормы морали и поступая морально, человек должен отбросить свои личные интересы и потребности. Нет, конечно. Но наряду с ними он должен поставить перед своей совестью вопрос: что есть самое лучшее в личном поведении и в отношении к другим людям. В первобытном обществе таковой считались, например, норма, согласно которой нельзя было покидать поле боя и оставлять соплеменников, даже если явно было проиграно сражение»1.
III. Проблемы теории права Одной из разновидностей социальных норм являются правила этикета. Считается аксиомой, что люди без них никогда не обходились и обходиться не могут, так как в этом случае речь о правилах поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению, разговору, заключению соглашений и т.д. Так, в догосударственном обществе, существовали особые правила обхождения с вышестоящими лицами, которые в обществе занимали высокие посты. Им клялись, их приветствовали какими-то жестами, для них устраивали праздники, им старались отдать драгоценности, их боготворили.
Неоднозначна идея В.П. Алексеева и А.И. Першица. По их мнению, правила поведения в догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер мононорм, т.е. норм единых, специфических, еще не дифференцированных и не расщепленных на различные нормы социальной регуляции первобытного общества2. К сожалению, эту идею поддержали и некоторые ученые-юристы, вероятно, посчитав, что она — истина последней инстанции3. В догосударственном обществе, конечно же, существовали разные дифференцированные и расщепленные (по жизни) социальные нормы, кроме, конечно, правовых норм. И с их помощью люди регулировали многие возникающие свои отношения, дела, споры, конфликты и т.д. С появлением права социальные нормы продолжили жить и действовать (хотя и видоизменились, обретали новые черты, качества и др.). Они продолжали, каждый вид по-своему, регулировать поведение людей. Правда, на определенных стадиях исторического развития эти нормы по-разному были взаимосвязаны и по-разному соотносились с уже появившимися нормами права, что убедительно показала в своем исследовании социальных норм Т.В. Кашанина4. Так, на стадии архаичного права, когда последнее вырабатывалось
2 См.: Алексеев В.П., Першиц АИ. История первобытного общества. М., 2001. С. 180. 3 См.: Теория государства и права. Ч. 1: Теория государства. М., 1995. С. 57. 4 См.: Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 211—214. 7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 149
На второй стадии (IX—XV вв.) в обществе происходит разделение труда, появляются частная собственность, неравенство и деление людей на группы людей (корпорации), богатых, бедных, чиновников. Появляется государство, а соответственно, классово-сословное, или корпоративное, право и его нормы пытаются брать свое, жестко регулировать то, что ранее было сферой внимания многих социальных норм (семейные обряды, обычаи в торговле, ремеслах, правила пользования вещами и др.). Появляются противоречия между нормами права и морали, нормами права и народными обычаями, традициями и нормами религии. Нормы права стремятся возглавить всю систему социальных норм. На третьей стадии (XV—XVIII вв.) — стадии развитого, общегосударственного права тенденции, касающиеся соотношения и взаимосвязи права и иных видов социальных норм, усиливается. Происходит активное развитие правотворческой деятельности государств. Право как регулятор общественных отношений становится во главе всего механизма социальной регуляции общественной жизни. И сегодня право не уступило своего первенства другим видам социальных норм, а скорее, наоборот. Хотя налицо признание, тесная взаимосвязь и бесконфликтное действие (наряду с нормами права) и иных видов социальных норм. Так, несмотря на известную древность, в современном демократическом обществе мирно живут, взаимодействуют и применяются многие старые (но не на новый лад!) социальные нормы: ритуалы (церемонии регистрации брака, венчания, вступления в должность президента, вручения наград и др.), обряды (захоронения лидеров государства, героев страны, похищения невесты на Кавказе, приношения на могилу умершего съестного и др.), мифы (сказки о добром герое Илье Муромце, Красной Шапочке и др.), обычаи (делового оборота, передачи после умершего имущества ребенку, почитание стариков и др.), морали (нормы нравственности служащего, представление о добре, зле и др.), религиозные (правила поведения человека в храме, во время пасхального богослужения, крестного хода, причащения и т.д.), этикета (во время дипломатических приемов, заседаний депутатских комиссий, комитетов, ученых советов и т.д.) и др. Чем же сегодняшнее цивилитарное право, будучи взаимосвязанным и взаимодействуя с этими социальными нормами, отлича-
II. Проблемы теории права ется от всех от них? Нынешнее право возникает одновременно с государством, тесно связано с ним и реализуется его органами. Иные виды социальных норм появляются по инициативе людей в результате их признания и длительного применения как регуляторов общественных отношений. Право имеет всеобщий характер, распространяется на всех граждан, а другие социальные нормы действуют в определенной сфере, их реализация ограничена. В ходе применения права используются, когда это необходимо, меры государственного принуждения и наказания, иные социальные нормы воспринимаются и реализуются людьми по доброй воле, без властного воздействия. Нормы права закрепляются официально, в форме законов и иных нормативных актов, социальные нормы во всем этом не нуждаются.
Право способно как полностью подчинить себя господствующей в обществе религии, так и носить, например, отпечаток критического отношения к каким-либо акциям определенной конфессии либо религиозной деятельности. Подобное отношение к свободе выбора религии либо принудительное отнесение населения к определенной конфессии вопреки воли людей и закону может стать и становилось предметом раздоров, а межконфессиональные войны нередко длятся десятилетиями (Ливан, Северная Ирландия). В настоящее время в теории государства и права обычно выделяется на основе отношения государства к религии несколько типов взаимосвязей между правовыми и религиозными нормами, сложившихся в практике современных государств: светского, клерикального, теистического и атеистического. В первых двух случаях, т.е. в условиях демократического государства, в обществе устанавливается закрепленная в законодательстве уравновешенная автономия права от религии, которая предусматривает отказ от вы- 7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 151
В условиях недемократических государств нормы права базируются на требованиях, установившихся в религиозном или антирелигиозном государстве. Теократические государства, к которым относятся прежде всего так называемые коранические страны (страны официального ислама), строят собственные системы права на определенных догматах веры, правилах религиозного культа. Божественный авторитет религиозных канонов придается юридическим нормам, а их неисполнение является не только преступлением, но и грехом. Государства воинственного атеизма (СССР, КНР и пр.) настаивали на полном отделении права от какого-либо влияния религиозных норм, запрещая или затрудняя с помощью правовых средств работу церкви. Моральные требования к поведению людей зародились в обществе задолго до появления правовых норм, издревле регулируя взаимоотношения между людьми практически во всех сферах жизни. Возникшее позже право находилось в сложных соотношениях с моралью. Право, с одной стороны, роднят «давняя» связанность и взаимодействие, а с другой — разделяет обособленность, вызванная спецификой возникновения и реализации правовых норм. В итоге нормы права и нормы морали становятся отдельными, хотя и тесно соприкасающимися сферами регуляции. Нормы права в отличие от норм морали не стремятся к совершенствованию человека, его сознания путем постоянных поисков добра. Их стремление заключается прежде всего в обеспечении эффективности правового воздействия в обществе. Нормы права нейтральны с точки зрения морали, устанавливают, в частности, правила жесткого поведения. В своем действии они могут быть соответствующим нормам морали, преследуя, скажем, цель восстановить справедливость в случае привлечения к ответственности правонарушителей, посягнувших на честь и достоинство гражданина. Но нормы права могут и противоречить нормам морали, в частности закрепляя ситуации, не совместимые с понятием и сущностью морали, осуждаемые окружающими людьми. Общей тенденцией развития современного цивилитарного права становится его большая моральная определенность и обоснованность, выявляемые в процессах провозглашения и реализации принципов гуманизма, демократии и равенства, а также господства правовых законов в демократическом обществе. Что касается роли политики в функционировании правовой системы общества, то она обусловлена такими ее свойствами, как универсальность, т.е. спо-
II. Проблемы теории права собность воздействовать на любые аспекты общественной жизни, события и отношения, от масштабов государства и до способности сочетаться с правовыми и иными отношениями в обществе.
Отношения между нормами права и политическими нормами в истории иногда переходили рамки разумного сотрудничества. Они иногда становились конфликтными. Примером могут служить ситуации, когда носители политической власти стремились превратить правовую систему в подсобное орудие узаконенного произвола. Противоречия между нормами права и политическими нормами расширяются в связи с проявлением наряду с государством других организационных субъектов политических отношений. В условиях демократических государств властью формируется и действует система цивилизованного согласования различных политических интересов, что ведет к постепенному сглаживанию коллизий между политическими и правовыми нормами. В таких государствах является закономерным первенство права перед политикой1. Технические нормы исследуются в связи с анализом соотношения и взаимосвязи права и других видов социальных норм2. Известно, что технические нормы — это нормы, регулирующие отношения между людьми и внешним миром, техникой. Это отношения типа «человек — машина», «человек — орудие труда», «человек — производство». Особенность этих отношений в том, что на другой их стороне — неодушевленные предметы, п
|