Становление ИСТОрИИ
Каким образом промысел Божий воплощался в человеческой истории, начиная с Вознесения Христа и в ожидании его второго пришествия. Первые христиане, казалось, были совершенно уверены в неотвратимом наступлении конца времен. Однако чаяния св. Павла носят более осторожный характер: день и час пришествия никому неизвестен. И он вместе с другими миссионерами новой религии неутомимо несет свое слово людям; он предостерегает против тех, кто верит, что час Господа пробил; он призывает к уравновешенной жизни: никто не должен пребывать в возбуждении и вести беспорядочный образ жизни, каждый должен исполнять свои общественные обязанности (Послание к Фессалоникийцам и Послание к Римлянам). В ожидании второго пришествия Христа жизнь продолжается. Это продолжение человеческой истории требовало своего теологического объяснения. Святая история развивается, но каким образом? Упрошая, можно выделить два ответа: с одной стороны, тип интерпретации, существовавший еще до св. Августина — и переживший его, — развивающий земную теологию истории. Промысел Божий можно постичь, изучая видимую историю людей, он воплощен или должен быть воплощен в истории града земного. С другой стороны, — интерпретация, возобладавшая в лоне католической Церкви и данная св. Августином в V в. Святая история — это история духовных судеб человечества, она невидима, непостижима. Следовательно, Церковь не связана ни с какой исторической формой. Она принадлежит плану вечности, тогда как град земной -— плану преходящего. Земная теология истории многообразна. Радикальная ее форма, опирающаяся на Апокалипсис св. Иоанна, — это милленаризм. Текст св. Иоанна, завершающий Новый Завет, представляет собой блестящее и исполненное символизма описание конца света. В своем буквальном толковании он, в частности, предвещает следующее: перед окончательным торжеством Царства Божьего первое воскресение произойдет там, где Праведники воскреснут и будут вместе с Христом править на земле тысячу лет (Апокалипсис, 20: 1-6). Кое-кто усмотрел в этих строках обещание скорого наступления царства Праведников «на тысячу лет». Подобная интерпретация (милленаризм) была отвергнута наиболее крупными христианскими теологами, в частности св. Августином, и осуждена Римом как еретическая (повествование св. Иоанна, говорит Августин, должно восприниматься как духовная аллегория: ожидание миллениума бессмыслено, ибо начало его отмечено именно рождением Христа). Однако милленаристские чаяния, оформившиеся в эпоху империи, периодически возрождались и в Средние века, и позднее — во времена крестовых походов, в лоне нищенствующих монашеских орденов в XIII веке, в XV веке в Чехии, в последующем столетии — в Германии во время Реформации (движение анабаптистов)... В любом случае «земля обетованная» недостижима. Другая, более «умеренная» версия этой земной теологии истории была добавлена к самой истории христианства. В самом деле, о чем повествовала видимая история? Она рассказывала об успехах христианизации. В Римской империи одержала победу религия, этой империей преследуемая. Для целого течения христианской мысли эта история предстала как выражение божественной воли. В особенности Евсевий Кесарийский (260—337гг.) и восточная традиция усматривали в Империи факт Провидения. Христианство связывало себя с политической формой (прочный союз на Востоке, который породит це-заро-папизм византийской империи). Св. Августин (354-430 гг.) отбросил все эти интерпретации как не опирающиеся на Писание и противоречащие его учению. Он противостоит милленаризму, он разделяет судьбу Империи и судьбу Церкви, отвергает идею о том, что несчастья исчезнут с течением времени. Короче говоря, христианство Августина отвергает всякую утопию: совершенство не принадлежит этому миру. ■ «О граде Божьем» (415-427 гг.) — одно из главных произведений Щ ЛРИстианского Запада. Этот труд — впечатляющий по размаху, пре- Р Исходный но выразительности — не образует четко оформленного единства. С одной стороны, он написан по конкретному случаю, с ДРУгой, — представляет собой размышление о судьбе человечества в свете Откровения. Ситуация состояла в следующем: в 410 г. вестготы 50 Способы интерпретации политики Экономия спасения и искусство политики _5|
Алариха захватили «вечный город» и подвергли его разграблению. Потрясение было чудовищным: то было концом мира, казавшегося незыблемым. Приверженцы старой римской религии возлагают на христиан ответственность за несчастья Империи. Августин берется за перо, чтобы лать им ответ: он подчеркивает слабости и пороки языческого Рима, восхваляет гражданские доблести христиан. Помимо этой полемики, он намеревается отделить судьбу гибнущей Империи от судьбы Церкви. Конечно же, сам он является честным гражданином Рима, — его патриотизм бесспорен, — но как христианин хочет заявить о следующем: подлинная религия не связана ни с какой преходящей политической формой. Дальнейшее развитие размышлений приводит его к общей теологии истории. Августиновская теология двух градов — града земного и града Божьего — влечет за собой трудности интерпретации и тем самым дает повод к недоразумениям. Св. Августин использует то точные формулировки, то формулировки, такими не являющиеся, он употребляет понятие града в различных смыслах. Самое главное, как представляется, он работает в двух планах. Основной план — это план духовной судьбы человечества: *Итак, — пишет епископ Иппонийский в своем знаменитом отрывке, -два Града созданы двумя видами любил, а именно: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный — любовью к Богу вплоть до забвения себя; один Прославляет себя в себе, другой — в Боге; один ищет славу от людей, для другого свидетельство сознания Бога — самая большая слава» (XIV, 28). Оба града названы так только по аналогии. Разделяющая их грань невидима, она духовного порядка. Град земной не совпадает с временной реальностью человеческого града, он представляет собой испорченную часть человечества, забывшую о своем вечном призвании и обратившуюся к поклонению самой себе. Град Божий — это не видимая Церковь, он включает в себя всех тех, кто избрал лучшую долю, кто как в лоне Церкви, так и вне него посвятил себя истине и добродетели. Оба града в заимо пере плетены в этой жизни подобно зернам и плевелам из притчи, которые невозможно отделить друг от друга до времени жатвы. В одной из своих Проповедей Августин предостерегает неверных: «Плевела враг рассеял повсюду: миряне, духовенство. епископы, люди женатые, верующие — он ничего не оставил несмешанным» (XI, 5). Как представляется, Шарль Журне верно отражает точку зрения св. Августина, когда заключает, что линия, отделяющая град земной и град Божий, проходит в сердце каждого человека.1 Та- i C\f.:Journet Ch. V Eglisedu verbe irtcame\ P.: 1951. T II. P.I 103. юм, имеется два уровня истории: история священная и история мирская. Первая тайно разворачивается в лоне второй в соответствии с промыслом Божьим. Она представляет собой таинство: каким образом Бог из человеческого материала строит свой град небесный, «этот день субботний, у которого не будет вечера... это царство, которое не будет иметь конца» (XXII, 30). Второй план — это план отношений между человеческим градом и Церковью. Здесь град земной совпадает с политическим сообществом, а град Божий (более или менее определенно) — с Церковью, т.е. с обшиной христиан. В этом смысле христианин принадлежит двум градам. Каким образом можно связать это двойное гражданство? Принципиальная позиция Августина ясна: он твердо различает порядок духовный и порядок временной, сферу церковной власти и сферу власти политической. Но он делает самые общие высказывания и не дает никакой точной теории взаимоотношений между Церковью и государством. Несомненно, он стремится к тому, чтобы политическое общество было пронизано христианством, но не видит никаких гарантий, что такое решение применимо или может быть устойчивым. По сути Августин интересовался политикой лишь весьма незначительно. Для него первостепенное значение имеет высшая цель. В земном мире все люди — странники.
|