Роль природы
В 430 г., когда умирает св. Августин, мир — мир западной Римской империи — пребывает в состоянии распада, а ереси еще не искоренены. Восемь веков спустя, когда за перо берется св. Фома Аквинский (1225-1274 гг.), средневековое «христианство» достигает своего апогея. В череде событий на западе упрочилось и утвердилось развитие римского христианства. Однако ХШ век явил миру беспрецедентный интеллектуальный кризис. До сих пор философия была в какой-то степени прирученной: вслед за Отцами Церкви все рассматривали Платона и его последователей в качестве предшественников, которым не хватало веры. Предназначением философии был отказ от собственной автономии в рамках единого знания, направляемого Откровением. Переводы Аристотеля и его арабские комментаторы XII века поколебали эту уверенность или иллюзию. И вот возникает и распространяется с молниеносной быстротой новая языческая философия, грозящая завладеть умами в УЩерб христианской мысли. Разум, казалось, восставал против веры. Следовало ли в этих условиях низвести разум, используя одни лишь средства веры? Смелость св. Фомы состояла в противоположном вы- 52 Спос обы интерпретации политики боре: служа вере, опираться также и на разум. Фома различает эти порядки. Он прежде всего теолог, но старается и философии вернуть все права. Предлагаемое им правило просто и радикально: нужно следовать за разумом так далеко, как он способен идти. В связи с этим Фома переосмысливает теологические проблемы с помощью философского разума и, в частности, понятийных орудий, предоставленных Аристотелем. Обе перспективы взаимосвязаны: речь идет о том, чтобы, сохраняя их независимость, согласовать разум и веру. Брат Фома действует со всем спокойствием: между проистекающим от Бога разумом и Откровением, также берущим свое начало от Бога, обязательно должно установиться согласие. Он, не колеблясь, изменяет религиозное сознание своего времени, чтобы подчинить его требованиям философского мышления. В католической мысли томизм — единственная попытка модернизации, добившаяся успеха (Этьен Жильсон). Краеугольный камень этого предприятия — схоластическое изречение, упоминаемое св. Фомой в начале «Суммы теологии»: «Благодать не разрушает природы, но усовершенствует се (или ведет ее к совершенству)» (la, qi, art.8). Благодать не противостоит природе, так как если «мир» плох, то творение прекрасно. Реальность, созданная Богом, обладает собственной автономией или содержанием, она имеет собственную ценность. Природа человека — его свободная воля, щта-денис собственными действиями — превращает его в полноправного партнера Бога. Принижать значение сотворенного, недооценивать творение — значит наносить ушерб Создателю. Следовательно, по эту сторону конечной цели, в земной жизни существуют промежуточные цели, имеющие значение сами по себе (творить добро повсюду, где мы его признаем, создавать семью, искать истину, служить своей стране или человечеству...). Промежуточные блага не отвращают от конечной цели, но направляют к ней. Вслед за Августином Фома видит в христианине гражданина двух градов, но он придает большее значение целям, характерным для града земного. Томистская теология творения представляет собой основание христианского гуманизма. Таким образом, Фома намеревается вернуть природе ее законное место. О чем говорит природа? Чтобы выяснить это, Фома обращается к аристотелевской школе, главным представителем которой он делает естественный разум. Аристотелизм казался угрозой, брат Фома прочно укореняет его в лоне христианской мысли. Было бы излишним упоминать о том, как это нередко делают, что Фома сделал Аристотеля христианином. Конечно, Фома многое заимствовал у Аристотеля, которого почтительно именовал «Философом», но он также ео многом и подправил или изменил его, дабы включить в свою теоретическую систему, где превалируют истины откровения и где, следовз- Экономия спасения и искусство политики 53 ельно, непосредственные данные и высшие цели изменяют свою яроДУ- Из этого вытекает, в частности, следующее: св. Фома согла- ен с Аристотелем в том, что человек, порывающий с государством, Естественный закон. Св. Фома употребляет понятие природы в том же смысле, что и Аристотель: природа какого-либо существа — это его цель. Естественно то, что отвечает требованиям и склонностям сущности, то, чему существа подчинены вследствие их специфических качеств. Природа человека — это его призвание. Естественный закон — это то, к чему человек склонен по своей природе, и то, что познаваемо естественным образом — он вписан в человеческий разум. Данная теория развивается в духе классической философии, но она включена также и в христианскую традицию. Существует, говорит св. Августин, «закон, написанный в человеческом сердце, который сама неправда Уничтожить не может» («Исповедь», II, 4). Черпая из двух традиций, Фома дает наиболее завершенную версию теории естественного закона. Его знаменитый «Трактат о законе» из «Суммы теологии» представляет собой обширную конструкцию, в которой есть место и для закона вечного, и для закона естественного, закона человеческого и, наконец, закона, данного в Откровении. Естественный закон участву-ет в кечном законе, но лишь в той мере, в какой на это способна чело-еческая природа. Для того, чтобы человек обратился к своей сверхъ-стестпенной цели, ему должен быть дан иной закон, в высшей степе- К 54 Способы интерпретации политики ни сопричастный вечному закону: это закон, данный в откровении, т.е. евангельский закон в своей совершенной и законченной форме. Каково же содержание внутреннего требования осуществления или расцвета, каковым выступает естественный закон? Св. Фома раз-, личает принципы общие или первичные — незыблемые, всеобщи* равным образом известные всем, — и принципы особые или втори' ные, подчиненные изменениям, связанным с обстоятельствами, известные не всем в равной мере. Первичные принципы естестве] ного закона недоказуемы и очевидны сами по себе. Эти предпи для практического разума (имеющего своей целью человеческое действие) являются тем же, чем первые умопостигаемые принципы (например, «целое больше части») служат для разума спекулятивного. 8 основании морального действия и познания имеются рациональные очевидности. Какие очевидности? Первая из них, на которой основаны все прочие предписания естественного закона, такова: нужно творить и искать добро и избегать зла. Добро, о котором идет речь, есть то, к чему человек склонен естественным образом. Фома различает три типа естественных склонностей. Во-первых, человек есть существо, и как таковое он стремится к собственному сохранению (то, что обычно называют «инстинктом самосохранения»). Во-вторых, человек есть животное, и как таковое он естественным образом склонен к союзу между мужчиной и женщиной, к заботе о детях и т.д. В-третьих, человек есть животное разумное и поэтому он стремится найти истину, жить в обществе, и к тому, что обусловлено вышесказанным, например, сторониться невежества, осуждать убийство и кражу, чтить своих родителей... К этим самым общим принципам добавляются вторичные, представляющие собой непосредственные следствия первых. Вторичные принципы расширяют значение естественного закона, но они не обладают непосредственной очевидностью общих принципов, и их применение может варьироваться в зависимости от требований ситуации. Чем более частный характер носит принцип, тем более он способен изменяться и тем более он поддается искажению. Конечно же, в осуществлении естественного закона имеются недостатки и искажения. Как можно объяснить их, если естественный закон присущ человеческому разуму? Фома отвечает следующим образом: первые принципы всегда уже присутствуют в сердце человека, но в отдельном действии они могут быть искажены под воздействием страсти. Так, например, человек знает, что в своей душе он подчинен истине, но какое-нибудь вожделение заставляет его пройти мимо истины. Что касается вторичных принципов, то они могут стереться в человеческом сердце вследствие внушения ложных идей, дурных при- ____ Экономия спасения и и скусство политики 55 нычек или извращенных предрасположенностей. Такова участь греха: гоех направлен против природы. Из приведенного анализа («Трактат о законе», q 94) следует, что естественный закон дает лишь общие критерии человеческого поведения. Он представляет собой первое рациональное правило для людей, но он не является достаточным. Ему должен сопутствовать другой закон — закон человеческий, вытекающий из естественного закона либо в форме дедуктивного вывода, либо чаще всего в форме случайного применения. Поле для работы практического разума обширно. Порядок политики. Что же следует заключить из этого касательно порядка, на котором основана политика? В отношении естественного порядка Фома развивает главным образом аристотелевские темы: 1) Общественное измерение человеческой жизни. Человек по приро 2) Особый характер политического сообщества. Первое общество, ко В этом отношении теория общего блага представляет собой главный личный вклад Фомы Аквинского. Однако вопрос сложен, поскольку приведение в соответствие разрозненных формулировок не Происходит само собой. Как представляется, главное здесь сводится к слеДУющему: общее благо — это благо всех, но оно неотделимо от бла-^ личностей. Общее благо выше особого или отдельного блага подо-Чо тому, как целое выше части (и таким образом гражданин должен 56 Спо собы инте рпрет ации политики_______________ в некоторых случаях пожертвовать собой ради страны). Но целое не является сущностью, отличной, трансцендентной по отношению к гражданам; общее благо не является каким-то отдельным благом, переводящим граждан в разряд обычных средств. Общее благо является благом только потому, что оно служит людям: каждый выигрывает от хорошо организованной совместной жизни, каждый выигрывает от участия в общем деле. Вероятно, томистскую версию общего блага можно определить следующим образом: способ совместного существования, присущий bona vita multitudinis, т.е. честной и добродетельной жизни множества людей. Для установления этой благой жизни, уточняет Фома в работе «О господстве принципов», требуются три условия: чтобы множество людей «упрочилось в единстве мира», чтобы оно направлялось «благим действием», наконец, чтобы «благодаря употреблению правления было бы достаточное количество благ для ведения честной жизни» («Сумма против язычников», I, 15). Общее земное благо — цель политики в рамках естественного порядка. Эта цель сама подчинена высшей цели, задача исполнения которой возложена на Церковь. Однако же она не утрачивает собственного содержания, аполитика — своей автономии. «Божественное право, вытекающее из благодати, не разрушает человеческого права, вытекающего из естественного разума» («Сумма теологии», II II, q 10, art.jO). Благодать не разрушает природы, но ее совершенствует. Человеческие законы. Конкретное обустройство общества подчинено человеческому закону. Последний непременно должен вытекать из закона естественного. Это правило незыблемо, только оно применяется не механически, а подразумевает две особенности. Первая из них состоит в том, что человеческий закон обладает собственными характеристиками: человеческий закон — закон позитивный, тогда как естественный закон — закон моральный. Человеческий закон выделяется лишь потому, что касается только внешнего порядка и потому, что ему сопутствует принуждение. Позитивное право не совпадает с моральным законом и, следовательно, значение его иное. Принуждение, имеющее целью благо, может принести больше зла, чем добра. Св. Августин уже отмечал, что земной закон должен снисходительно относиться к некоторым видам зла, дабы предуп дить еще большее зло («О свободной воле», I, 5, 12). Св. Фома i тверждает это («Трактат о законе», q 96, 2). Политика должна ра лять принцип наименьшего зла. Вторая особенность такова: политическое действие по приро своей носит особый и частный характер. Практический разум долж вывести следствия из общих принципов в особых условиях конк. Экономия спасения и искусство полтики 57 ной ситуации. Таким образом, существует некое поле неуверенности. Высшая добродетель политического действия — осторожность (или практическая рассудительность). Речь идет о том, чтобы действовать как можно лучше, т.е. трудиться над достижением общего блага, принимая во внимание особые обстоятельства времени и места. Что же следует из вышесказанного в отношении законов, организующих управление государством, т.е. в отношении политического режима? Утверждения Фомы по этому вопросу составили предмет многочисленных дискуссий и диспутов. Главная трудность заключается в том, что по сути работа «О правлении владык» не всегда согласуется с «Суммой теологии». Как бы то ни было, совершенно ясно, что для Фомы важны прежде всего две веши. Во-первых, чтобы людьми управляли хорошо, т.е. чтобы ими управляли с целью достижения об-шего блага и, следовательно, чтобы ими управляли благие люди. Фома здесь следует за Аристотелем, но его мысль более строга. В «О правлении» он цитирует и заимствует у Аристотеля разделение на шесть форм правления, но быстро сводит все дело к анализу следующего противопоставления: монархия — с одной стороны, различные формы тирании — с другой. Понятие короля следует понимать в родовом смысле: оно обозначает единственного главу сообщества, будь то государь, император или президент, лишь бы он отправлял власть в целях общего блага. Если он теряет из виду эту цель, обусловливающую легитимность его политики, он не является более подлинным главой государства, он становится тираном. Тирания также может осуществляться небольшой группой людей или самим народом в том случае, когда большинство угнетает меньшинство. Фома объединяет в одну группу все дурные режимы, где правители руководствуются собственным интересом. В итоге существует принципиально два типа форм правления: правильные и неправильные. Правило же задается естественным законом. Во-вторых, имеет значение и то (по крайней мере, это следует из главного труда Фомы, каковым является «Сумма теологии*), чтобы «все принимали известное участие в правлении» («Сумма теологии», I Н. Ч 105, art. 1). Брат Фома был доминиканцем, он принадлежал кор-Дсну, в котором все должности были выборными. Как же мог бы он оставаться равнодушным к тому факту, что смысл личной ответственности оттачивался участием в выборе тех, кто принимает решение? Поэтому-то он выступает за смешанное правление, за правление, ■"счастливым образом сочетающее в себе монархию утверждением Превосходства одного, аристократию — утверждением множественности Добродетельных и сведущих руководителей и, наконец, демократию или народную власть тем фактом, то простые граждане могут 58 Способы интерпретаци и поли тики________________ быть избраны руководителями и что выбор руководителей принадлежит народу» (там же). Фома ограничивался этими общими принципами. Он более детален в своем осуждении, нежели в своих предпочтениях. С одной стороны, следует избегать тирании во всех ее формах, потому что она дурна. С другой, — политическое действие должно осуществляться in particularibus.1 Политика в понимании св. Фомы — это «искусство наилучшего возможного» (Жан-Мишель Гарриг).
|