Наилучшая форма правления и границы политики
Важно, чтобы форма правления была способна осуществить цели политики. Вопрос о форме правления — это вопрос о хороших и дурных формах правления, а самое главное — это вопрос о форме правления, которая является наилучшей сама по себе, и о возможной наилучшей форме правления. Именно он будет центром последующих исследований, именно он позволит осмыслить, чего можно ожидать от политики. Существует лишь одна форма правления, которая повсеместно естественным образом является наилучшей, — пишет Аристотель («Ни-комахова этика», V, 10). В своей чистой форме наилучшая форма правления есть наилучшая форма везде и всегда. Этим греки хотят сказать не то, что такая форма применима во все времена и но всех странах, но то, что она представляет собой в какой-то степени образец. Философия предлагает, но ведь существует расхождение между философией и практикой. Т 32 Способы интерпретации политики Какой же является наилучшая форма правления? Вопрос этот имеет, по-видимому, естественный ответ: лучшее правление — это прав- лен ие лучших. Но кто в данном случае лучший? Природа политики "определяет "наиглавнейшие качества. Если звание генерала должно соответствовать наиболее отважному и талантливому в военной области, если должность судьи должна быть пожалована справедливому, то правление должно быть вверено самым мудрым. Поскольку политика имеет своей целью добродетель, то основанием для ее отправления предстает мудрость (мудрость и добродетель взаимосвязаны). Было бы абсурдным ограничивать деятельность мудрости какими бы то ни было регламентациями или подчинять правление мудрецов контролю со стороны тех, кто таковыми не является. Поэтому правление мудрецов должно быть абсолютным правлением. Таково радикальное решение, изложенное Платоном в «Государстве»: правление философов-монархов. Справедливое государство, т.е. государство гармоничное и в силу этого единое, отражается в естественной иерархии частей души: на вершине — философы (олицетворяющие душу разумную), затем воины («представляющие» душу отважную), наконец, крестьяне и ремесленники (соответствующие части души, влекомой желаниями). Правление философа означает, что «будут править те, кто на самом деле богат — не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетелью и разумной жизнью» («Государство», VII, 521а). Как можно установить подобное правление? Несколько мудрецов не могут силой управлять толпой неразумных. Мудрость правителей должна опираться на согласие управляемых. Но в глазах толпы философия выглядит подозрительно, она видится злом на политической сцене, поскольку заставляет усомниться во мнениях, выражаемых действующими лицами. Каковы шансы философов убедить нефилософов в том, что управлять должна философия? Чтобы убеждать, философы должны быть сами убеждены. Они же таковыми не являются, им противно править. Философы открыли, что преимущественно благая жизнь — это жизнь философская, что очищение души позволяет достичь «Острова блаженных» («Государство», VII, 519с). Разве захотели бы они вернуться в пещеру видимостей? Таким образом, по Платону, справедливое государство — это государство, в котором правят те, «кто менее всего стремится к власти» («Государство», VII, 520d) и которых прочие, т.е. большинство, считают «бесполезными» («Государство», VI, 499Ь). Действительно ли Платон серьезно относился к возможностям воплощения такого наилучшего правления? «Платон, — писал Цицерон, — создал государство, более соответствующее его желаниям, нежели надеждам» («О Государстве», II, 30). Справедливое или гармоничное государство, государство, соответствующее челове- Философский проект и искусство политики 33 ческому совершенству, имеет все шансы остаться государством «на словах». Следовательно, реальное государство не смогло бы удовлетворить наиболее возвышенные потребности человека. Платон между строк говорит о границах политики. Если наилучшая форма правления невозможна, то какова лучшая из возможных форм? Ответом является смешанная форма правления. В «Законах» Платон допускает, что мудрость не может быть единственным основанием правления. Жизнеспособный режим должен отдать должное необходимости согласия и, следовательно, предоставить право иных требований. Наиболее удачная форма сочетает в себе черты различных режимов; лучшим смешением является соединение мудрых законов (введенных мудрым законодателем и проводимых лучшими членами сообщества) и правления народа. Смешанное правление предстает также формулировкой, выдвигаемой Аристотелем в результате исследования, отличного от исследования Платона (и критики в адрес последнего1)- Аристотелевскую идею относительно наилучшей формы правления не так просто понять. Посвященные ей последние две книги «Политики» плохо согласуются с предыдущими книгами и обходят странным молчанием политические установления или неточны в их отношении. Однако не вызывает никакого сомнения, что предпочтение Аристотеля относится к смешанному правлению с сильной аристократической составляющей. Самое главное состоит в том, что правление по мере возможности должно осуществляться добропорядочными людьми. Для этого Аристотель, как и Платон, подчеркивает значение общественного воспитания. Естественная предрасположенность имеет большое значение, воспитание хороших учителей и обучение добрым привычкам многое могут сделать, чтобы на практике привести к «благим и добродетельным поступкам, являющимся целью политического общества» («Никомахова этика», X, 10), но наилучшая форма правления применима лишь в благоприятных условиях. Хороший законодатель должен внимательно отнестись не только к «идеальной» форме правления, но также и к факти- 1 Главы книги II «Политики», где Аристотель критикует «Государство», вскрывают затруднение в рамках предлагаемой интерпретации (т.е. интерпретации в русле работ Лео Штрауса): внешне Аристотель обращает свою критику против платоновской утопии. Однако его исследование несет в себе обширную и удивительную лакуну: как в своем изложении произведения Платона, так и в его критике Аристотель обходит молчанием это правление философов и обращает внимание лишь на коммунистические отношения, которые должны воцариться между двумя высшими классами справедливого государства. Неужели правление философов не заслуживает серьезного отношения (а интегральный коммунизм того заслуживает)? Быть мо-Кет, речь идет о диалектическом метоле? Или Аристотель поступает таким образом ИЭ-за публики, к которой обращается? Или не хватает какой-то части текста? 34 Способы интерпретации политики Философский проект и искусство политикио 35
ческим условиям. Наилучшее правление только одно, но существует множество законных форм правления. Таким образом, разум приводит к ограничению разума. Несовершенство есть правило. В самом справедливом государстве философы вынуждены использовать полезные выдумки или «благородную ложь» во благо политического сообщества («Государство», 415). На практике всякое государство является особым, оно основано на особых мнениях или условиях, которые нельзя отбросить просто так. Существуют полезные предрассудки. Философия обязана проявлять определенную осторожность. Совершенно очевидно, Сократ и его последователи не были революционерами. ■^ Что же вытекает из всего этого размышления о наилучшей форме '"правления? Аристократическая концепция политики, сопровождае- мая моральными намерениями, и дух умеренности. Надежды, возлагаемые на политику, в итоге должны быть умеренными: философия должна просвещать практику, но она не может ею управлять. Нужно учитывать обстоятельства, удачу, а также долю человеческой иррациональности. Народы различны, случай нельзя обуздать, разум всегда наталкивается на мнения или условия, и в некоторой мере эти мнения и условия и образуют государство, — в таком случае не существует провиденциальной системы или чудесного решения. Политика — это сфера несовершенного. Такой дух умеренности пронизывает всю философию Аристотеля, им вдохновлены и практические советы, даваемые Платоном (о чем, в частности, свидетельствует знаменитое VII письмо). Греческие философы выступают за политику на службе добродетели и за добродетель осторожности, они призывают к благородной жизни и осуждают любой фанатизм. Все искусство политика, искусство законодателя, государственного человека состоит в поисках точек равновесия: между мудростью и согласием, между добродетелью и свободой, между удачей и риском. Наилучшее возможное правление — это правление смешанное. Наилучшие возможные решения зависят от контекста, они взывают к знанию, присущему просвещенному политику и представляющему собой плод его опыта (опыта, которого не имеет философ). Нет такого осуществимого решения, которые было бы исключительно чистым решением. Политические дела непросты. Ограниченность политики связана также и с другой существенной причиной: самое возвышенное благо ускользает от политики. Исследование Платона приводит к следующему: наилучшая жизнь есть жизнь философская, т.е. жизнь, посвященная созерцанию. Аристотель по-своему приходит к тому же заключению. Вопрос о человеческом совершенстве или о счастье — вопрос преимущественно сокра- тический — имеет ответ лишь за пределами государства. Философская рефлексия о делах человеческих и о политике выходит на восхваление аполитичного образа жизни, способа жизни философского. Однако же если философу нечего ждать от политики, то ему от нее есть чего опасаться. Существует также и то, чем он обязан своим согражданам. Умеренность греческой политической философии также вытекает из философской политики.
|