Фил ософ -гражданин
В самом начале мы встречаемся со взглядом на политические явления, ставшим нам совершенно чуждым. Прежде всего греческие философы воздерживались от превращения в историков политической философии, поскольку философия зародилась вместе с ними. В какой-то мере они пользовались привилегией первопроходцев: никакой предшествующий дискурс не заслонял от них изучаемую действительность. Их взгляду была присуща свежесть, которой уже не будет у их последователей. Кроме того, греческие философы страшно далеки от ориентации, характерной в целом для профессоров современной политической науки. Они не играют роли внешних и независимых наблюдателей, они не начинают с рассуждения о методе, они смело принимают точку зрения добропорядочного гражданина или просвещенного политика. Они — заинтересованная сторона, они исходят из конкретных политических вопросов, которые ставит политическая практика и которые не имеют ничего собственно философского. Они встают на службу сообществу. Политическая жизнь задает главное направление философии политики. Однако же философ остается философом. И если он встает на точку зрения искушенного политика, то делает это для того, чтобы идти дальше, чем тот. Обсуждение исходных вопросов порождает другие, более фундаментальные вопросы, не принадлежащие сфере политического. Политический вопрос требует философского ответа. Этот ответ касается правильной политики, политики в соответствии с природой. Предмет философского исследования состоит прежде всего в определении правильной политики. Как отмечает Лео Штраус, идея чисто описательной или аналитичной политической науки, отказывающейся проводить различие между благим и дурным, показалась бы грекам столь же абсурдной, как и идея медицины, запрещающей Проводить различие между здоровьем и болезнью. Отправная точка задана политической практикой. Что же обнаруживает опыт? Политическая жизнь испещрена конфл иктами. Эти конфликты если и не проистекают из основного политич"ёского конфликта, то, по крайней мере, связаны с ним: какие люди должны уп- 24 Способы интерпретации политики Философский проект и искусство политики 25
равлять сообществом? Главные конфликты — это конфликты между различными должностными лицами, призванными отправлять властные полномочия, или между различными политическими формами правления. Первая политическая проблема, замечает Аристотель в «Политике», касается принципа правления. Политическое искусство в самой высшей форме — это искусство великого Законодателя (или, в современной терминологии, «отца-основателя» государственного устройства). Именно выступая в качестве «наставника» законодателя, философ представляется преимущественно мудрым и просвещенным гражданином, судией в решении политических конфликтов. Тем самым рефлексия выходит на вопрос о форме правления: как различать различные формы правления? Какая форма правления является правильной hie etntmc?1 Какая форма правления наилучшая сама по себе? Ответ на эти вопросы проходит через предварительное определение целей и статуса политики.
|