Призыв Бога
Христианство основано не на идеях, — оно основано на событиях. Сверхъестественное вписано в историю, Бог являет себя в лоне земной жизни людей. Эта святая история достигает своей высшей точки в событиях жизни Христа. Христианская вера полностью зависима от правдоподобия исторических фактов. В частности, земной жизнью Управляет то, что действительно исторически произошло в день Пасхи: «А если Христос не воскрес, — пишет св. Павел, —той проповедь маша тщетна, тщетна и вера ваша» (Первое Послание к Коринфянам, 15:14). Но и сама жизнь Христа представляет собой лишь завершение ЙЯительного пути — пути сотворенного человечества, пути избранно-Ф народа, пути, сотканного из любви и предательств и описанного в Ветхом Завете. С христианской точки зрения оба Завета повествуют о КДйной истории, в которой раскрываются забота и учение Бога. Откровение носит постепенный характер, оно осуществляется и завершается с фактом Воплощения. О чем говорит Откровение, укорененное в истории? Библия, эта «Книга книг», по преимуществу носит противоречивый характер, а посвященные ей исследования и комментарии образуют обширную
нтерпретации политики библиотеку.1 По мнению католической Церкви, Писание следует читать под углом зрения Традиции, исходящей от Апостолов и ею самой же увековечиваемой (католицизм предстает религией не Книги, но Слова). Однако сложности экзегетики от этого не уменьшаются: Библия, как говорил отец Лагранж, основатель библейской школы Иерусалима, есть «бездна света, но также и темноты».2 В глазах же веры как и в глазах истории, основная направленность лишена покрова тайны: библейское Откровение есть призыв. Эти сочинения, в которых выражается религиозный опыт, передаваемый из поколения в поколение на протяжении полутора тысячелетий, свидетельствуют о следующем: Бог обратился к людям своим словом и своими действиями, он пошел им навстречу, он призвал их восстановить с ним связь. Он без устали предлагал свой завет и повторял свое обещание. Что означает это обещание? Оно принимало сменяющие друг друга формы, в которых выражается духовная и моральная эволюция или, выражаясь языком христианства, развитие Откровения. Христос Евангелия вписывается в эту религиозную традицию, которую он собирается «не нарушить..., но исполнить» (Матф., 5: 17). Иисус подхватывает, обновляет и радикализирует призыв Бога. Христос предстает как предвестник нового завета. В жгучих, но загадочных словах он провозглашает Благую весть: наступление Царства Божьего. Что под этим следует понимать? В этом отношении природа царской власти недвусмысленна: не существует царства земного, оно должно осуществиться в другом мире. Зато по поводу момента и формы своего пришествия Иисус придерживается двух линий рассуждения. С одной стороны, Царство Божие должно прийти и прийти в скором времени («Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» — Матф., 4: 17), оно осуществится со славным приходом Христа в конце времен. С другой стороны, это Царство уже имеет место, поскольку оно осуществляется в мире, «ибо вот, Царствие Божие внутрь ] Библия христиан отличается от Библии иудеев (она включает еще и двадцать 1 Lagrange. Au service de la Bible. Souvenirs personels. P.: 1967. P.129. Экономия спасения и искусство полигики 43 -есть» (Лука, 17; 21). в виде семян в сердце каждого человека (Марк, [^26-29, 30-32; Матф., 13: 33) и/или потому что оно открывается пришествием самого Христа (Лука, 11: 20; Матф., 12: 28). Как понимать эту напряженность или это противоречие между тем, что должно наступить, и тем, что уже здесь? Как говорит католическая экзегетика, данный момент следует понимать следующим образом: конец времен уже начался, но еще не осуществился; Царство Божие уже таинственным образом существует, но оно достигнет своей полноты в конце времен. Как бы то ни было, очевидно, что в глазах Иисуса перспектива Царства Божьего требует радикального выбора: речь идет о спасении. Христос торопит слушающих его принять решение. Он требует полного обращения в веру, без каких бы то ни было оговорок или полумер, он проповедует отказ от самого себя в любви к Богу и к ближнему. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф., 16: 25). Его слова требуют многого, но Иисус и сам прежде всего обращается к «заблудшим овцам» и обильно отпускает грехи. Христос Евангелий одновременно непримирим и милосерден. Это милосердие говорит и еще об одном: Иисус выступает в качестве посредника между Богом и людьми. Христос говорит и действует не просто как обычный пророк. Он пользуется властью закона Изра-илевого («Вы слышали... А Я говорю вам...» — Матф., 5: 38, 39); он даже присваивает себе прерогативы Бога (отпущение грехов, тончайшее знание человеческой души); своей личностью он открывает Царство Божие... Кто же он? В евангельских повествованиях Христос всегда говорите самом себе лишь в завуалированной или загадочной манере. Католическая экзегетика усматривает в этом проявление научающей Йрдн.: Христос не мог говорить ясно до того момента, как воскрешение оевятило его миссию. Как бы то ни было, теология св. Павла превра- tm самого Иисуса, единого с Богом, искупителя человечества, в центр евангельского Откровения: сам Христос есть призыв Бога. Итак, в основе христианского Откровения — учение о спасении Или план Бога в отношении людей: Бог призывает всех людей к счастливой жизни, жизни в небесном Иерусалиме. Обращаясь к людям, Wr раскрывает самого себя и открывает свое творение. Целостная интерпретация этих Слов Откровения постепенно устанавливалась Цер-*8)выо как результат многочисленных доктринальных дискуссий ице-*ЙЙ'Многочисленных раздоров. Как таковая эта интерпретация отмелет глубокий разрыв с античной мыслью. Бог, мир, человек, жизнь *Княют свое положение и смысл: -"библейский Бог предстает радикально новым благодаря своей абсолютной трансцендентности. Он является не только единственным, 44 Способы интерпретации политики Экономия спасения и искусство п олитики 45
он — создатель, он находится вне мира, который он пожелал и который сотворил. Он есть — абсолютно, вечно. Не существует ничего, что не зависело бы от него. Этот Бог не имеет ничего общего с богами античной мифологии (в которой политеизм сочетался с антропоморфизмом), он отличается также и от Бога греческих философов, бывшего составной частью природы или Космоса, считавшегося вечным. Язычество не выходило за пределы мира, иудаизм, а вслед за ним и христианство превращают мир в бескорыстное творение Бога. Библейский Бог настолько иной, он настолько выше людей, что человеческий разум не в состоянии ни помыслить, ни понять его. Это таинственный Бог, поскольку он скрыт и немыслим. И вот приходит Христос — немыслимое принижение Бога, превращающегося в человека и подвергающегося унизительной пытке. Бог христиан — это «Бог, любящий нас бесконечной любовью и пожелавший принять за нас бесчестную смерть», как гово-'■ риг Полуэкт. Бог остается совершенно иным, но он становится со-' 'всем близким нам. Он совершенно иной в самой близости, в которой разворачивается немыслимая святость. Бог христиан — это таинство любви; • мир в этом случае изменяет свой статус. Он не предстает более есте • человек принадлежит Творению: сам по себе он — ничто, он явля пает Бог. Одной из характерных черт христианской веры является забота Бога о единичных, совершенно особых и незаменимых душах. Любое человеческое существо, даже самое испорченное и в особенности самое испорченное, есть существо, любимое Богом и «достойное Божественной крови» (Бернанос). Христианство наделяет человека новым достоинством, неведомым античному миру, и утверждает изначальное равенство всех людей, равенство детей Бога. Греческий идеал философской жизни был уделом лишь не- ■ которых, христианское же спасение открыто для всех. «Бог не взирает на лице человека», — пишет св. Павел («Послание к галатам», 2: 6). Христианский универсализм означает разрыв; • земная жизнь, таким образом, ориентирована к цели, ее превосходящей. Христианское стремление к Царству Божьему противостоит старому языческому идеалу античного государства как идеалу философской жизни. «Земная жизнь, — пишет св. Августин, — есть лишь преддверие вечности» («О граде Божьем», 1, 29). Однако ■ - христианин не способен утратить интерес к земной жизни по двум причинам. Прежде всего, если он чужд «миру» (погрязшему в грехе), то в лоне Творения (благого по своей природе) он себя чуждым i не ощущает. Кроме того и главным образом потому, что загробная жизнь зарабатывается жизнью земной и потому, что Слово Откровения неразрывно связывает отношение к Богу и отношение ко - 'Всем прочим. Духовное тесно связано с земным.
|