Студопедия — Классификация форм правления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классификация форм правления






С самого начала греческая политическая мысль была связана с классификацией форм правления и уделяла этому много внимания. От Пиндара или Геродота до Аристотеля через Сократа, Ксенофонта, Исократа, Платона она ощупью искала, вносила уточнения и измене­ния, дабы попытаться прийти к наилучшему определению различий, существующих между формами правления. Эта рефлективная работа достигает своей высшей точки в классификации Аристотеля; его клас­сификация наиболее разработана и влиятельна, хотя и остается неза­вершенной. На протяжении всей истории проблема остается преж­ней. Зачем следует составлять классификацию форм правления? Прежде всего для того, чтобы отличить хорошие режимы от дурных. Мыслительная работа, следовательно, приводит к смешению крите­риев. Введенные греками различия постоянно вводят в действие один из двух или сразу оба критерия: способ организации политической власти (структурный) и способ осуществления политической власти


28 Способы интерпретации политики

(практический). Однако исходный — структурный — критерий посте­пенно отошел на второй план, уступив место критерию практики. Са­мое главное зависит прежде всего от людей.

Первая ставшая знаменитой классификация восходит к досокра-тикам и выделяет три формы правления, отличающиеся числом пра­вителей: если правит один, то режим монархический, если управля­ет несколько человек, то это олигархия, если суверенен народ, то это народное правление или демократия. Данная схема трех форм прав­ления послужила основой для всех последующих размышлений. Од­нако число форм правления постепенно увеличивалось, переходя от четырех к пяти, а затем у Аристотеля к шести. В силу каких причин? Все более и более отчетливо осознавалось, что структурная перемен­ная — или способ организации политической власти — был недоста­точен для создания классификации форм правления. Следовало принимать во внимание способ осуществления власти, дух, вдох-.новлявший правителей, и его соответствие либо несоответствие бла-_гу государства. И поэтому монархия и олигархия в некотором роде разделились. В своих «Записках» (IV, 6, 12) Ксенофонт устанавлива­ет различие между двумя формами монархии: с одной стороны еди­ноличная власть, представляющая собой правление одного лица, осуществляемое над подданными с их согласия и в соответствии с законами сообщества; с другой — тирания, всегда предстающая как единоличное правление, осуществляемое над подданными без их согласия и подчиненное одной лишь воле правителя. В «Политике» (291) Платон проводит то же различие между монархией и тира­нией, он разделяет также две формы правления небольшого числа людей: с одной стороны, аристократия (данное понятие постепенно выделялось), в которой лучшие правят, уважая законы, с другой, олигархия, где богатые правят, вовсе не заботясь о законах. Однако один режим — демократия — постоянно сопротивлялся такому раз­делению на хорошие и дурные формы. Почему? Это обусловлено враждебностью греческой политической философии, и в частности Платона, по отношению к народному правлению. Демократия — са­ма по себе дурная форма правления, и не существует такого ее вида, который бы заслуживал выделения под иным именем и рассматри­вался бы как легитимный. Платон разработал несколько классифи­каций форм правления, среди которых логико-историческая клас­сификация «Государства» наиболее трудна для интерпретации, но он постоянно отвергал возможность признания правильной демок­ратии наряду с дурной. Этот тип политического режима испорчен в самой своей структуре: он наделяет массу тем, что по праву должно принадлежать лишь избранным, он не ставит никакой преграды


Quot;I


 

I

Философский проект и иску сство полити!

причудам свободных людей. Будучи искусственным равенством, не­обузданной свободой, демократия представляет собой режим хаоса, прокладывающий путь тирании. Болезнь неизлечима. И должен бу­дет появиться Аристотель, чтобы был преодолен барьер пяти форм правления и построена взвешенная или внешне взвешенная класси­фикация.

Вопрос о формах правления — в центре «Политики». Анализ скру­пулезен, детализирован, изобилует ссылками на конкретные истори­ческие ситуации, вновь и вновь подвергается доработке. Аристотель в еще большей степени, нежели Платон, следует эмпирическому мето­ду, но и у него, как и у его бывшего учителя, господствует философ­ская точка зрения.

Классификацию форм правления (книга III) Аристотель проводит в два этапа. Прежде всего он различает две категории; правления здо­ровые и правления испорченные. Первые направлены на осуществле­ние общего интереса, вторые же преследуют лишь частные интересы правителей, они представляют собой отклонения от предыдущих, по­скольку «обладают деспотическим характером, тогда как государство есть не что иное, как объединение свободных граждан» (Книга Ш, 6). На втором этапе он устанавливает различия в рамках каждой катего­рии. С одной стороны, монархия (один человек правит в общих инте­ресах), аристократия (правят лучшие или, по крайней мере, несколь­ко человек в интересах сообщества), республика или politeia (боль­шинство управляет государством с учетом общего интереса). С другой стороны, тирания (правление одного лица в личных интересах), оли­гархия (предвзятое правление богатых), демократия (правление бед­няков, осуществляемое только в их интересах). Итак, существует Шесть форм-правления, разделенных сначала на два класса— хорошие и дурные режимы, разделенные затем в рамках каждого класса в зави­симости от числа обладающих суверенной властью и отправляющих властные полномочия (классифицируемые Аристотелем формы прав­ления не носят представительного характера: управляет или, по край­ней мере, принимает важные решения обладатель суверенитета). Классификация кажется взвешенной, строгой, она соответствует гре­ческой любви к порядку. Она включает в себя шестую форму правле­ния, которую не желал Платон, она доводит до завершения комбина­цию обоих критериев.

По крайней мере, именно такой классификация предстает в главах III книги. Но эта классификация — не последнее слово Аристотеля. На самом деле она его совершенно не удовлетворяет. В последующем Тексте он умножает разделения, подходы, варианты. Дела усложняют­ся, и читатель испытывает чувство нерешительности. Однако при бо-


30 Способы интерпретации политики

лее внимательном чтении появляются направляющие линии. Аристо­тель продолжает размышление в трех главных направлениях:

• во-первых, стремясь осмыслить реальность, он не перестает делить
и вводить новые категории. Существуют различные виды шести
главных родов: в книге III он различает пять форм монархии, в
дальнейшем сводит их к двум; в книге IV определяет пять форм де­
мократии, затем — только четыре... Есть и промежуточные случаи:
так, олигархия в самом низменном смысле может сближаться с де­
мократией. Существуют, наконец, случаи составные или состоя­
щие из разнородных элементов: например, форма правления, ком­
бинирующая правила аристократические и правила демократиче­
ские. Аристотель без конца классифицирует и изменяет свою клас­
сификацию. Ничто, кажется, не останавливает его смелости. Но
работа остается незавершенной, на самом деле он ни к чему не
пришел;

• во-вторых, Аристотель возвращается к вопросу о шестой форме
правления, этой politeia, которая в его классификации предстает
как хорошая версия демократии. На самом же деле он в это не ве­
рит и, когда в дальнейшем тексте возвращается к этому вопросу,
уточняет: politeia или республика, являющаяся хорошей формой
правления, отныне предстает как смешанная форма правления,
сочетание аристократии и демократии, в которой сильна аристо­
кратическая составляющая. Республика выходит за рамки логиче­
ской классификации.

Вопрос о демократии постоянно волнует Аристотеля, и он не­однократно к нему возвращается. У него нет к демократии прочно­го отвращения Платона, он признает преимущества коллективного обсуждения, говорит о политических опасностях исключения демо­са, старательно различает здравую часть народа от его испорченной части (так, по его мнению, земледельческая демократия — «наибо­лее здоровый вид демократии» благодаря здравомыслию крестьян). Но однако же народное правление остается по природе своей ущер­бным, поскольку придает слишком большое значение равенству (арифметическому) и слишком малое — вольности. Благоразумные \ I [люди всегда будут составлять меньшинство. Естественное неравен-" у ' (ство влечет за собой и неравенство политическое. Ключевая пробле­ма — это проблема качества людей;

• в-третьих, Аристотель производит перегруппировки и уточнения
на основе этого главного критерия качество правителя, организу­
ющего способ отправления власти. Кто правит? Кто должен пра­
вить? Как только Аристотель углубляет анализ, становится совер­
шенно ясно, что для него гораздо важнее знать, не то, сколько


____ Философский проект и иску сство политикио 31

человек правит, но добропорядочные ли люди правители. Крите­рий количества вторичен, он имеет реальное значение лишь в той мере, в какой обусловливает качественные характеристики прави­телей. Аристотель пытается вновь разделить и перегруп пировать формы правления без учета структурной переменной, которая са­ма по себе не выявляет естественного различия. В частности, он уг­лубляет понятие тирании и расширяет его: крайняя олигархия и крайняя демократия «на деле представляют собой лишь тирании, разделенные между многими» (V, 10). Демагогия для испорченно­го народа — то же самое, что и придворный для тирана. Дух осно­ванных на произволе форм правления везде одинаков. В чем же в конечном счете суть учения Аристотеля? Как представ­ляется, он придерживается прежде всего двух положений: 1) класси­фикация форм правления несет в себе множество трудностей из-за су­ществования огромного числа переменных и множества частных слу­чаев; 2) главным является различие, основанное на критерии практи­ки: с одной стороны — формы правления, соответствующие естест­венному порядку политики, с другой — различные формы тирании, а " также формы, располагающиеся между ними: промежуточные случаи и переходные ситуации. Аристотель не использует подобных или дру­гих отчетливых понятий, но его мысль развивается в этом направле­нии. Продолжая и углубляя это различие, Фома Аквинский будет мыслить точно таким же образом.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 576. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.037 сек.) русская версия | украинская версия