Об искусстве читать и искусстве писать
Как же поступить? Как читать тексты? Если мы хотим избежать априоризма, то, как подчеркивал Лео Штраус, прежде всего, нужно до- i£.;# верять тем, кто эти тексты написал. Иначе говоря, на первом этапе 'анализ должен иметь следующую форму: временно отложить суждения, серьезно отнестись к мыслителю и, следовательно, представить себе возможность, что тот может быть прав, постараться понять его изнутри, как он понимал себя сам, выявить его глубинные цели, воодушевляющий его проект, насколько возможно, повторить способ изложения в интерпретации. Речь идет о том, чтобы возродить произведения, прежде всего, великие произведения. История политической \ мысли в значительной степени состоит из великих трудов, написан- J ных исключительными людьми, наделенными умом, отвагой и! бесстрашием: они не испытывали страха. Второй этап анализа состо- / ит в том, чтобы, если на то указывают признаки, задаться вопросом об / неинтенпиональном значении текста. Не заблуждается ли автор относительно значения того, что он сказал? Кто жил или живет, питаясь иллюзиями? Наконец, третий этап — этап дискуссии (он будет предметом второй части данной работы). Подобный анализ, направленный на понимание текстов, очевидно, таит в себе множество подвохов. Трудностей прочтения — легион. Вот лишь несколько примеров: незавершенные тексты, сомнительная достоверность, ловушки иностранных языков, нечеткие или двусмысленные формулировки, нестыковки, загадочные умолчания, порог невыразимого... Сколько же великих произведений, которые, как говорил Раймон Арон о Марксе, являются «двусмысленными и неисчерпаемыми»! История политической философии и теологии (а также, несомненно, и история современной политической науки) не раскрыли всех своих секретов. Мы никогда не сможем быть полностью уверенными в обретенном знании. И тем не менее, как нам представляется, существует более простой или определенный вид чтения. Это чтение, опирающееся на уважение к текстам и Учет контекста, отдает должное содержанию дискурса, но также и Жалру или дискурсивному действию. Всякий текст (или слово) несет \/ в себе содержание, но также и действие. Сказать всегда означает со- J 14 Способы интерпретации политики вершить: мыслитель что-то говорит и, говоря это, что-то совершает.' Это высказывание и это свершение или этот дискурс и дискурсивное действие совпадают или не совпадают. Когда я доказываю математическую теорему, имея единственной целью только ее доказательство, тогда то, что я говорю, совпадает с тем, что я делаю. Когда я говорю намеками, то, что я делаю, не совпадает с тем, что я говорю: интен-циональный смысл скрыт в дискурсе, дискурсивное действие дает к нему ключ. Когда я нагло лгу, то, что я делаю, совершенно отлично от того, что я говорю: интенциональный смысл чужд дискурсу, он полностью содержится в дискурсивном действии. Иными словами, ] говорение и действие отличаются друг от друга, когда существует скрытое намерение (неявное или непризнанное). Они также различаются, когда значение того, что я говорю, не согласуется с тем, что я хочу сказать: дискурсивное действие выходит за рамки дискурса и включает в себя неинтенциональный смысл. Таким образом, одно дело, когда мыслитель занят беспристрастными поисками истины, и совсем другое — когда он желает обмануть окружающих, одно дело —- когда он обращается к посвященным и другое — когда он намеревается говорить игЫ et orbi, когда он пишет свободно или когда он подвластен цензуре, когда он является господином своей мысли или когда он заблуждается относительно того, о чем говорит... Смысл зависит от риторических стратегий и/или от дискурсивных действий, ускользающих от этих стратегий. Интересующие же нас тексты обладают крайне разнообразной фактурой (или зависят от очень разных дискурсивных действий): они писались по-разному, они писались в различных контекстах, они писались не в едином ключе. Одна из слабостей историцистского или социологистского дискурса состоит в том, что они ставят все тексты на одну доску (за исключением собственных высказываний). Действительно, нужно различать и в силу этого преодолевать препятствия, каковыми являются власть времени и искушение постоянно сводить иное мнение к привычному. Современный человек должен сделать усилие, чтобы изнутри познать предсовременную мысль. Об исследовании намерении. Таким образом, для того, чтобы понять текст, нужно знать, как он был написан. Дело бы обстояло проще, если бы те, кто размышлял о политике, решили бы рассказать всем все и при всех обстоятельствах. Но в силу многих причин осмысление по-
и различий, сформулирова называемых перформати Предварительные замечания 15 литики, во всяком случае политическая философия, неоднократно выступали в замаскированном виде, причем скрытые под различными масками. Палитра риторических приемов богата. Представляется, что ■ с интересующей нас точки зрения можно различать четыре основных приема: язык простой и прямой; двойственный эзотерический язык; двойственный экзотерический язык; простой и скрытый язык. В первом случае — простой и прямой язык — написанное не скрыто Второй прием выделяет забытое искусство письма, выявленное в работах Лео Штрауса: двойственный эзотерический язык. Автор пишет между строк и использует два языка: язык открытый, предназначенный для поверхностного или невосприимчивого читателя, или для властей, и язык неявный, предназначенный для читателя искушенного или восприимчивого. Дискурс наполнен двойным смыслом, дискурсивное действие состоит в том, чтобы сказать каждому то, что тот может или должен услышать. Почему? Первая причина — осторожность перед лицом опасности цензуры или преследования. При нелиберальных режимах (как правило, на протяжении всей истории) «инакомыслящие» философы должны прибегать к хитрости, чтобы сказать то, что они хотят сказать. Мятежные статьи «Энциклопедии» были мятежными лишь между строк. Вторая причина носит более фундаментальный характер: для мыслителей Древности и для некоторых из их последователей (для Спинозы, например) двойственный язык необходим для того, чтобы избежать ненужного шока и распространения смуты. Философское знание ставит под сомнение мнение (в частности религиозное), оно не предназначено для всех: существуют опасные знания и полезные мнения. Философ по своей природе является «инакомыслящим», из политических соображений он должен использовать «благородную ложь», о которой говорит Платон. Третья причина обусловлена самой природой философского знания в его понимании Древними. Мудрость или, скорее, поиск мудрости, доступна йИшь избранным, она восстает против любого ее изложения в форме.Последовательных суждений. Передача факела философского знания диалектических уловок, позволяющих одновременно тща-го отбирать и обучать учеников. В любом случае это предприятие Способы интерпретации политики Предварительные замечания 17
ока ывчется успешным, если одни оказываются введенными в заблуждение, тогда как другие вникают в замысел. Третий прием письма — двойственный экзотерический язык. Как и в предыдущем случае, автор пишет между строк, но в иной форме и с иной целью: в то время как два языка эзотерического дискурса обращены к разным читателям, двойственный экзотерический язык обращается к одному читателю. Зачем же тогда употреблять двусмысленный дискурс? Речь идет о том, чтобы убедить, избежав потрясений, о том, чтобы направлять мнение, не шокируя его. С одной стороны, автор прибегает к уловкам, с другой, — он бьет в одну цель; с одной стороны, он успокаивает, с другой, — пробуждает мысль или внушает сомнение. Локк с помощью тщательно разработанной теории общественного договора стремится рассказать о приобретении благ. По мнению самого Кондорсе, представители Просвещения действовали с большой осторожностью, «порой ловко потакая предрассудкам, дабы нанести им решающий удар; они почти никогда не выступали ни против нескольких предрассудков сразу, ни даже против одного из них в целом;... они бережно относились к деспотизму, когда он сражался против религиозного абсурда, и щадили веру, восставая против тирании».' Уловка в данном случае должна быть полностью замаскированной. Мыслитель здесь ведет борьбу, прибегая к хитрости, скрывающей его намерения для всей публики. Из этого следует, что политический текст обладает тройственным смыслом: смыслом явным, смыслом скрытым (в самом содержании) и смыслом невысказанным (в дискурсивном действии). Все то, что говорится открыто, служит прикрытием, то, что автор хочет сказать, выступает неявно, а то, что он делает, оказывается невысказанным. Наконец, четвертый прием — прием языка простого, но скрытого. Формула не требует чудес изобретательности: дискурс есть обман. Язык обладает только одним смыслом, но этот смысл обманчив. Подлинный смысл, смысл интенциональный, не высказывается, он целиком погружен в дискурсивное действие, которое разоблачает его содержание. Хитрость здесь может отвечать различным целям: занять какое-то место, очернить противников, завоевать славу, потрафить чьим-либо пристрастным намерениям... Такой тип дискурса, несомненно, чаще встречается в политической жизни, нежели в политической мысли. Но мыслители могут уступить искушению и обмануть (возможно, в некоторые периоды это происходит чаще, чем в другие). Сомневаюсь, что Макиавелли примкнул бы к восторженному патрио- тизму, который он демонстрирует в последней главе «Государя*. Трудно примирить дух терпимости, за который выступает Вольтер, и способ его обращения со своими противниками. Мало вероятно, что Шатобриан был совершенно искренним, когда писал своего "Гения христианства» (и прекрасные страницы, посвященные христианскому браку), вырвавшись из объятий мадам де Бомон. Но вопросы подобного рода трудноразрешимы: как можно действительно проникнуть в тайны души? Эти вопросы тем более трудны, что намерения зачастую запутаны, а тексты разнородны. Дело это сложное и часто неопределенное.1 О неинтенциональных значениях. Смысл вновь скрыт, но в данном случае он предстает как бессознательный или неосознанный. Автор не осознает значение того, о чем говорит. Он либо говорит меньше, чем думает, и тогда считает себя новатором, в то время как сам лишь вторит голосу своего времени, либо он говорит больше, чем думает: логика его идей приводит его туда, куда он вовсе не собирался идти. Но целью должно быть по-прежнему понимание текста — речь идет о том, чтобы выяснить, что он означает. Кто же из великих мыслителей подобным образом заблуждался на свой счет? Я сомневаюсь, что смысл великого произведения совпадал лишь с тем, о чем говорит коллективное сознание. Конечно же, исторический контекст играет определенную роль (в особенности в качестве стратегического контекста), но не потому ли великие мыслители считались таковыми, что они как раз опережали свое время? Разве они ошибались, когда считали себя вправе вести дискуссию через столетия — когда Монтескье отвечал Аристотелю, Руссо — Гоббсу, Ницше —
яе тексты. И д( : вплоть до создания нового порядка разум не в силах одолеть. •пили ли icittiM тем, за что себя выдают — текстами, вдохновленными (Библия) или продиктованными (Коран) Богом? Религиозное их прочтение выходит за пределы разума, а чтение светское или рациональное не способно установить, все ли оно сказало о своем предмете. Поскольку мы ограничиваемся анализом западной мысли, то главная проблема — это проблема интерпретации христианских и хри-стианско-иудейских Писаний. В рамхах анализа католической философии (глава П) taj будем придерживаться главным образом экзегезы, принятой Церковью. Уже •..я.--------- ю отметить, что всоответствии с этой экзегезой сам Бог прибегает к ис- ы рассмотрели). Воп-i момент: в Ветхом за-
Полъэованию риторических прие вете,каки в Евангелиях, Бог выступ;
ткровении, - э |8___ Способы интерпретации политики Сократу? Становится значимой логика развития идей, даже великих мыслителей приводящая к таким выводам, которые они первоначально не имели в виду. Конечно, зачастую трудно отделить то, чем мы обязаны недоразумениям или искажениям мысли, от того, чем мы обязаны развертыванию идей. В отдельных случаях искажение очевидно: в Средние века теоретики папского господства вложили в уста св. Августина то, чего он не говорил. В других случаях оно менее определенно: очевидно, что Парето возненавидел бы итальянский фашизм, хотя и дал оружие в его руки, Ленин не был верным учеником Маркса, но ведь он был его учеником... В этом смысле все великие мыслители вопреки тому, что сделало их таковыми, конечно же, не всегда ведали, что творили. А всегда ли сегодняшние профессора политической науки знают, что творят? Конечно, все эти различия очень хрупки в обращении, тем более что текст может иметь множество смыслов. Несомненно, главная опасность — найти скрытый смысл там, гдеего нет: 1) переоценив проницательность и последовательность автора и придав реальность несуществующим неявным значениям; 2) усматривая лицемерие или невысказанные смыслы там, где текст лишен потаенной мысли; 3) обнаруживая неинтенциональную логику, существующую лишь в воображении интерпретатора. Но опасность недоразумения была бы кула выше. если не пытаться провести эти различия. Мысль должна подчиниться своему предмету: нужно постараться мыслить в соответствии с ним. Однако же применить здесь всю эту программу целиком было бы невозможно, и мы столкнемся с множеством трудностей интерпретации. Любая попытка синтеза обречена на упрощения и приблизительные оценки. Тем не менее, несмотря ни на что, мы постараемся отдать должное великим произведениям. Остается последний вопрос: если действительно существует множество риторических приемов, то каким мы воспользуемся в данной работе? К счастью или к несчастью, ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Тот, кто использует прием хитроумного письма, скажет то, что говорит пишущий искренне. Тот, кто пишет между строк, скажет то же самое, одновременно подав знак тем, кто может его понять. Обманщики говорят столь же ясно, как и те, кто не обманывает. С другой стороны, автор, быть может, не отчетливо осознает, что делает. Если он этого не знает, он об этом и не скажет. Если он осознает, что не знает, разве он признается в этом? В конечном счете нет другого пути, как воззвать к вниманию читателя. I. Философский проект и искусство политики Классическая политическая философия Политическая философия зародилась в Афинах в V и IV в. до н.э. Ее основателем был Сократ (469-399 гг. до н.э.), учитель Платона (422—347 гг. до н.э.), который, в свою очередь, был учителем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Этот первый опыт был в некотором роде опытом мастера. Основатели науки, греческие философы, также положили начало великой традиции — традиции классической политической философии. Что говорит эта традиция? С самого начала и прежде всего эта традиция говорит, что политика есть искусство, а не.техника. Политика — это искусство, т.е. практическая деятельность, отличающаяся следующим: она подчинена естественным целям, определяющим ее и придающим ей смысл, для достижения этих целей она обретает знание, которое, несомненно, носит не только технический, но также и личный характер («помощь», суждение, рожденное из опыта,..). Искусство политики вписано в естественный порядок политики, оно ориентировано на осуществление человеческой природы. Техника же свободна от всякого внутреннего целеполагания, ее можно употреблять по усмотрению пользователя и в соответствии с модальностями, требующими разума не столько утонченного, сколько геометрического. Политика как техника — это рациональный инструмент на службе целей, которые человек ставит перед самим собой. Классическая и классическая христианская философия развивают финалистскую, современная же философия — инструментальную концепцию политики. В каком смысле можно говорить о том, что Сократ и его последователи создали политическую философию? Они были первопроходцами, поскольку считали, что политическая деятельность заслужива- Т 20 Спо собы интер прета ции п олити ки_____________ _____ ет.того, чтобы быть выделенной в качестве таковой в обшем потоке человеческой деятельности, а также потому, что подчинили ее ведению разума. Политическая философия исходит из идеи существования принципиального различия между делами политическими и неполитическими и в области политической заменяет разум властью. Власть заключена в договорах (управляющих сообществом), разум соотносит власть с природой и разделяет благо по договору и естественное благо. Эти изначальные различия — между политическим и всем прочим, между разумом и властью, между природой и договором — суть1 основание греческой классической политической философии, они обусловливают другое, более фундаментальное различие, направляющее все философские исследования: различие между тем, что хорошо, и тем, что дурно. Политическая философия подчинена благу. Однако дело обстоит вовсе не так уж просто. Хотя общая ориентация этой политической философии не вызывает сомнений, существует множество спорных вопросов, в частности, там, где позднее возникают проблемы. Каково последнее слово Сократа, Платона, Аристотеля? Сократ ничего не написал, его философия известна нам из сочинений некоторых из учеников: из диалогов Платона, сократических сочинений Ксенофонта, некоторых замечаний Аристотеля. Платон заставляет говорить Сократа и некоторые другие персонажи, но он никогда не выступает от собственного имени (за исключением нескольких писем); его диалоги — тонкие, глубокие, порой неясные — представляют собой головоломку для того, кто пытается сопоставить то, что они говорят в явной форме. Нам не достает ключа, который Платом воздержался дать открыто. Что касается Аристотеля, то он выступает от первого лица и использует гораздо меньше риторических приемов, но его энциклопедическое творчество заключает в себе множество пассажей, загадочных как из-за их лаконичности, так и из-за значительного числа явных нестыковок. Как следует понимать эти противоречия? В некотором смысле эти трудности непреодолимы и открывают простор для самых разнообразных интерпретаций. Однако представляется, что путь, открытый Лео Штраусом, более надежный, чем все прочие, он позволяет продвинуться достаточно далеко, особенно в том, что касается прочтения Платона. Как мы видели, смысл не всегда полностью заключен в содержании дискурса. Как только в игру вступают форма, контекст, скрытые намерения, дискурсивное действие выходит за пределы явно выраженного содержания. Что же происходит в этом случае? Форма носит совершенно особый характер, поскольку так пожелали греки. Для того, чтобы попытаться наилучшим образом уяснить для себя смысл таких произведений, нужно учиты- Философский проект и и скусство п олитики 7Л_ вать манеру их написания. Существуют особые действующие приемы письма, и на то есть две причины: природа философского знания и соответственно условия его передачи, а также напряженность, существующая между философией и политикой. Философское знание, как его понимали греки, никоим образом _не_ может передаваться^епосредственно словом или письменной речью, или содержанием, заключенным в цепочке суждений. Оно есть победа, которую никто не способен одержать вместо другого, оно есть плод длительного процесса понимания и усвоения, требующего полной самоотдачи. Философ не раздваивается подобно сегодняшнему профессору; с одной стороны — специалист, выступающий с кафедры, с другой — частная личность. Философия развивается параллельно с развитием философской жизни (другими словами, подлинное знание "'вытекает не из обладания, но из существования). Философское воспитание, таким образом, не имеет ничего общего с холодным и безличным образованием, где один учит, а другой — обучается. Оно представляет собой живую связь, когда учитель наставляет ученика на путь, который не может быть ничем иным, как личным открытием. Однако философское пламя может возгореться лишь в сердцах избранников знания. Глубокое образование пригодно лишь для «очень немногих, которые и сами при малейшем указании способны все это найти».1 Большинство же не смогло бы ничего услышать. Дабы избежать злонамеренности и сомнений, серьезный человек не должен быть совершенно серьезным в публичном сочинении.2 Казалось бы, этим объясняется литературный жанр, избранный Платоном. Диалоги задуманы таким образом, что не образуют системы, они созданы для философской практики — они представляют собой «упражнения» (Пьер Ардо) — и в то же время подают знак тем, кто достоин идти дальше. Письменный текст, объясняет платоновский Сократ в «Федре», по природе своей ущербен, поскольку он говорит всем одно и то же; зато слово позволяет сказать каждому то, что ему следует услышать. Поэтому-то логично, что Сократ ничего не написал. Но он говорит в сочинениях Платона. Что хотел сказать Платон, когда писал, что Сократ утверждал превосходство слова над письменным текстом? Что же еще он хотел сказать, как не то, что его форма письменного текста — диалог — представляет собой форму, наилучшим образом исправляющую недостатки письма? Получается, что диалог содержит в себе двойственный эзотерический язык, он создан, чтобы говорить о разных вещах разным людям. У Аристотеля дела обстоят в не-
ъ2. М.: Мысль, 1972. С.543. 22 Способы и н терпретац ии политики " которых отношениях проще — он не художник, он не пишет диалогов (за исключением утраченных юношеских сочинений) — но, с другой стороны, они и менее определенны. Обычно его записи интерпретируются следующим образом: дошедшие до нас тексты Аристотеля представляют собой подготовительные заметки для лекций. Если порой они противоречат друг другу и рассуждение в них продвигается ощупью, так это потому, что они содержат исправления и добавления, и в особенности потому, что они направлены не на передачу готового знания, а на знакомство учеников с приемами мышления. Речь идет прежде всего о том, чтобы поупражняться и научить. Нужно ли однако придерживаться такой точки зрения? Разве аристотелевское рассуждение о политике было предназначено только ученикам, принадлежащим к его школе, разве не было оно ориентировано на граждан и притом на граждан наиболее знатных? Разве у ученика Платона не было затаенной мысли, когда в «Политике» он утверждал, что политический образ жизни (образ жизни гражданина, вовлеченного в общественные дела) — «наилучший из всех» (VII, 3), тогда как в «Никомаховой этике» долго разъяснял превосходство жизни философской (X, 7, 8, 9)? Здесь мы касаемся второго соображения, связанного, как представляется, с греческим, во всяком случае, с платоновским способом письма: в конечном счете философия и политика живут недружно. В 399 г. до н.э. Сократ был приговорен к смерти афинской демократией за преступление, заключающееся в нечестивости и растлении юных. Истинный философ стал жертвой политики. Философская жизнь, вероятно, непонятна простым людям, а философское учение подвержено политическим опасностям. Следовательно, греческая философия (или, во всяком случае, платоновская философия), посвя-шснная политике, в некотором роде оказалась растянутой между двумя направлениями — между политической философией (какова природа политических явлений?) и философской политикой (какой политики должен придерживаться философский дискурс о политике?). В обоих случаях проблематика была установлена платоновским Сократом. В центре его философии мы обнаруживаем следующий основополагающий вопрос: jcaK человек должен жить? Или: в чем (помимо всех соглашений) заключается благой образ жизни, жизнь в соответствии с разумом? Отсюда и два других вопроса, которым подчинено развитие греческой политической философии: 1) каковы хорошие и дурные формы государственного устройства, т.е. какие формы государственного устройства присущи человеческому благополучию и какие ему противостоят? 2) какая форма государственного устройства наилучшая сама по себе, т.е. в наибольшей степени соответствует требованиям человеческого совершенства? Но отсюда вытекают и другие Философский проект и искусство политики 23 вопросы, пересекающиеся с предыдущими: имеет ли политическое решение вопрос о человеческом совершенстве? Не должна ли философия сторониться политики и, следовательно, быть осмотрительной в написании своих сочинений? Великое исследование политики, предпринятое греками, уводит за рамки политики.
|