Студопедия — Бог и Кесарь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бог и Кесарь






Евангелие не содержит ни политической программы, ни проекта со­циальной реформы. Христос призывает изменить души, но не законы или институты. Например, он никогда не затрагивает вопроса о форме правления, никогда не говорит о рабстве, не высказывается о мораль­ных аспектах войны. Он больше всего заботится о том, чтобы отличить себя от образа Мессии, каким его ожидали. Вопреки духовной эволю­ции, о которой свидетельствуют библейские тексты и в особенности ре­чи последних пророков, древняя идея всепобеждающего и торжествую­щего Мессии оставалась наиболее живучей в иудейском обществе: Мессия придет, дабы выполнить политическую задачу — восстановить земное царство Израиля, а значит, в условиях того времени положить конец римскому владычеству. Эта задача не имеет ничего общего с той, осуществить которую собирается Христос. Евангелия указывают на не-Яоразумение, которого Христос осторожно пытается избежать: лишь в.Конце своей жизни он разрешает приветствовать себя как Мессию; по-


46 Способы интерпретации политики

еле раздачи хлебов он скрывается от галилеян, хотевших сделать его своим царем (Иоан., 6: 14-15); он разгадывает ловушку, поставленную фарисеями, различая царство Божие и царство Кесаря (Матф., 22: 22); представ перед Пилатом, он отвечает на политические обвинения, про­возглашая, что его царство «не от мира сего» (Иоан., 18: 36). Иисус де­ржится в стороне от политики и вообще от собственно земных дел. Он превозносит бедность, он предостерегает богатых только потому, что «бедность» сродни «духовному детству», что богатство отвращает от по­длинных благ. Его критика не носит социального характера, она обру­шивается на сам «мир» как мир, в котором царят ложные учителя и ду­ховная нищета. «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Матф., 6: 33).

Разве последователь Христа не должен в таком случае покинуть град земной? Разве Евангелие не является в этом смысле политически разрушающим текстом? Религия Евангелия, пишет Руссо, «не только не привязывает души граждан к государству, она отрывает их от него, как и от всего земного. Я не знаю ничего более противного духу обще­ственному» («Об общественном договоре», кн. 4, гл. 81).

Но существует и другая сторона евангельского учения. Христос ставит град земной в подчиненное положение, но не отвергает его. В более общем виде его отношение не является гностическим отказом от мира: он принимает дружбу, присутствует на брачном пиру, изле­чивает больных, говорит о красоте Творения; в своих притчах он обра­щается к повседневной жизни и труду... Наконец, и самое главное, — он нераздельно связывает первую заповедь и форму деятельности в мире, каковой предстает милосердие: возлюбить Бога означает также возлюбить ближнего своего. В частности, он не оспаривает работу центуриона, деятельность Пилата, он не отвергает политику. Собст­венно, непосредственно политическое учение Евангелий заключено во фразе, где он признает сферу, принадлежащую Кесарю. Евангелия рассказывают, что фарисеи, стремясь скомпрометировать Христа, по­сылают к нему своих учеников, чтобы спросить у него, дозволено ли платить налог Императору. Ответ Христа имеет огромное значение для политической истории Запада:

«Но Иисус, видя лукавство их, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры?

Покажите мне монету, которой платится подать». Они принесли ЕмудишриЛ " И говорит им: «Чье это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаревы <;: Тогда говорит им: «Итак, отдайте кесарево Кесарю, а Божие Богу» Услышав

это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Матф., 22: 18-21).

1 РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М.: Канон-пресс-ц, Кучк<


и искусство пол итики

„Кесарю — кесарево...» В одном смысле эта фраза является ни­спровергающей или революционной. Она постулирует принцип, чуж­дый как греко-римскому, так и иудейскому миру: религия и политика занимают различные области. Новый закон противостоит всякому политико-религиозному порядку, он разбивает традиционное единст­во власти. В другом смысле «Кесарю — кесарево» не означает разры­ва, поскольку признает законную роль политики: Кесарю следует от­дать то, что ему причитается. Формулировка вызывает сложности ин­терпретации, но она совершенно ясно означает следующее: Христос не призывает к политическому отступничеству.

Проповедь Павла несет в себе именно этот смысл. В соответствии с точным учением Евангелия сначала он провозглашает: «Наше же жи­тельство — на небесах» (Послание к Филиппинцам, 3: 20). Но он не считает, что в ожидании второго пришествия Христа христиане должны пребывать у обочины града земного. В противоположность тенденциям раннего христианства он постоянно проповедует подчинение властям и уважение к гражданским обязанностям (Послание к римлянам, 13: 1-7). И более того, в том же тексте он также объясняет или уточняет смысл «Кесарю — кесарево»: «...нет власти не от Бога; существующие Же власти от Бога установлены... Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, те­бе на добро*. Высказывания Павла имеют огромное значение; град зем­ной также принимает участие в божественной деятельности. С одной стороны, власть проистекает от Бога (из его принципа, а не формы или его действий, уточняет св. Иоанн Златоуст, а вслед за ним и традицион­ное учение). Следовательно, политика по праву принадлежит христи­анскому миру, и доля кесарева не так уж мала и незначительна. С дру­гой стороны, власть служит благу, которое может быть в данном случае лишь естественным благом, поскольку власть, о которой говорит Па­вел, есть власть языческая. У власти свои собственные цели, она вписа­на в естественный порядок политики, как ее пожелал Бог. Политиче­ская теология св. Павла открывает путь политической философии.

В глазах Апостола несмотря ни на что эти вопросы все равно оста­ются вторичными по отношению к главному: сверхъестественная на-Дежда и формирование и развитие в земной жизни сообщества учени­ков Христа как духовного сообщества. Следовательно, христианин в этом мире участвует в жизни как града духовного, так и града земного. * Теология св. Павла победила. Но трудности интерпретации умно-Хались с течением исторического времени и с изменением религиозно­го контекста (победа христианства над язычеством). Каким образом бедует понимать эту двойственную принадлежность или это двойное гражданство в мире, официально ставшим христианским? Или точнее:


 


48 Способы интерпретации политики


Экономия спасения и искусство по литики 49


 


1) Каков смысл продолжающейся земной жизни в лоне действий по
спасению? Как объединить историю града земного и духовного'.1

2) Град земной (или царство Кесаря) обладает автономией, но она со­
ставляет часть и естественного порядка, желаемого Богом. Каков этот
естественный порядок и как связан он со сверхъестественным*

3) Церковь берет на себя исполнение требований спасения, но она
также защищает и естественный порядок; как же связать власть цер­
ковную и власть политическую? Эти вопросы пересекаются, история
даваемых на них ответов сложна. Но при этом господствует творчест­
во двух людей, стоявших у истоков традиции Церкви. — творчество св.
Августина и творчество св. Фомы. Что же касается практики в области
политики, то она получила свободу вместе с возникновением принци­
па различения двух порядков вплоть до реакции на христианство п
Новое время.

}







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия