Основная линия водораздела?
Борьба, развернутая Современностью против политической власти католической Церкви, в конечном итоге увенчалась успехом. Католицизм утратил в латинских странах статус государственной религии, римская Церковь была вынуждена оставить свои земные владения, современный принцип религиозной нейтральности государства превратился в общее правило, общества стали секуляризированными. Уязвленная в своих земных позициях, как и в духовном владычестве,-порой — жертва антирелигиозной политики (преследования Фран-* цузской революции, Kulturkampfs Германии, «антиклерикальная» литика ITI Республики), Церковь на протяжении всего XIX века более поздний период прочно придерживалась своей приверженн< модели прошлого: христианство или католическое государство, т. политико-религиозный порядок. Григорий XVI в своей энци1 Mirari vos (1832), Пий IX в Quanta сига и в Syllabus (1864) вновь твердили принципы государственной ортодоксии: осудив католич! ский либерализм, разоблачив «свободу заблуждения», обязав государ- Экономия спасения и искусство по литики 61 сТВо выполнять религиозные законы, Лев XIII, Пий X и Пий XI с некоторыми нюансами вписываются в ту же линию развития мысли. Ситуация, кажется, начинает меняться с приходом Пия XII (избранного папой в 1939 г.). Иоанн XXIII продолжил начатое дело, и такое положение было подтверждено II Ватиканским собором (1962-1965). Степень изменений сложно установить, да и сами изменения носят спорный характер. Латинские тексты трудно поддаются интерпретации в силу общего характера отдельных формулировок, а также из-за традиционной практики «примирения» или стремления обозначить преемственность. И тем не менее кажется бесспорным, что примиряющие тексты энциклик Gaudium el spes и Dignltatls humanae указывают на ощутимые колебания доктрины. Какие колебания? Церковь освободилась от средневековой политической модели. Политико-религиозный идеал христианства, смешение политического сообщества и сообщества религиозного, теория двух мечей, государственная ортодоксия и призыв к светским властям, казалось, были сохранены. Главная новация по отношению к традиционному учению, освящаемая энцикликой Dignitatis humanae, касается религиозной свободы: в религиозной сфере никого нельзя «принудить» действовать против своей веры, никому нельзя воспрепятствовать действовать в соответствии с его верой в известных границах. Отныне Церковь упрочивает это «позитивное достижение современной культуры», представляющее собой «заостренный смысл достоинства человеческой личности, ее неповторимости, как и уважение к свободе сознания» (Иоанн-Павел II, Veritatis Splendor, 1993 г., 31). Конечно, Церковь не примыкает к субъективизму — сознание ничего не творит, ничего не определяет, критерии добра и зла носят объективный характер, но она отвергает авторитарную формулировку: если заблуждение остается заблуждением, следует уважать свободу человека в его заблуждении при условии соблюдения требований здравого смысла. Таким образом, Церковь отказалась от образца унаследованной истории. В главных своих принципах она осталась верна своему традиционному учению. О чем говорит это учение в конечном счете? Если ограничиться рассуждениями римских духовных авторитетов (в лоне Церкви существует немало разногласий), политическая доктрина Церкви, как представляется, сводится главным образом к трем сериям Утверждений: Порядок политический и порядок духовный не должны ни смешиваться, ни разделяться. С одной стороны, в соответствии с утверждением Евангелия, область власти политической и область власти духовной сУть различные области. Существуют различные планы, в которых 62 Способы интерпретации политики свершается человеческая судьба, как пишет св. Фома, и каждый из этих планов обладает собственными средствами и целями. У государства свои законы, у Церкви — свои. У каждого свое призвание. «Каждый в своей области — политическое сообщество и Церковь — незави- t симы друг от друга* {Gaudium etspes, 76.3). С другой стороны, религиозная миссия Церкви не ограничив* отдельной частью человеческого существования, она объемлет в человека. Христианин всегда христианин, он не должен жить двойной жизнью, веруя в воскресенье и оставаясь неверующим всю неделю этом смысле Церковь чувствует себя обязанной трудиться над п чтобы привить христианский дух всем видам человеческой деятельности, в этом смысле она не может оставаться безразличной к политическому и социальному порядку, коль скоро тот согласуется с потребностями личности. «Недопустимо и противно духу Евангелия пытаться ограничить религию частной сферой личности. Парадоксально забывать о ее политическом и социальном измерении» (Иоанн-Павел II, Мадрид, 13 июня 1993 г.). Как примирить обе перспективы? Как представляется, форм; примирения могла бы быть следующей: не существует христианском'" политического проекта или христианской политической программы, но существуют христианские политические принципы. У Церкви нет конкретных решений или готовых технологий, «она не предлагает экономических и политических систем или программ, не выражает своего; предпочтения по отношению к тем или иным системам или программа мам, только бы достоинство человека было должным образом почитав* J мо и вознаграждено, и только бы она сама обладала необходимым про- ■ странством для исполнения своих обязанностей в мире» (Иоанн-Павел ТТ, Sollicitudo rei sociatis, 1987 г., 41).Предмет социальной доктрины Церкви — не определение политико-социальной модели, «третьего пути» между либеральным капитализмом и марксистским коллективизмом, но установление принципов и ориентиров, основанных на Откровении и естественном законе. В этом смысле нет «христианской политики» но есть «христианские требования в политике». На практике наИ* J лучшим решением могло бы быть решение о «святом сотрудничестве* I между Церковью и государством с учетом конкретных обстоятельств. '■ J ■. '*' Политика — «очень благородное искусство» {Gaudium el spes, 76.5) Политика — это искусство, поскольку она обладает свойственны* ей целями и одновременно зависима от обстоятельств пространства Л времени. Каковы эти цели? Верная своим традициям и, в частности,.! св. Фоме, Церковь неутомимо напоминает о трех фундаментальны* 1 Экономия спасения и искусство политики 1 Политическая власть — это служба, она подчинена общему бла-,v и в итоге — благу личности. Политика не механистична, она не сводима к технике, она есть моральная деятельность, заботящаяся об ус-■ювиях совместной жизни, и при опоре на свободу и смысл ответственности направленная на осуществление человека как личности. Она ссылается на объективное благо, благо целостного человека, а не какой-то из его частей. Бытие предшествует обладанию; 2. Политическая власть должна уважать общественное измерение 3. Равенство в достоинстве людей имеет свое политико-социаль 64 Способ ы интер прет ации п( (Павел VI, Popu/orum Progressio, 1967 г., введение). Церковь призывает \ к истинному развитию, не отделяющему экономическую сферу суще» | ствования от сферы человеческой, и признает правомерность всех по- j требностей личности. Обладание играет свою роль, но оно подч! бытию. На основании этих принципов Церковь судит о режимах, ни. однако, не выделяя ту или иную форму правления. В отношещ беральной демократии Церковь в период после примирения вы ст одновременно с критикой и с одобрительными суждениями. Cm ет различать: духовные авторитеты «одобряют» демократически тему в той мере, в какой она обеспечивает политический выбо дан, они провозглашают себя либералами в отношении Прав ч ка, но в то же время отвергают абсолютную демократию и всяк! дикальный либерализм — сама по себе воля народа не способна с лать легитимным никакое политическое решение, подобно тому, К воля индивида сама по себе не способна оправдать никакое г ние. Главный критерий — уважение объективного блага. Челом скал воля не является суверенной, человеческий разум не правиттй щами. Данный момент-всегда представляет собой камень претк! ния между католической мыслью и современным мышлением (крайней мере, в его чистой версии). Церковь устанавливает принципы и ориентиры. Вне этого (проповедует «ученое незнание» и взывает к тем, кто занимается л тическим ремеслом, и к тем, кто их избирает. Самое главное -прежде всего моральные данные: чтобы народ не превращался в v су, чтобы политические деятели были честными и неподкупны чтобы первейшее значение имела забота об общем благе. Затем ц ся также компетентность и практические знания правителей, нимание обстоятельств и специфики (осторожность). Хрисп этом отношении призваны подавать пример. Как граждане онид ны действовать, не привлекая к делу Церковь, но от собстве имени (в конкретных действиях политический плюрализм опр. Иными словами, Церковь принимает введенное Жаком Maj различие между «действием по-христиански» и «действием я нина». Христианское влияние всегда должно существовать, f стианской политической программы не существует. Политика имеет свои границы, но история открыта для благодати.^ Единственная надежда, оставляемая политикой, — это то, что она сит подчиненный и незавершенный характер. Порядок политики, когда не может обладать абсолютной значимостью, христианские яния всегда направлены по ту сторону политики, по ту сторону вре Экономия спасения и искусство политики 65 „и В своем собственном порядке политика обречена на несовершенство Если и существуют «структуры греха» (Иоанн-Павел II), прови-пешшальной системы не существует. В конечном счете все зависит от людей, а люди разделены в самой своей душе, поскольку их природа поражена грехом. Зло сосредоточено в человеке, «борьба против сил тьмы проходит через всю человеческую историю» и будет длиться до скончания времен (Gaudium eT spes, 37). Совершенное государство не принадлежит к этому миру. Невидимым образом благодать действует в истории, и Царствие Божье уже присутствует на земле. Оба града таинственным образом переплетены в этом мире. Поэтому если и следует тщательно отличать прогресс человечества от становления Царства Христа, прогресс этот тесно связан с Царством в той мере, в какой он делает более гуманной совместную жизнь людей (Gaudium et spes, 39.2). Евангелические основания приближают людей к Богу, но они также сближают и людей друг с другом. Пути спасения суть те пути, следуя которым мир становится более гуманным. Католическая Церковь пытается объединить оба конца цепочки, приобщиться к каждому из двух градов. Она учит одновременно о несовершенстве мира и о красоте Творения, о приоритете духовного и об автономии политики, о таинственном развертывании святой истории и о добродетелях естественного порядка, об исключительности милосердия и об искусстве осторожности в политике, о тщетности величия в деле обустройства общества и необходимости властей... Католическая доктрина противостоит всякому радикализму и всякой политической утопии, она радикальна в своем призыве к людям; она говорит о мудрости естественного закона, она требует прежде всего «крестных страстей». Оба измерения не противостоят друг другу — благодать превосходит природу, — но их взаимосвязь колеблется меж-ДУ двумя полюсами. Попросту говоря, между полюсом, воплощаемым св. Августином, и полюсом, воплощаемым св. Фомой. Напряженные отношения между двумя градами внутренне присущи католической мысли. N. Эмансипация воли и политика как техника Современная политическая философия Конечно же, современная политическая философия не представляет собой однородной системы. К чему объединять под одним определением таких мыслителей, как Макиавелли, Монтескье, Маркс, которых разделяет или противопоставляет друг другу столько идей? На первый взгляд, единство современной политической философии обусловлено одним критическим моментом: современность отказывается от предшествующей традиции как от нереалистичной и губительной. Но если вглядеться более внимательно, эта критика опирается на нечто общее, что можно назвать современным духом и что ориентировано в одном направлении: эмансипация воли. Идея эмансипации может быть осмыслена как с умеренных, так и с крайних позиций. История современной философии политики в самом широком смысле предстает как радикализация этой высвобождающейся воли. В центре этой истории — новый статус разума. Этот статус отличен во многих отношениях. Во-первых, современный дух утверждает автономию разума более радикально, чем классическая философия и a fortiori классическая христианская философия. Автономия современного разума означает не только отказ от принципа власти, — а следовательно, отказ от политической власти религии, — она означает также и отказ от принципа цели. Человек не является больше величиной, принимающей Решение в превосходящем его порядке, — Космосе греков, Творении христианства, — он не подчинен цели, свойственной его природе, он автономен. Развитие духа современности приводит к следующему поло-ению: человек суверенен, он обладатель смысла. Традиция, таким об-Разом, отвергается, поскольку она ставит индивида в зависимое положе-е> поскольку она препятствует достижению его самостоятельности. 68 Способы интерпретации политики Во-вторых, этот полностью или радикально автономный разум есть разум наступательный. Разум древних или христианства был направлен в первую очередь на личную жизнь: он должен был позволить каждому человеку управлять своими страстями и вести свою жизнь в соответствии с природой животного разумного. Разум современный изменяет ориентацию: он направлен на внешний мир и намеревается изменить условия жизни людей. Он вдохновляется духом завоевания, направленным одновременно на господство над природой благодаря науке и технике, а также на господство над обществом благодаря рациональной организации последнего. Открывается новое обширное поле — поле внешнее, в отличие от поля внутреннего. Мир свободен, он гораздо более податлив, чем это полагали ранее, и свобода действий человеческой воли в нем куда больше. Судьба — это женшина, говорит Макиавелли, и покорить ее нужно силой; природный мир предстоит завоевать, говорят Бэкон и Декарт, человек должен стать его «хозяином и обладателем»; историю нужно строить, говорит Маркс, ей требуется сила, чтобы произвести на свет новый мир. В более или менее радикальной или в более или менее умеренной форме современный дух намеревается переосмыслить мир, чтобы изменить его. Из этого следует, что традиционный разрыв между теорией и практикой имеет тенденцию к стиранию. Знание — сила, оно предвещает новую эпоху человеческого удела. В-третьих, новая ориентация разума означала следующее: если, с одной стороны, современный разум воинственен, с другой, — он прислужник. Разум дает силу изменить внешний мир, он пытается оторваться от управления миром внутренним. Иначе говоря, он встает на службу свободе, которая становится все более и более недетерминированной, он отпускает вожжи человеческих желаний. Современный разум постепенно очистил идею человеческой природы от всякой субстанции, чтобы прийти к следующему заключению: природа — это чистая свобода, она строится посредством истории, или она строится^ так, как строит каждый самого себя. В своей чистой и радикальной ■> форме современная мысль рассматривает человека как творца самого-З себя. Воля стирает природу. В дело вступает разум, он является отны-м не не жизненным, но инструментальным, он направляет все среде на достижение человеческого могущества, — могущества, кеч следует использовать, чтобы сделать жизнь более долгой, более пр ной, более богатой возможностями, — или на достижение могуще как такового. В сравнении с классической эпохой современность тро^ бует разума одновременно и больше, и меньше: с одной стороны, она возносит разум, с другой, — принижает его. Поэтому и выводы ее противоречивы: отныне существует общество или общественный по<1 Эмансипация воли и полит построенный в соответствии с разумом, но не существует более ^из'ни в соответствии с разумом. Соответственно политика изменяет свою природу. Модернист-й бунт означает, что политика присваивает себе божественную С сть и власть клерикальную- Более глубоко проект модернизма оз-Чает что политика перестает быть искусством, чтобы превратиться технику. Финалистское определение политики уступает место определению инструментальному. Традиция считала предметом политики труд во благо человека, политика же с точки зрения современных людей — рациональное устройство социального мира во имя человеческой эмансипации. Для представителей классической эпохи политика оставалась за пределами разума; для представителей Современности политическая проблема имеет рациональное решение. Современная философия более не занимается добродетелями действующих лиц, она полагается на добродетели системы. Итак, политика изменяет свою природу, а следовательно, и стратегию. Философия не только просвещает политику, ее призвание — направлять. Стремление полностью рационализировать политику оправдывает и новую политику философии: сочинения эпохи современности в целом носят воинствующий характер. Политические трактаты представляют собой также программы или манифесты. В таком случае двойственный язык, используемый представителями Современности, обладает совсем иным смыслом, нежели у греков. Он не направлен на сохранение мнения и философии, он направлен на овладение мнением и развитие философии. Двойственный язык эзотеричен, чтобы провести цензуру, но самое главное — он эзотери-чен, чтобы беспрепятственно убеждать. Великое предприятие требует великих действий. Если обратиться к деталям, то дело здесь гораздо более сложное. Прежде всего, история развития мысли не носит совершенно линейного характера. Идея постепенной радикализации современного мышления действительна лишь с некоторыми оговорками (Макиавелли более радикален, чем Монтескье). Кроме того, современная политическая философия разделяется на различные течения. Вновь прибегнув к упрощению, мы получим, с одной стороны, либералов (в широком смысле), для которых освобождение индивидов или их сво-да-автономия связана с применением протекционистских техноло-св°боды; с другой стороны, — приверженцев провиденциальной ^стории, для которых эмансипация человечества произойдет посред-вом истории, тогда как политика дает л ишь средства освобождения, ковы Два наиболее крупных течения современности. В их основе -оральная революция, совершенная при полном понимании дела 70 _Способы_интерпретации политики Эмансипация воли и
двумя великими первопроходцами современной политической философии: Никколо Макиавелли и Томасом Гоббсом.
|