Правила метода
Итак, позитивизм постулирует следующие принципы: 1) научный разум совпадает с просто разумом; 2) моделью развития социальных наук выступают науки о природе (научный метод един, он всецело или в самом широком смысле независим от своего предмета); 3) из этого вытекает постоянство проблематики. С этой точки зрения вопросы метода являются предварительными. От этого они не становятся менее дискуссионными. В рамках социальных наук существуют различные варианты позитивизма — существуют также школы или авторы, отходящие от некоторых позитивистских принципов (например, преемственность Макса Вебера). При детальном подходе дела обстоят куда сложнее. Однако при самом общем взгляде они проясняются: по самым главным направлениям существует в целом господствующее объяснение или, если хотите, установившаяся концепция позитивистского метода. В чем же состоит эта концепция? Метод — начало всего. В этом смысле позитивистские социальные науки идеалистичны: они исходят не из материальных объектов, но из мысли. Наука — это победа человеческого духа над реализмом здравого смысла, она требует изменения отношения к миру. «Ученый-обществовед* должен отбросить все, что ему известно как обычному человеку, он должен в некотором смысле пройти через зеркало, чтобы руководствоваться не вещами, но значением и границами научного разума. Метод определяет все остальное. Золотых правил метода четыре: внешняя позиция наблюдателя, его нейтральность, техничность, общий подход. Правило внешней позиции применяется в два этапа: научный ра-^ум должен прежде всего дистанцироваться, а затем с этих позиций конституировать свой предмет. Необходимая дистанция подразумевает, что «ученый-обществовед», так сказать, очишается. Он должен 4 Еенетон «Впеденисвлолнт.науку* 98 Способы интерпретац ии полит ики___________________ ^ порвать со здравым смыслом, а также и с тем, что он считает выведенным из личного опыта или, иными словами, с «ложными очеви ностями, управляющими разумом обывателя» (ДюркгеЙм). Не суш ствует подлинного донаучного знания, потому что здравый смы или спонтанный опыт в значительной степени живут иллюзиям поскольку они загромождены предпонятиями или предрассудкам Специалист в области социальных наук должен также отбросить ч ловеческие дела, которые он избирает в качестве своего объекта. С сознательно ставит себя вне игры, он придает большое значение i му, чтобы не быть заинтересованной стороной в изучаемых чувств и интересах. Только таким образом он может достичь безличности' или «объективной» точки зрения: его устами говорит не он сам, * научный разум. Наука — это прежде всего стремление быть не] ральным. После такого дистанцирования наука об обществе использует с собственный язык и свои собственные категории. Она образует свои понятия и конституирует или строит свой предмет. Факты сами по се*! бе не говорят или, как предельная позиция, они не существуют. Реальность имеет смысл лишь после того, как в ней усомнятся. Инициатива принадлежит науке. Точка зрения внешнего наблюдателя — высшая точка зрения. Второе правило — правило нейтральности — заставляет ученого воздержаться от всякого «ценностного суждения». Наука наблюдает, экспериментирует, объясняет, она не судит, она не предписывает. Не следует смешивать жанры: научный анализ и ценностное суждение принадлежат к двум различным областям, не сводимым друг к другу; Область науки — это область разума, вопросы же ценностей в итого подчиняются иррациональному. Невозможно логически или экспе-риментально установить, что то или иное действие, то или иное прот-изведение в конечном счете имеет большее значение, чем другое. Вьн сший критерий всегда произволен. Иными словами, как свидетельств вует история, субъективность творит закон: идеи Блага или Прекрасч ного изменяются в зависимости от места, эпохи или партии. Следовательно, «война богов» (Макс Вебер) или конфликт ценностей чужд науке. Социолог, экономист или политолог должен заставить умолкнуть свои предпочтения, чтобы не предать свое предназначение. Эта 1 нейтральность распространяется на метафизические и теологические ' вопросы, которые по природе не входят в компетенцию научного разума. Вопросы бытия, конечной цели, божественного опыта к делу не относятся. Подобно вопросам о «ценностях» они зависят от сферы мнений. А мнениям запрещен вход в град науки, по крайней мере, в качестве предмета для изучения. Научный проек т и ослабление полит ики Кроме того наука об обществе предполагает техничность. Научное знание использует методики ad hoc.1 Методики исследования, анализа данных, являющиеся орудиями строго эмпирического познания, методики формализации, позволяющие вырабатывать модели. С этой точки зрения приветствуется использование математики и информатики. Социальные науки — удел «профессионалов», они требуют умения пользоваться научными методами. Наконец, последнее правило состоит в том, что социальные науки направлены на всеобщность. Наука по своей природе пытается свести иное к тождественному, избегать особенностей, побеждать разнообразие выведением законов. Речь идет о том, чтобы навести порядок, создать системы. Эти законы не должны иметь ни малейшего отношения к какой-либо цели человеческой жизни, они должны устанавливать закономерности, т.е. объяснять, каким образом в социальной сфере причины обусловливают последствия. Почему бы общественным наукам не преуспеть там, где преуспели науки о природе?
|