Растворение политики
Политика, понимаемая традиционно, преграждает путь всевластию науки. Мир форм правления — это мир многообразия и случайности. Наука же стремится к обобщению. Как можно выработать науку об обществе, если различные общества отличаются друг от друга природой в силу различных политических режимов? Как можно подойти к общим законам, если многое зависит от поведения акторов? В классическом смысле формы правления — это законы и люди. Они сочетаются со свободой акторов, рассматриваемых как агенты, столк- 102 С пособы интерпретации политики нувшиеся с неопределенностью и выбором. Они также считаются устранимыми различиями (существуют те, кто отдает приказания, те, кто им подчиняется, те, кто действует, и те, кто стоит в стороне)' с ролью обстоятельств. Во что превращается наука, если амег. екая демократия многим обязана сознательному действию Fo Fathers,1 если нацистский режим неотделим от личности Гитле] ли большевистская революция свершилась по воле обстоятельс... ли нос Клеопатры изменил лицо мира? Наука о политике должн; дикально переосмыслить политику, заменить мир форм правл! миром систем или процессов, растворить политику как независи: и особую деятельность. Современная политическая наука вовсе не является независим* дисциплиной, и еще меньше — архитектонической дисциплиной, которой говорил Аристотель. В значительной степени она попала висимость от других гуманитарных наук, которые объясняют пол] ку, полностью уничтожая ее. Эта эволюция выражалась первонач: но и прежде всего засильем социологической перспективы, п. шейся подчинить политику (политику можно объяснить через № логическое) и отодвинуть ее на второй план (политика предстаи собой один из секторов общественной жизни). Политическая нау] этом случае оказывается в каком-то роде отстраненной, она ет с политической социологией. Другими словами, она предстаь....^.^ собой лишь отдельную и второстепенную ветвь анализа «обществен^ ных формаций» или «социальных систем», законы функционировал ния которых носят неполитический характер. Не так давно экономии сты или их передовой отряд, вооруженные собственной моделью по^ ведения, выдвинулись на позиции политической науки и создали тай свою школу. Политика (а в действительности демократическая политика) стала походить на рынок, где совершается рациональный ofr-мен, мотивированный интересом. Политический режим не является более главной причиной всего самого важного в социальной жизни людей, он утратил этот статус, уступив место таким категориям, как социальная структура, «культура» или рынок. Политика растворилась в социальном. Таким образом, первая тенденция состоит в полной социологиза-ции политики. В этом направлении работали марксистские интерпретации, равно как и все теории систем или функционалистские теории, имевшие успех в Соединенных Штатах (а рикошетом и в других страч нах). Возьмем, например, эти американские теории — теории Роберта Дэла, Дэвида Истона и Габриеля Алмонда, которые, если рассматри-
эснователи (англ.) — При ___________ Научный пр о ект и осла б ление поли тики 103 вать период с 1945 г., были наиболее известными и влиятельными. Для Р. Дэла (см., в частности, его работу «Современный политический анализ») политика вовсе не является особым и всеохватывающим измерением социального целого, политика всегда существует там, где имеется власть. Как только люди вступают в длительные отношения, в которых проявляется власть, эти отношения и конституируют политическую систему. В этом смысле профсоюзы, клубы, университеты, и т.д. образуют политические системы. Конечно, на уровне всего общества существует «правление», но его функции по природе своей схожи с функциями, исполняемыми другими властями. Единственная его особенность, проявляющаяся лишь эпизодически, состоит в том, что правление это располагает средствами воздействия (использование физической силы), которыми обычно прочие власти не вправе воспользоваться. Таким образом, система «правления» представляет собой лишь одну систему наряду с другими. Следовательно, нет никакой существенной разницы между различными формами власти: нет разницы между властью, которую осуществлял Гитлер, и властью, которую осуществлял Рузвельт, нет разницы между властью, отправляемой Сталиным, и властью президента рыболовного общества. С другой стороны, Дэвид Истон («Анализ политической системы») также уничтожает различия. Он представляет так называемый «системный» анализ, пригодный для всех видов политических обществ. Разнообразие поглощено системой, законы функционирования которой имеют общую значимость. Система стирает формы правления. Во что же превращается политика? Она сводится к процедуре отсева или арбитража требований общества или, используя «истоновские» выражения, она представляет собой всего лишь систему взаимодействий между политической системой и ее окружением (Д. Истон не занимается внутренним содержанием политической системы, рассматриваемым в рамках анализа как «черный ящик»). Отсюда следует, что политика Сталина по природе своей тождественна политике Рузвельта, она представляла собой разрешение спора между различными социальными запросами; крах Гитлера не означал никакого разрыва в немецкой политике, одни и те же категории пригодны для анализа политики как до Гитлера, так и после него. Короче, в политике ничего не меняется кардинально. Не существует более различий, наука победила особенное. Теория Г. Алмонда принадлежит тому же роду. Г. Алмонд — первопроходец и наиболее известный представитель американской школы «сравнительной политологии». Поначалу он представлял «структур-но-функционалистскую» теорию, близкую теории Истона; всеобщая -.4 1М_Слособы_ингерпрвтации политики модель, стирающая природные различия между режимами — одни и те же структуры, одни и те же функции встречаются повсюду, — и совершено не позволяющая понять изменение по существу. Затем он систематизировал идею «политического развития».1 Перспектива уже не носит статичного характера, но она имеет ту же направленность. Различия между режимами сведены к различиям в степени: один масштаб пригоден ко всему, законы изменения общие для всех обществ, современность (западная или американская) как конечная точка. Наука унифицирует и обещает единообразие. Вторая тенденция состоит в применении к политике модели, под- ] сказанной экономикой (или, точнее, теорией либеральной экономя- | км). Наиболее чистой ее формой выступает экономический анализ политики, бурно развивавшийся под названием теории Public Choice,1 начиная с новаторских работ Энтони Даунса,3 а также Дж. Бьюкэне-на4 и Ж. Таллока. Мыслители этой школы анализируют политику (в: самых общих чертах сведенную к либерально-демократической поли-! тике) в терминах стоимости, выгоды и риска или, если котите, в терминах ставок, стратегий и стратегических контекстов. Выбор избирателей, программы партий, общественные решения по сути своей принадлежат к тому же типу интерпретации, что и экономическое поведение: у акторов всегда есть лишь одно основание для действия, они пытаются рациональным и эгоистическим образом извлечь максимальную выгоду, изменяются лишь ситуационные логики. Политика — такое же дело, как и все прочие, скрывающиеся под маской общественного интереса. Доведенная до конца подобная логика интерпретации заключает в себе следующее: поведение тирана по сути обладает той же природой, что и поведение человека в демократическом государстве, которое, в свою очередь, ничем не отличается от поведения главы предприятия; поведение избирателя аналогично поведению заговорщика, которое аналогично поведению потребителя. Нацистский лидер, продавец стекла, голлистский избиратель, человек, занимающийся биржевыми спекуляциями... — все в основе своей объяснимы одинаковым образом. Такое объяснение применимо и кдругим общественным явлениям (преступление, брак, воспроизведение потомства и т.д.), В итоге постулат обобщенной экономики уравнивает весь мир: человек всегда и везде одинаков, люди всегда и везде одинаковы. В та- 1 См.: G. Almond, J.S, Coleman erf. The Politics of the Developing Areas. Princeton 2 Public Choice — общественный выбор (англ.) — Прим. nepee. Научный проект и ослабление полынки 105 юлитика как специфический вид деятельности испу-
|