Научное конструирование мира
Метод позволяет взглянуть на мир по-новому. Он «деконструиру-ет» иллюзорный мир здравого смысла или философии, чтобы снять покров с объективного мира, управляемого социальными законами. По крайней мере, такова склонность социальных наук: позитивная наука стремится воздвигнуть новый порядок на обломках естественного порядка. Что же представляет собой этот научный порядок? «Конструируемый» методом мир обладает двумя чертами; он однороден, он механичен. Однородный мир. Принцип нейтральности опровергает объективную классическую идею, вписанную в человеческую природу и в порядок вещей. Утверждать, что конечная цель управляет миром, означает заблудиться в метафизике, означает постулировать я priori,2 что разум не сумеет обрести законную силу. Это означает также пренебрежение историчностью человеческой жизни, высвеченной научным наблюдением. Как примирить идею субстанциальной и иерархизиро-ванной человеческой природы с разнообразием культур и практик? Возьмем совокупность политики: на протяжении всей истории авторы провозглашают разнородные ценности и цели — где же тогда цели третному случаю (лат.) — 1 Ad hoc — букв, «для этого», т.е. примените 2 A priori —■ до опыта (лат.) — Прим. перев. 1 ТО Способы интерпретац ии поп итики___________________________ естественные? Идея естественного порядка политики — всего лил одно представление в череде других, и как таковое, является предм том науки. Мир, увиденный сквозь призму метода, лишен, таким об всякого целеполагания, в более общем виде он ускользает ото всякой^ иерархии в терминах «ценностей». Из вышесказанного вытекает еле-дующее: различия не составляют более различия. Все действия, все произведения одноплановы, ни одно действие, ни одно произведение не имеет большего значения, кроме как в количественном отношении. Новый мир — это мир, лишенный качеств, мир однородный. Категории социальных наук перестраивают мир, стирая традиционные; различия: понятия лидер или харизматический лидер применимы! равным образом и к демагогу, и к государственному деятелю, коммуникация обозначает одновременно и пропаганду, и информацию, культура состоит из великих и мелких произведений, рынки не изме-няют своей природы в зависимости от объекта. Все эти, а также и мно- ; жество других понятий (организация, мобилизация, ресурсы, польза, предпочтения...) нейтрализуют «ценности» и тем самым делают мир однородным. Механический мир. Этот мир однороден из-за недостатка смысла, ■ благодаря отсутствию иерархии он остается беспорядочным количе-. ством. Где же порядок, которого требует метод? Стремление к обобщению требует обнаружения за разнообразием явлений общности закона. Поскольку различия не могут быть иерархизированы, они должны быть редуцированы. Иначе говоря, они должны быть включены в процесс или в систему, связывающую причины и следствия. Подобная каузальная цепочка, чтобы иметь самый обший вид, подразумевает, что все люди в основе своей похожи. Что же является по сути общим для всех людей в отсутствие всякой субстанциональности или конечной цели? Логика интерпретации приводит к следующим предположениям: 1) любого человека можно свести к любому другому. Человеческая неповторимость противостоит всеобщности. Приписать Александру или Наполеону личную историческую роль означает усомниться в общественных законах. Следовательно, то, что свойственно тому или иному действующему лицу, представляет собой лишь видимость либо особый случай, объясняемый историческими условиями; 2) человеческое поведение можно свести к внешним причинам или к одному единственному основанию. Человек есть следствие, а не причина, а если же он выступает как причина, то его действия имеют лишь одно основание. Препятствие, которое следует устранить, — это множественность причин. Если люди действуют и разделены на груп- Научный проект и ослабление политики 101 ПЫ, как то говорит традиция, если они способны действовать в силу различных причин, социальная жизнь поражена радикальной неопределенностью. Во что превращается закон? К этому следует прибавить и еще одну трудность: мир причин невидим. Каким образом безличный взгляд стороннего наблюдателя способен постичь внутреннюю жизнь? Как научными методами можно проникнуть в души и сердца? Из этого вытекают следующие следствия: теории в социальных науках тяготеют к двум типам механистической интерпретации мира. Первая из них считает всех людей схожими меж собой, поскольку они сведены к следствию. Социология объясняет мир: все носит социальный или культурный характер. Людям неизвестен смысл того, что они делают, они действуют посредством структур, систем, процессов, ролей или функций (марксизм, структурализм, культурализм, функционализм). Второе направление считает людей схожими, поскольку они движимы одной и единственной причиной. Задаваемая экономикой модель объясняет мир. Люди эгоистичны и рациональны, всегда и везде они стремятся извлечь максимальную личную выгоду (т.е. главным образом получить материальные блага и власть). Область сознательного — это область единственно расчета, миром правит простейшая страсть. Ничто не мешает представить его в виде системы. Повторим, подобный анализ имеет значение только в понятиях тенденций. На практике все более нюансированно. Но эти тенденции сильны. Социальные науки не обсуждают напрямую вопрос «что есть человек?» Но они отвечают на него чередой базовых принципов метода: если социальные науки действительно существенным образом не отличаются от естественных, то и человек не имеет никакого существенного отличия: он походит на вещь, управляемую извне, или на жи-
;тинктом. Проект позитивистской науки мо--ического конца, только если человек лишен
|