ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Предварительные вопросы
ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛИТИКИ Элементы дискуссии RAWFSdTOAH *ШТШОП ШЩТЗЯПЯЗТНЫ ВО Предварительные вопросы Итак, существует множество вариантов понимания политики. Размышление, осуществленное Сократом, с тех пор разделилось как по вопросу о природе политического, так и по вопросу о способах его осмысления. Второй вопрос обусловливает первый, он представляет собой предварительный вопрос. Как подходить к политическим явлениям? Этот вопрос не совпадает с вопросом о методе, он предшествует ему: какова связь между познающим человеком и миром политики? В более обшем виде первый вопрос есть вопрос об отношении человека к миру. За ним следует выбор метода.
Восстановим в памяти и схематически обозначим две конкурирующие точки зрения. Точка зрения классического реализма заключается в следующем: человек — деятельная сторона мира. Он «погружен» в мир, он согласует с ним свои действия. Отделить человека от мира невозможно: наш взгляд на мир не может быть независимым, суверенным, чуждым нашей принадлежности миру. Иными словами, разум не способен предшествовать миру, он должен прежде всего подчинить себя тому, что независимо от него. Познание включено в бытие. Всякая философская или научная достоверность включена в достоверность предфилософскую или преднаучную, зависимую от реализма здравого смысла: признание того, что есть. Материальные предметы первичны, познание следует за ними, оно должно сообразовываться с ними. Метод должен подчиниться своему пред-Мету. В вопросах, подразумевающих человека или смысл происходящего, он требует вовлеченности всего бытия. Мыслить аутентично л о но лишь во взаимосвязи со всем целым. Значение имеют не °ЛЬКо технологии, сколько интеллектуальные добродетели. И пер-зн Из лих — это смирение по отношению к реальности. Познавать ^чит быть вовлеченным, но это значит также стремиться не выде- 120 Об ин терпретации по литик и______________ Точка зрения социальных наук (доминирующая версия) исггодНе на противоречий: для того, чтобы познать мир, от него нужно листан" цироваться. Ученый должен освободиться от мира, чтобы взглянут' на него извне. Метод придает ему статус объективного наблюдателя Метод первичен, рее остальное из него вытекает. Метод подчиняет себе свой предмет. Он подразумевает, что познающий человек подав ляет часть самого себя, всю ту часть, которая ускользает от намного разума. Научно мыслить можно только лишь частицей самого себя «Ученый-обществовед» раздваивается, он разделяет свое сущестяова-ние: его наука и его жизнь принадлежат к двум различным мирам Наука делает его непричастным к миру вещей, но она дает ему приоритет в том, что он изучает. Познавать означает не «быть вовлеченным*, но «утверждаться». Если анализ, проведенный в предыдущей главе, верен, то позитивистская точка зрения заводит в тупик. Однако дискуссия требует рассмотрения других вопросов: об отношении к политике и об отношении к «ценностями. Мы попытаемся обосновать избранный путь — путь, открываемый классическим развитием науки. Отношение к политике Вспомним. В соответствии с классической точкой зрения политическая рефлексия подчинена своему предмету. Из этого вытекает несколько следствий: 1. Предмет размышления о политике — люди. Их нельзя изучать так, как изучают камни или ракообразных. Здесь недостаточно внешнего наблюдения, здесь требуется понимание, насколько это возможно, нужно понять изнутри человеческие действия. 2. Политическая рефлексия принимает точку зрения разумного актора, озабоченного благом государства. Разве стоило бы заниматься философией или политологией, если бы они не были ориентированы на благо? 3. Политическая рефлексия исходит не из абстрактных понятий, чуждых политическому миру («система», «функции* и т.п.), но из различий, принадлежащих самой политической жлзнИ. 4. Политическое знание не замкнуто полностью в головах тех, чьей профессией является размышление. Существует значительная часть практический знаний, неотделимая от опыта, а значит, и от политического действия. Здесь также управляет реальность: есть пониманйе обстоятельств, которому нельзя научиться из книг. Зато с точки зрения современной политической науки политическая рефлексия доминирует над своим предметом. Отсюда следую щие последствия: 1. Наука едина — по образцу естественных наук — __ ^____ Пре двари тельные вопросы 121 на __ мерило всей реальности, а значит, и реальности политической. т. Политическая наука принимает не точку зрения актора, но точку рения наблюдателя, внешнего по отношению к ней, но не вовлеченного в нее. 3. Политическая наука исходит из понятий, выработанных самой этой дисциплиной, понятий аксиологически нейтральных, и подчиняет политическую реальность этим вопросам. Ничто не дано, началом всего выступает наука. 4. Научное знание независимо от политического опыта. Политическая наука — дело исключительно преподавателей политологии. Министрам, лидерам государств нечего сказать. Политическое действие ничему не учит. В последующих главах мы обсудим интерпретации политики, обусловленные двумя названными точками зрения. Здесь хотелось бы обратить внимание на другую серьезную методологическую трудность, на которую наталкивается позитивистская точка зрения. Трудность эта заключается в следующем: объективный наблюдатель лишен ориентиров. Взирая на вещи извне и оставаясь нейтральным, он утрачивает всякую возможность ориентироваться должным образом. Что важно в области политики? Что важно не просто в рамках той или иной теоретической конструкции, рассматриваемой независимо от реальности, но и в ней самой? Почему мы выбираем данный факт, а не какой-либо иной? С чего следует начинать объяснение? Короче, как можно построить иерархию реальности? Принципы метода обрекают науку на то, чтобы быть глухой, либо в неявной форме отвечать: самым важным является наиболее общее. Во имя чего? Разве черты, общие для всех выборов, более важны, чем тот факт, что одни выборы настоящие, а другие — ложные? Разве тот факт, что Черчилль и Гитлер оба выполняли «политические функции» более важен, чем разделяющие их различия? При отсутствии настоящего критерия наука погрузилась бы в произвол и анархию, если бы в некоторой мере, хотя и тайно, не играли своей роли традиции и здравый смысл. Вопреки всему царит хаос, а порядок в значительной степени развивается двумя ложными путями. Первый из них — это путь беспорядочного умножения эмпирических микротехнологий. Обсуждаемые вопросы определяются не столько важностью проблем, сколько возможностью применения к ним научных технологий. Погоня за тем, чтобы все привести к численным данным, приводит порой к фабрикации ^релевантных или мало релевантных «данных». Например, в предельном случае анализ текста может быть сведен к подсчету слов. Ко- ечно, занятый подсчетом исследователь уверен, что не утрачивает еГ° наУчного Достоинства. Второй ложный путь — это теоретиче- °е исследование, обладающее в известной степени собственной D"j- постановка вопросов диктуется теорией, направляется 122 Об интерпретации политики единственно критерием всеобщности, эти вопросы обладают авто номным существованием. Вопросы, имеющие важное значение для теории, могут не иметь значения для реальности. Является ли насущным возвращение к реальности? Как представляется, решение этого вопроса лает классический реализм: предметы, имеющие значение для философии или политической Науки, — это политически значимые вопросы. Реальность имеет решающее значение. Однако такое решение проблемы обязательно Предполагает использование ценностных суждений. И тогда мы оказываемся перед следующей трудностью: как можно говорить о том, что решающее значение имеет реальность, если все зависит от «ценностных» соображений? Пр едварител ьные вопросы 123 jp убеждений, когда обуздывает личные чувства, подчиняясь академической этике. Так поступает Родриго, когда он ставит честь своего отца выше своей любви к Химене, или Тит, отказывающийся от Бе-иенвки, ибо того требуют интересы Империи. Предпочтения — лишь подраздел в рамках категории ценностных суждений. Во-вторых, ценностное суждение может быть совершенно объективным. Вот простой пример (заимствованный у Раймона Будона): данный нож является хорошим ножом. Суждение устанавливает факт и устанавливает равенство в терминах ценности. Следовательно, демаркационная линия между академическим и неакадемическим мышлением должна проходить внутри самой категории ценностных суждений. Такое решение отстаивает В.Рёпке:
|