Студопедия — Системы или режимы?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Системы или режимы?






Как же классифицировать политические режимы? Как мы видели, наиболее известные классификации — классификации Аристотеля и Монтескье — использовали, хотя и по-разному, два критерия: способ организации политической власти или критерий структуры, и способ осуществления власти или критерий практики. Для представителей классической мысли господствующим критерием в конечном счете был критерий практики: основное различие — это различие, отделяющее правильное правление (соответствующее естественному праву) от правления неправильного. Дня Монтескье, или, по крайней мере, для Монтескье, каким он предстает нам в XI-й и связанных с нею книгах «О Духе законов», определяющим критерием выступает критерий структу­ры: основное отличие отделяет власть связанную (институтами) от вла­стей несвязанных. Почему? Для Монтескье важна не сама по себе структура власти, но то, как структура управляет практикой (т.е. гаран­тирует свободу). Правильное правление то, в котором способ организа­ции власти связывает способ ее осуществления, где человеческие пове­дения связаны институтами, короче, где свобода защищена от посяга­тельств. Либеральный проект Монтескье сочетается с его социологиче­скими устремлениями. Одно из его критических замечаний в адрес Аристотеля состоит в том, что тот слишком много внимания уделяет действующим лицам: «Видно, что Аристотель испытывает затруднения, когда он говорит о монархии. Он устанавливает пять родов ее и разли­чает их не по форме государственного устройства, а по случайным при­знакам, каковы добродетели или пороки государя» (О Духе законов, XI, 9). Правильный режим чужд этим «случайным вещам», но представля­ет собой по природе умеренное правление, он есть система.

Обобщим подход Монтескье. Все ли режимы способны создать спо­собы организации, выражающиеся в законах функционирования и по­могающие отличить один режим от другого? Возможно ли составить классификацию режимов, которая была бы классификацией систем? В своем курсе лекций, прочитанных в Сорбонне и опубликованных под заглавием «Тоталитаризм и демократия» (гл. IV и V), такую попытку предпринял Раймон Арон, принадлежащий к французской либеральной школе, основателем которой является Монтескье. Предлагаемая им классификация затрагивает главным образом режимы индустриальных


 

* обществ, но анализ распространяется и на другие режимы и приводит к

* классификации современных политических режимов (1957—1958 гг.).
. Эта классификация считается социологической. Раймон Арон — не по-
j зитивист, он критикует тех, кто смешивает объективное изучение и ци-
£ ничную (или утилитаристскую) философию политики, он вовсе не от-
| вергает философского анализа. Но в данном случае он сознательно идет
;■ в другом направлении и сосредоточивает свои усилия на выработке

единственно социологической теории политических режимов. Иными словами, его цель — это цель современных социальных наук: «Со­циолог, — пишет он, — должен понимать внутреннюю логику полити­ческих институтов», точнее, он должен определить «главные черты, ис­ходя из которых можно понять внутреннюю логику каждого режима» и затем создать классификацию различных политических режимов.

Какой же тогда должна быть классификация? В качестве отправной точки своего анализа Р. Арон избирает критерий дискриминации: раз­личие между одной партией и многими партиями. Он вновь обращает­ся к классическому критерию числа или, скорее, к антитезе один — не­сколько, но для того, чтобы применить его не к обладателям суверени­тета, но к политическим партиям. Этот критерий позволяет ему выде­лить два абстрактных или идеальных типа режима — режим конститу­ционно-плюралистический и режим единой или монополистической партии. Каковы же тогда черты этих режимов и каким образом они вы­водятся из существования многих партий или одной партии?

Следуя за Ароном, рассмотрим сначала режимы с несколькими партиями. Плюрализм партий подразумевает политическое соперни­чество, это соперничество требует правил, следовательно, такой ре­жим должен быть конституционным. Из плюрализма партий вытека­ет также и законное положение оппозиции. Если не все партии явля­ются правящими, то некоторые из них неизбежно должны находиться в оппозиции. Из законности оппозиции выводится еще более общий феномен — соответствующая законам или умеренная форма осущест­вления власти. Определения «соответствующая законам» и «умерен­ная» не эквивалентны, поскольку режим может быть законным, не будучи умеренным, и умеренным, не будучи законным. «И все же со­перничество партий ведет к тому, что реализация власти все более ог­раничена соответствующими законами, а значит, характер ее стано­вится все более умеренным».1 В таком случае режимы с несколькими партиями могут быть определены следующим образом: это режимы, в которых существует конституционная организация мирного сопер-

1 Арон Р. Демократия и

I.M.: Текст, 1993. С. 62-63.


162 06 интерпретации политику

ничества в реализации власти, соответствующей законам или уме­ренной и по сути своей временной.

Второй тип режима характеризуется монополией партии на закон­ную политическую деятельность. Эта монополия изменяет природу государства: если при режиме партийного плюрализма государство, не связанное ни с какой партией, является идеологически нейтраль­ным, то при однопартийном режиме государство предстает как при­страстное, нераздельно связанное с этой единственной партией и ее идеологией. Ведь монополия должна быть обоснована. Это обоснова­ние варьируется в зависимости от однопартийного режима, но в чис­тых случаях (наиболее чистый и законченный пример — советское го­сударство); оно основано на призывах к революционному изменению общества. Пристрастное государство официально освящает эту идео­логию и, следовательно, разрушает свободу политических дискуссий. Логика режима такого порядка не заключается в реализации соответ­ствующей закону или умеренной власти. То, что власть здесь законна, не подлежит обсуждению. Но, по крайней мере в отношении тех, кто не принадлежит к партии-монополисту, государство обладает безгра­ничными возможностями воздействия.

Затем Арон переходит к определению идеальных типов в класси­фикации режимов. Черты, определяющие идеальные типы, не обяза­тельно предстают объединенными в реальности. Их следует выделять. Так, существуют виды режимов с единственной партией: наряду с «чистым и совершенным типом* тоталитарного режима (Советский Союз) существуют режимы с партией-монополистом, чьи амбиции более ограничены и где общество не полностью совпадает с государст­вом: у итальянской фашистской партии не было всепроникающей то­талитарной идеологии, на практике многие виды деятельности оста­вались независимыми и могли избежать политизации; другой вари­ант — единственная партия Кемаля Ататюрка в Турции не имела ам­биций большевистской партии и считала себя временной (ей удалось отказаться от собственной монополии и организовать свободные вы­боры, в ходе которой она потеряла власть). В конечном счете однопар­тийные режимы можно классифицировать в зависимости от более или менее всеохватывающего характера идеологии и степени власти государства над обществом. Существует и третий вид режимов, при которых не существует ни одной, ни многих партий, ни революцион­ной законности, ни законности электоральной. К этой категории принадлежат Португалия времен Салазара и Испания Франко. Это авторитарные режимы традиционного характера, которым неведома электоральная состязательность, но которые вместе с тем не являют-


Основная переменная 163

', pi и однопартийными режимами, сравнимыми с национал-социали-(д-ическим или коммунистическим образцом.

■у, В качестве следующей ступени анализа Раймон Арон обосновывает дспользуемый критерий. Партии представляют собой лишь один из многих политических институтов, к чему же превращать число партий ь Критерий для дискриминации режимов? Основная причина здесь со­стоит в следующем: традиционная легитимность, основанная на рож­дении или прошлом, утратила свою силу; принцип легитимности, на который ссылаются почти все сегодняшние режимы, носит демокра­тический характер. «Вот почему важнейшим фактором — если демок­ратическая верховная власть очевидна — становится выражение де­мократического принципа в формах государственных институтов. Од-нопартийность или многопартийность — формы выражения одного принципа: верховная власть принадлежит народу опосредованно, че­рез государственные институты».1 Таким образом, выбор этого крите­рия основывается на следующей идее: характерной чертой политиче­ских режимов нашего времени являются условия партийной борьбы.

Отвечает ли данная классификация этим целям? Вопросы, кото­рые предстоит решить, таковы: представляет ли собой ароновская классификация классификацию чисто социологическую? Позволяет ли используемый критерий удовлетворительным образом провести классификацию режимов, связанных с системами?

Отличительные черты различных видов режимов, выделяемые Ароном, являются по сути классическими. Он сохраняет способ орга­низации власти (политическая конкуренция либо монополия) и спо­соб реализации власти (соответствующая законам и умеренная либо не соответствующая законам и неумеренная). Оригинальность его анализа состоит в установлении социологической теорией связи меж­ду этими чертами и единственной и решающей переменной — одно-партийностью или многопартийностью. Эта переменная «объектив­на», исходя из нее Раймон Арон разворачивает внутреннюю логику каждого из режимов и приходит к классификации из трех категорий: конституционно-плюралистические или многопартийные режимы, однопартийные режимы, беспартийные режимы. Анализ кажется сво­бодным от всякого философского выбора.

Главная трудность такого подхода заключается в следующем: для то­го, чтобы критерий различия между режимами был неслучайным, нуж­но, чтобы он учитывал реализацию власти, а для того, чтобы он был «объективным», он не должен смешиваться со способом осуществления власти; в таком случае нужно найти «объективный» критерий, который


 


и Р. Дем.


1.М.:Тек


, 1993. С. 80.,


164 06 интерпретации политики

включал бы осуществление власти. Ароновская теория внутренней ло­гики режимов, основывающаяся на системе партий, представляет собой средство решения этого затруднения. Но как представляется, именно в этом и состоит слабое место его анализа. Такая логика кажется несколь­ко трусливой, а порой и бессильной. Главное ее звено связывает харак­терный способ организации власти (одна или несколько партий) со спо­собом ее осуществления. Но звено это непрочно, и Раймон Арон, кажет­ся, порой разрывается между «объективным» намерением и своим в не­котором роде естественным рассуждением (связанным с либеральной философией), или между избранным им критерием и критерием, кото­рый, по сути дела, и является решающим (умеренное, неумеренное или безмерное осуществление власти). Возьмем случай с однопартийными режимами. С самого начала, прежде чем подойти к анализу наиболее чи­стого случая данных режимов — советского режима, — он указывает, что «между ними существуют глубокие различия*. Но если единственной партии соответствуют режимы, отмеченные «глубокими различиями», то это оттого, что внутренняя логика однопартийного режима оказыва­ется неоднократно нарушенной. И на самом деле, критерий однопар-тийности приводит к зачислению в одну категорию сталинского режима и режима Кемаля, которые, однако, радикально отличны (они ради­кально различаются методами осуществления власти, хотя в обоих слу­чаях имеет место однопартийность). Поэтому Арон вынужден в некото­ром роде расставить все по своим местам в продолжении своего анали­за, вводя различие между однопартийными режимами — в зависимости от способа осуществления власти. Итак, философский выбор, выстав­ленный за дверь, возвращается через окно?

С другой стороны, возьмем пример с конституционно-плюрали­стическими режимами. Партийный плюрализм не обязательно подра­зумевает умеренное отправление власти. Об этом говорит и сам Рай­мон Арон, используя осторожные формулировки, и внимательно ана­лизируя опасность чрезмерной власти. Над всеми демократиями, пи­шет он, нависает угроза перешагнуть за то, что можно было бы назвать «порогом насилия». Он приводит пример расовой политики Соеди­ненных Штатов, чтобы сделать вывод: «Функционирование режима в западных странах зависит по существу от того, что предлагают осуще­ствить соперничающие партии». Если данное утверждение верно, то это означает, что партийного плюрализма недостаточно для определе­ния однородной категории. Как и раньше, правила функционирова-

В таком случае можно попытаться ответить на поставленные воп­росы: классификация Арона не носит чисто социологического харак­тера, поскольку помимо «объективистских» намерений над анализом


_________________ Осн о вная пере менная 1 65

довлеет философская позиция автора; эта классификация тем больше г. объясняет, чем в меньшей степени она руководствуется социологиче- декмм критерием и в большей — философской позицией. Если мы при-'"' яер*иваемся критерия числа партий, то мы смешиваем очень разные с щчкм зрения реализации власти критерии. Если верно, что главным Критерием выступает осуществление власти (а в таком случае необхо­дима философская позиция), если первостепенное значение имеет умеренное или неумеренное отправление власти (и, следовательно, философский выбор склоняется в пользу свободы), то модальность партийной борьбы не может служить решающим критерием, посколь­ку однопартийность или многопартийность предстают в качестве слишком неопределенного или чересчур приблизительного индикато­ра степени свободы в рамках политических режимов. Противопостав­ление (либеральное) демократия/тоталитаризм, вынесенное им в за­главие книги, предстает основным противопоставлением именно по­тому, что речь идет о свободе и достоинстве человека. Нет никакого со­мнения в том, что по сути таковой и была позиция Раймона Арона.1

Режимы — это законы и люди. Законы организации (в широком смысле) в зависимости от обстоятельств более или менее стеснитель­ны, они никогда не отменяют участия людей, «этих случайных обсто­ятельств», о которых говорил Монтескье. Способ осуществления вла­сти обладает своей автономией. Классификация режимов не может сводиться к классификации систем.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия