Система или режимы?
Критика в адрес теории Парето подходит и для интерпретации, сводящей многообразие режимов к единству системы. Она применима, следовательно, и к «системным» теориям современной политологии, тем более что эти теории не столь значимы, как теория Парето. Можно привести и усугубляющие обстоятельства: системные интерпретации разрабатывались уже после того, как большевистский и нацистский режимы всколыхнули историю и унесли миллионы жизней. 1 Позднее Р. Арон пересмотрел свои позиции. В статье 1965 г. он различает режимы западного типа и режимы советского типа, в основе которых две различные Черты, выделенные им в «Демократии и тоталитаризме»: способ организации, способ доступа к власти, в основе которого лежит или не лежит конкуренция; конституционный или неконституционный способ осуществления власти. Он больше не Ссылается на решающую переменную, которой могла бы быть одно- или многопартийность (см.: Remarques sur la classification de: tiques. P.; Gallimard, 1972. Р.Э40-341). ;s politiques // Etudes poll- Об интерпретации политики Каким образом можно стереть режимы после подобных эксперимен тов? Теоретические амбиции могут ослеплять. Вот последний пример. В 1960-е годы западная советология (в ча стности, американская) решительно изменила свою направленность Она отказалась от тоталитарной модели, представляемой отдельно режимом Советского Союза, чтобы принять социологическую точку зрения: тем самым советская специфика уничтожалась, а вопрос о режиме оказывался снятым. Иными словами, закон всеобщности брал верх: Советский Союз не представлял собой более отклонения, он отныне подходил под общую категорию благодаря теории модернизации. Советский опыт представал в таком случае как необходимый продукт развития: изначальное большое отставание, вынужденный бросок вперед, осуществленный властью, в итоге — особый случай в рамках общей модели. С точки зрения той же самой редукционистской перспективы другие авторы открывали в Советском Союзе признаки «институционального плюрализма», а один признанный ученый дошел до того, что писал, будто «советский гегемонизм» «приблизил СССР к плюралистической модели американской политологии больше, чем сами Соединенные Штаты».2 Можно принимать сегодня всерьез такую советологию? Ее категории не объясняют краха Советского Союза. Как можно осмыслить его крушение, имея в качестве ключевых понятий модернизацию, урбанизацию, индустриализацию или «институциональный плюрализм»? Общий характер теории наталкивается на специфический характер режима. Если наш анализ верен, он приводит к следующему выводу: различие между режимами представляется, безусловно, главным различием, которое в наибольшей степени способствует упорядочению мира политики; способ организации власти никогда не лишает полностью автономии ее реализацию, поэтому следует учитывать оба критерия; в итоге значение имеют те моменты, в которых этот способ организации и этот способ реализации власти обусловливают, ориентируют и направляют способ жизни людей; данное различие обязательно требует определенной философской позиции; классификация режимов достигает своей высшей точки в различении хороших и дурных режимов (с учетом обстоятельств места и времени), режимов," использующих искусство политики, и режимов, отступающих от этого искусства.
1 См.; Malta M. A Fala! Logic // The National In! of Soviet Communism», 31, 1991. P. 80-86. 1 Hough J. The Sovie! Union and Social Sciem University Press, 1977. P. 8. VIII. О жестких правилах политического действия История, творимая людьми, соткана из институциональных продуктов, продуктов неинституциональных и продуктов промежуточных. Все зависит от обстоятельств. В некоторых случаях, даже если верно, что «никто никогда не может предвидеть все до конца» (Г. Спенсер), результаты человеческого действия объясняются прежде всего намерениями: создание государства Израиль в 1948 г. или послевоенное франко-германское примирение были продуктом сознательной воли, а «кампании истребления человеческих существ» (В. Гроссман), организованные большевиками или нацистами, не были нежелательными. В других случаях результаты не зависят от намерений: к цепи насильственных действий не стремился никто среди якобинцев, старый налог на двери и окна неожиданно сделал глухими многие фасады, затяжной характер двух мировых войн не входил в намерения ни одной из воюющих сторон. Политические деятели более или менее знают, чего хотят, они более или менее представляют, что делают. Намерения не гарантируют результатов. Одно и то же утверждение можно использовать и с хорошими, и с дурными намерениями. Однако существует различие: сломать гораздо легче, чем построить. Гитлеру не потребовалось особой ловкости, чтобы устроить бойню евреев, а Сталину — чтобы заморить голодом украинцев, но куда больше умения нужно, чтобы построить в обществе свободный и пристойный порядок. Искусство политики — искусство сложное, подчиненное многочисленным жестким правилам. Одни из них зависят от обстоятельств, другие — от порядка вещей и человеческих реакций. Здесь мы сделаем акцент на те из них, которые кажутся нам наиболее существенными: факты, которые носят обязательный характер (неза- I суще Об интерпретации политики висимые от обстоятельств), жесткие правила взаимодействия (кото рые частично зависят от обстоятельств). Главная идея проста: политика не способна сделать все, она может быть действенной, лишь осознавая это.
|